gototopgototop

О некоторых аспектах конституционно-правового регулирования межэтнических отношений в Российской Федерации и Эстонской Республике

Голованов Михаил Олегович – преподаватель кафедры Государственного и административного права Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва.

Артемьева Екатерина Владимировна – студентка Юридического факультета Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва.

Аннотация: Статья посвящена конституционно-правовому регулированию межэтнических отношений в Российской Федерации и в Эстонской Республике. Обозначены механизмы и основные направления реализации государственной национальной политики в России и Эстонии. В заключение статьи сформулированы основные выводы.

Ключевые слова: Правовое регулирование, национальная политика, межэтнические отношения, языковая политика.

Правовая основа регулирования межнациональных отношений в любом государстве представляет собой совокупность правовых норм, являющихся неотъемлемой составной частью комплексного института прав и свобод человека и гражданина. Значительная роль принадлежит указанным нормам в общем объеме конституционно-правового регулирования прав и свобод человека и гражданина. На уровне межнациональных отношений происходит наиболее тесное соприкосновение интересов гражданского общества и личности, личности и государства.

Основы правового регулирования национальных отношений заложены в Конституции (Основном законе) государства. В Конституции закрепляются основные принципы, направления совершенствования национальных отношений, положения Конституции устанавливают важнейшие юридические гарантии прав и свобод.

Становление и развитие конституционного строя в разных государствах имеет как общие, так и особенные черты. Общим для всех зарубежных стран является признание конституции высшим законом страны, регламентирующим важнейшие политические и правовые отношения в ней, устанавливающим основные положения правопорядка. Все остальное (текущее) законодательство должно соответствовать нормам конституции. Конституция, таким образом, рассматривается как правовая основа конституционного строя или существования конституционализма. Однако объем конституционного регулирования в разных государствах был весьма неодинаков в ходе исторического развития. Такие различия становятся наиболее очевидны при детальном сравнении прав и обязанностей народа в определенной сфере.

Конституционно-правовое регулирование межэтнических отношений не является исключением. Для того, чтобы провести сравнительный анализ конституционно-правового регулирования межэтнических отношений в Российской Федерации и Эстонской Республике необходимо сначала разобраться, что представляют собой межэтнические отношения.

Современного человека окружает удивительно разнообразный и многообразный мир природы, вещей, явлений, состояний, людей, культур и т.д. Ученые мира отмечают неуклонное возрастание в XXI веке роли и значения этнокультурного фактора как в мировом развитии, так и в жизни отдельных этнических общностей. Изменения в экономической, политической и социальной сферах жизни мирового сообщества, в которое органически входит российское государство, требуют радикального пересмотра сложившейся системы межгрупповых, межэтнических, межнациональных, международных отношений. Проблема изучения межгрупповых, межнациональных, межэтнических отношений в настоящее время продолжает оставаться одной из сложных, актуальных проблем современного общества [7].

Т.Г. Стефаненко считает, что «в мировой науке нет четкости в обозначении рассматриваемой нами области: термины «межгрупповые отношения», «межгрупповое поведение», «межгрупповое взаимодействие» и даже «межгрупповой конфликт» употребляются почти как равнозначные». Из всех перечисленных понятий, по мнению Т.Г. Стефаненко, наиболее широким и содержательным является термин «межгрупповые отношения». «С точки зрения здравого смысла, кажется достаточно очевидным, что межгрупповые отношения – это отношения между группами, в том числе между этническими общностями, т.е. отношения, объектом и субъектом которых являются группы» [8].

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 08.09.2009 N 945-ПП « О дополнительных мерах по профилактике ксенофобии и этнополитического экстремизма в молодежной среде города Москвы», межэтнические отношения – это межгрупповые или межличностные отношения, определяемые принадлежностью их участников к той или иной национальности [4].

Конституция РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993г.) закрепляет основные принципы национальных отношений, а так же устанавливает разграничение предметов ведений между Федерацией и ее субъектами по вопросам регулирования и защиты прав национальных меньшинств, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (ст.71,72) .

Ныне действующая конституция (Основной закон) Эстонии была приня¬та на всенародном референдуме 28 июня 1992 года. Конституция Эстонии, так же как и Конституция РФ закрепляет базовые принципы, на основании которых построены межэтнические отношения в государствах. Таковыми являются:

  • Равенство граждан независимо от их национальной принадлежности, культуры и языка;
  • Право на самоопределение народов;
  • Запрещение любых действий, направленных на разжигание национальной розни;
  • Предоставление права каждому лицу свободно определять свою национальную принадлежность;
  • Содействие развитию национальных культур и языков.

Эти принципы находят отражение в статьях 49-52 Конституции Эстонской Республики. Статья 49 провозглашает что, каждый имеет право сохранить свою национальную принадлежность. Соответствующее положение содержит ст.26 Конституции РФ, однако данная статья наиболее полно раскрывает содержание вышеуказанного права. Согласно ч.1 ст.26 каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, но никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Из содержания следует, что лицо имеет право не только на сохранение и определение национальной принадлежности, но так же у лица есть выбор указывать свою национальность или нет [1].

Ч.2 ст.26 Конституции РФ закрепляет право пользования родным языком, а так же свободу выбора языка, на котором ведется общение, проходит обучение, воспитание и творческая деятельность. Ст.68 гласит, что государственным языком Российской Федерации на всей территории является русский, но республики вправе устанавливать свои языки, которые в органах власти, местного самоуправления и государственных учреждениях республик могут употребляться наряду с государственным языком РФ. Ч.3 содержит государственные гарантии на сохранение языков национальностей, а так же создание условий для их изучения и развития [1].

В свою очередь, Конституция Эстонской Республики закрепляет, что каждый имеет право обращаться в государственные учреждения, местные самоуправления и к их должностным лицам на эстонском языке и получать ответ на этом языке.

В регионах, где не менее половины постоянных жителей относятся к национальному меньшинству, каждый имеет право получать ответы от государственных учреждений, местных самоуправлений и должностных лиц также на языке этого национального меньшинства (ст.51). Из вышеуказанного можно сделать вывод, что для того чтобы получить ответ на родном языке национальное меньшинство должно составлять не менее 50% всего населения отдельно взятого региона. Далее ст.52 Конституции Эстонии содержит положение, что делопроизводство в государственных учреждениях и органах местного самоуправления ведется на эстонском языке, но в регионах , где большинство населения принадлежит к какому-либо национальному меньшинству органы местного самоуправления могут вести делопроизводство на языке большинства населения [2].

Отдельной статьей Конституция Эстонии закрепляет право национальных меньшинств создавать в интересах национальной культуры самоуправленческие учреждения на условиях и в порядке, установленных Законом о культурной автономии национальных меньшинств. Согласно Закону о культурной автономии национальных меньшинств от 26 октября1993 г. учреждениями культурного самоуправления являются:

  1. учебные заведения с обучением на национальном языке или с углубленным изучением национального языка (дошкольные детские учреждения и школы);
  2. учреждения национальной культуры;
  3. предприятия и издательства, занимающиеся вопросами национальной культуры;
  4. национальные учреждения социального обеспечения (ст.24).

Культурные самоуправления национальных меньшинств могут образовать лица из числа немецкого, русского, шведского и еврейского национальных меньшинств и лица, принадлежащие к национальному меньшинству численностью более 3000 человек [3].

Конституционно-правовое регулирование межэтнических отношений в России и Эстонии ограничивается перечнем перечисленных положений, однако это не означает, что это полное правовое регулирование национальной политики в данных государствах. В соответствии с положениями Конституции РФ действуют законы, содержащие в себе нормы, регулирующие отношения национальных меньшинств: Федеральный закон от 17.06.1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», Закон РФ от 25.10.1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации», Федеральный закон от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Федеральный закон от 20.07.2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» , Федеральный закон от 7.05. 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» . Помимо этих, в нормативной базе российского законодательства существуют нормативно-правовые акты, в той или иной мере имеющие отношение к межнациональным отношениям. В частности, к ним относятся: Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», Указ Президента Российской Федерации от 30.06.1996 № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Указ Президента РФ от 19.12. 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [6].

Согласно данным исследования национальную политику в Эстонской республике регулируют только Конституция Эстонии и Закон о культурной автономии национальных меньшинств от 26 октября 1993 г. Отсутствие необходимого правового регулирования межнациональных отношений приводит к возникновению межэтнических конфликтов, что является отдельной темой исследования большого количества ученых всего мира.

Таким образом, конституционно-правовое регулирование межэтнических отношений в Российской Федерации и Эстонской Республике основано на общих принципах равенства, самоопределения, сохранения языка национальных меньшинств. Однако, не смотря на это, общее правовое регулирование национальных отношений наиболее детально регламентировано российским законодательством, нежели эстонским. Отсутствие должного правового регулирования в Эстонии дает возможность возникновения межнациональных конфликтов, последствия которых слишком велики.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенарод. голосованием 12.12.1993 (с изм. и доп.). – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Конституция Эстонской Республики . [Электронный ресурс] : принята на референдуме 28 июня 1992 года // Режим доступа : https://president.ee/ Дата обращения :31.03.2017
  3. Закон о культурной автономии национального меньшинства. [Электронный ресурс]: принят 26 октября1993 г. // Режим доступа: http://constitutions.ru/ Дата обращения : 31.03.2017
  4. О дополнительных мерах по профилактике ксенофобии и этнополитического экстремизма в молодежной среде города Москвы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Москвы от 08.09.2009 N 945-ПП. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Андриченко, Л. В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в РФ .-М., 2005. – 404 с
  6. Сикорская О. Г. Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу межнациональных отношений в России с 1991 г. // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 293-296
  7. Скуратовская К. Г. Современное положение русской этнической группы в Эстонии: политологический анализ [Электронный ресурс]: // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2016. №1. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ Дата обращения: 30.03.2017.
  8. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк