gototopgototop

УДК 342

К вопросу о правовом регулировании национальной политики в Удмуртской Республике

Голованов Михаил Олегович – преподаватель кафедры Государственного и административного права Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва.

Белоглазов Александр Евгеньевич – студент Юридического факультета Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению правового регулирования национальной политики в Республике Удмуртия на современном этапе. Обозначены механизмы и основные направления реализации государственной национальной политики в Республики Удмуртия. В заключение статьи сформулированы основные выводы.

Ключевые слова: Правовое регулирование, национальная политика, языковая политика, межэтнические отношения.

Удмуртская Республика представляет собою многонациональный регион со сложной фактурой языковых и межэтнических отношений. Одним из главных событий в истории республики можно считать процесс её образования. Так, датой образования Удмуртской Республики можно считать 28 декабря 1934 года, потому что именно тогда постановлением ВЦИК Удмуртская автономная область была преобразована в Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

Сегодня в Удмуртии насчитывают порядка 130 этнических групп, в том числе свыше 80 народов России и стран СНГ. Численность населения в республике по данным переписи населения 2010 года составляет 1 521 420 чел. Среди лиц, которые указали свою национальную принадлежность, самыми многочисленными являются: русские – 60,2%, удмурты – 26%, татары – 6,7%, украинцы – 0,6% и марийцы – 0,6%; представители иных этнических групп составляют в совокупности около 6% от населения региона.

Среди сельского населения республики удмурты, согласно данным переписи населения 2010 года, составляют относительное большинство – свыше 50%. Представление о том, что удмурты в большей степени относятся к сельскому этносу, является устаревшим стереотипом, т.к. свыше 40% представители удмуртского этноса проживают в городах. Русские и татары проживают преимущественно в городах – 78,4% и 83,1% от численности соответствующего народа [3].

Для решения большого количества вопросов национальной политики в регионе было образовано Министерство национальной политики Удмуртской Республики. Его деятельность регулируется рядом нормативных правовых актов, среди которых:

  • Конституция РФ от 12.12.1993 г.;
  • Закон РФ от 25.10.1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 г. № 1532 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»;
  • Конституция Удмуртской Республики от 7.12.1994 г.;
  • Закон Удмуртской Республики от 6.12.2001 г. № 60-РЗ «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики»;
  • Закон Удмуртской Республики от 21.03.2014 г. № 11-РЗ «О реализации полномочий Удмуртской Республики в сфере образования»;
  • Закон Удмуртской Республики от 9.10.2009 г. № 40-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года»;
  • Указ Главы Удмуртской Республики от 19.01.2016 г. № 9 «Об утверждении Стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики»;
  • Постановление Правительства Удмуртской Республики от 14.03.2016 г. № 92 «Об утверждении новой редакции государственной программы УР «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений»;
  • Постановление Правительства Удмуртской Республики от 20.04.2015 г. № 177 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий общественным объединениям национально-культурной направленности на реализацию проектов, программ и проведение мероприятий национально-культурной направленности».

Из них следует выделить ряд положений, отражающих их сущность касаемо национальной политики. Так, первая статья Конституции УР провозглашает равноправное участие всех наций, национальностей и народностей республики во всех сферах её жизнедеятельности, а также гарантирует сохранение и развитие языка и культуры удмуртского и других народов [1]. В Конституции государственными языками признаются: русский и удмуртский языки, она предоставляет гарантию права на сохранение и дальнейшее развитие языков других национальностей.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» был принят Указ Главы Удмуртской Республики «Об утверждении Стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики». Данная стратегия является структурированной системой политических взглядов, ценностных ориентиров в системе межнациональных отношений, которая определяет механизмы и основные направления реализации государственной национальной политики в Республики Удмуртия. Она направлена на решение современных проблем в данной сфере, к которым можно отнести:

  • размывание традиционных нравственных ценностей представителей народов, проживающих в Республике Удмуртия, углубляющийся разрыв поколений;
  • низкий уровень межведомственной и межуровневой координации в области реализации государственной национальной политики, не забывая о профилактике экстремистской направленности и раннее предупреждение конфликтов, возникающих на межнациональной почве;
  • подготовка представителей органов власти всех уровней, находится на низком уровне касаемо вопросов предупреждения и прогнозирования межконфессиональных, межэтнических конфликтов и противоречий;
  • в некоторых муниципальных образований достаточно слабая пропаганда взаимоуважительных отношений между представителями различного рода этнических национальностей, эффективное обеспечение потребностей граждан, связанных с их этнической и национальной общностью;
  • преобладание негативных стереотипов к определенным нациям и народам;
  • сложное социокультурное самочувствие удмуртского народа как на фоне интенсификации процессов языковой, так и этнической ассимиляции;
  • относительно слабое существующее регулирование в вопросах социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов [3].

Поэтому целью данной стратегии является создание максимально благоприятных условий для согласования и гармонизации национальных интересов всех народов, проживающих на территории Удмуртии.

Интересным направлением в этой стратегии является языковая политика в республике, а именно создание оптимальных условий для сохранения и дальнейшего развития языков представителей народов, проживающих в Удмуртии, укрепление статуса удмуртского языка и в первую очередь создание необходимых условий для его изучения всеми желающими.

Языковая политика в республике регулируется Законом Удмуртской Республики от 6 декабря 2001 г. № 60-РЗ «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики». В нём предусматривается:

  • гарантия права использования родного языка народами;
  • свобода выбора, по своему волеизъявлению, языка общения;
  • отсутствие ограничительных рамок относительно языковых прав и иных прав граждан за знание или незнание языка [2].

Также предусмотрены некоторые особенности использования удмуртского языка:

  • русский и удмуртский языки как учебные предметы могут изучаться и преподаваться в образовательных учреждениях, расположенных на территории Удмуртской Республики, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики;
  • работа в органах государственной власти в Удмуртии осуществляется на русском языке, но наряду с ним может применяться и удмуртский язык;
  • Государственный Совет Удмуртской Республики, на заседаниях сессий его Президиума и постоянных комиссий, на заседаниях Правительства депутаты и должностные лица имеют полной право выступать по их собственному желанию на любом государственном языке Удмуртской Республики с наличием соответствующего перевода;
  • нормативные правовые акты Удмуртской Республики должны публиковаться на русском языке, но могут официально публиковаться в дополнение на удмуртском языке;
  • документы нотариального делопроизводства по желанию гражданина, обратившегося к нотариусу, могут оформляться на любом из государственных языков республики [1].

Всё это даёт нам основание предполагать, что закон направлен на создание условия для сохранения, изучения и развития удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики, но без ущерба для других языковых групп.

Следует перейти к государственной программе Удмуртской Республики «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений», ответственность за реализацию которой непосредственно лежит на Министерстве национальной политики республики.

Данная программа создана для решения следующих задач:

  • содействие в существующем формировании и развитии общероссийского гражданского патриотизма и солидарности;
  • сведение к минимуму условий для проявлений экстремизма и терроризма на территории республики;
  • многоаспектная активизация деятельности органов местного самоуправления относительно предупреждения и прогнозирования этнополитического экстремизма, укреплению позитивного этнического и национального самосознания граждан;
  • развитие системы повышения относительное этнокультурной компетентности государственных и муниципальных служащих, сотрудников органов правопорядка;
  • существенное развитие системы мер по дальнейшей профилактики и предупреждению межэтнических конфликтов на основе аналитического мониторинга состояния межэтнических и межнациональных процессов;
  • создание на базе бюджетного учреждения Удмуртской Республики «Дом Дружбы народов» окружного ресурсного центра для организации объединений общественной направленности в области национально-культурной политики;
  • укрепление статуса удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики.

Она включает в себя ряд подпрограмм: «Гармонизация межэтнических отношений, профилактика экстремизма и терроризма в Удмуртской Республике» и «Сохранение и развитие языков народов Удмуртии»[4].

Характерным отличием этого нормативного правового акта от анализируемых нами ранее состоит в том, что он предусматривает более детальное изложение реализации национальной политики. В нём предусмотрено деление на подпрограммы, планирование бюджета на их реализацию вплоть до 2020 года и даже запланирован приблизительный график мероприятий, чем характеризует продуманное отношение властей к реализуемым программам в области национальной политики.

Подводя итог, можно сказать, что национальная политика играет очень важную роль не только для Удмуртии, но и для России в целом. В самой же республике к взаимоотношениям различных национальностей относятся очень серьёзно, что свидетельствует наличие обширного систематизированного законодательства. Особое место в национальной политике занимает язык, т. к. созданы все необходимые условия для сохранения, изучения и развития удмуртского языка.

Поэтому одной из приоритетных задач национальной политики Удмуртской Республики является создание максимально благоприятных условий для согласования и гармонизации национальных интересов всех народов, проживающих на территории республики.

Список литературы

  1. Конституция Удмуртской Республики [Электронный ресурс] : принята постановлением Верховного Совета УР от 07.12.1994 № 663-XII (с изм. и доп.) // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. URL: http://base.garant.ru/15700562/ (дата обращения 30.04.2017).
  2. Закон Удмуртской Республики от 6 декабря 2001 года № 60-РЗ «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» (с изм. и доп.) // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. URL: http://base.garant.ru/15713906/ (дата обращения 30.04.2017).
  3. Указ Главы Удмуртской Республики от 19 января 2016 года № 9 «Об утверждении Стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики» [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. URL: http://base.garant.ru/15780985/ (дата обращения 30.04.2017).
  4. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 14 марта 2016 года № 92 «Об утверждении новой редакции государственной программы УР «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений» [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. URL: http://base.garant.ru/15782309/ (дата обращения 30.04.2017).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк