gototopgototop

УДК 34.096

Сравнительно-правовой анализ института административного расследования по делам о нарушении таможенных правил в государствах-членах Евразийского экономического союза

Храмова Ирина Вадимовна – государственный таможенный инспектор Самарского таможенного поста Самарской таможни, студентка магистратуры кафедры Таможенного права Российская таможенная академия.

Аннотация: В данной статье проведено сравнение нормативного регулирования порядка проведения административного расследования по делам о нарушении таможенных правил: в чем сходство и в чем различие в подходах к данному вопросу, и в каком государстве-члене ЕАЭС правовая регламентация наиболее совершенна.

Ключевые слова: Административное расследование, административный процесс, Евразийский экономический союз

В настоящее время до сих пор не утихают дискуссии по определению понятия «административное расследование» и его месте в производстве по делам об административных правонарушениях. В 28 главе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) расследование включено в стадию возбуждения дела об административном правонарушении, что поддерживается и многими авторами.

Е.Е. Новичкова считает, что «административное расследование является самостоятельной формой производства по делам об административных правонарушениях и отличается от других форм порядком возбуждения дела, процессуальными сроками, а также иными особенностями, проявляющимися на различных стадиях производства». [13, С.40]

«Ф.П. Васильев, например, определяет административное расследование как процессуальную стадию и деятельность правоприменительных субъектов по установлению административного правонарушения и виновных лиц, обеспечению правомерного привлечения их в качестве административных правонарушителей для установления всех обстоятельств дела и составлению протокола об административном правонарушении, а также для создания предпосылок решения процессуальных задач при реализации законов об административной ответственности». [12, С.126]

В случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ). То есть административное расследование представляет собой совокупность процессуальных действий, проведение которых требуется для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Таможенного кодекса таможенного союза таможенные органы государств - членов таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

С 01.01.2017 вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Данный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении государственными органами административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

01.03.2007 подобный нормативный правовой акт был введен в действие в Белоруссии - Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь (далее - ПИК РБ) об административных правонарушениях. В данном Кодексе присутствует определение административного процесса (это установленный настоящим Кодексом порядок деятельности его участников по делу об административном правонарушении). Здесь два существенных отличия от КоАП РФ: во-первых, глава, регламентирующая порядок возбуждения дела об АП, содержится в отдельном Кодексе. Если в КоАП РФ основные принципы административной ответственности, виды наказаний, виды административных правонарушений, а также порядок возбуждения дел об административных правонарушениях (далее - АП) содержатся в одном источнике, то в Белоруссии эти темы разделены между ПИК РБ и КоАП РБ. И, во-вторых, в ПИК РБ глава, посвященная возбуждению дел об АП и административному расследованию, называется обобщенно «Подготовка дела об АП к рассмотрению».

В Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее КоАП РК) аналогично КоАП РФ присутствует глава «Возбуждение дел об административных правонарушениях». Кодекса административного судопроизводства в данном государстве-члене Евразийского экономического союза нет, и даже понятие «административное расследование» нигде не встречается.

Частью 3 статьи 547-1 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности установлено, что одним из вариантов возбуждения дела об АП является вынесение определения о возбуждении дела об АП при необходимости проведения административного расследования. При этом сам порядок проведения административного расследования не регламентируется и содержание данного понятия не раскрывается. Аналогичная ситуация с Кодексом об административных правонарушениях Республики Армения.

В соответствии с КоАП России в случаях, когда проведение процессуальных действий связано со значительными временными затратами, по отдельным составам административных правонарушений проводится административное расследование. Максимальный срок административного расследования для таможенных органов Российской Федерации составляет шесть месяцев. После завершения административного расследования составляется протокол об АП либо выносится постановление о прекращении дела.

«В Республике Беларусь действует похожий механизм, который предусматривает возможность осуществления процессуальных мероприятий до вынесения протокола об АП и направления его на рассмотрение - подготовка дела об АП к рассмотрению, общий срок которой составляет по делам об административных таможенных правонарушениях два месяца со дня начала административного процесса. При этом сама подготовка к рассмотрению может быть приостановлена на неопределенный срок, если по делу назначена и проводится экспертиза либо запрошена информация из иностранного государства. По окончании подготовки составляется протокол об АП либо выносится постановление о прекращении дела.

В КоАП Республики Казахстан стадии, схожие с административным расследованием, не предусмотрены, а в случаях, когда требуется проведение экспертиз, протокол об АП составляется в течение двух суток с момента получения заключения эксперта». [11]

Принимая во внимание, что в каждой стране действует свое национальное административное законодательство, Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 года № 50 был принят Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза (далее - Договор), которым установлены единые правила и механизмы привлечения лиц к ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза. В 2014 году к данному Договору присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика.

«Одним из основополагающих принципов, предусмотренных Договором, является принцип возбуждения дела об АП по месту его выявления, а не по месту совершения, что позволяет таможенным органам государства - члена ЕАЭС своевременно привлекать лиц к административной ответственности на основании своего национального законодательства даже в том случае, если оно совершено на территории другого государства - члена ЕАЭС». [2]

В соответствии с Соглашением о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях центральные таможенные органы принимают меры по разработке совместных методических материалов, касающихся практики производства (ведения процесса) по делам об административных правонарушениях, обучению и повышению квалификации сотрудников таможенных органов.

Таким образом, путем сравнения мы выяснили, что правовая регламентация административного расследования в государствах-членах ЕАЭС не лишена недостатков. Так отсутствует само толкование данного понятия в кодексах перечисленных выше стран, и в некоторых источниках данная форма производства сливается со стадией возбуждения дела или подготовкой дела к рассмотрению.

Наиболее логичная регламентация данного вопроса содержится в ПИК Республики Беларусь, так как отсутствие даже самого понятия расследования и название главы «Подготовка дела об АП к рассмотрению» позволяют не вводить правоприменителя в заблуждение.

Можно прийти к выводу, что административное расследование представляет собой совокупность процессуальных действий, проведение которых требуется для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых в свою очередь для правильного разрешения дела об административном правонарушении. И, возможно, следует ввести дефиницию административного расследования в целях исключения двусмысленности толкования норм КоАП России.

Список литературы

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
  2. Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 32. - Ст. 4476.
  3. Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 32. - Ст. 4474.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
  5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Федеральный закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 10. - Ст. 1391.
  6. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Закон Республики Беларусь от 20.12.2006 № 194-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2007. - № 14. - Ст. 2/1291.
  7. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Закон Республики Беларусь от 31.12.2006 № 208-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003. - № 63. - Ст. 2/946.
  8. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях: Закон Республики Казахстан от 05.07. 2014 № 235-V // Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 2014. - № 18-II (2667-II). - Ст. 92.
  9. Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности от 4 августа 1998 года № 114 // Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. - 1999. - № 2. - Ст. 77.
  10. Кодекс об административных правонарушениях Республики Армения // Официальные ведомости Республика Армения. - 1985. - №23. - Ст. 295.
  11. Письмо ФТС России от 20 марта 2013 года № 18-12/11516 «О направлении обзора».
  12. Зубач А.В., Сафоненков П.Н. Административная юрисдикционная дея-тельность таможенных органов Российской Федерации: учебное пособие. - Люберцы: Издательство Российской таможенной академии, 2012. - 204 с.
  13. Новичкова Е.Е. Административное расследование: проблемы, вопросы, перспективы // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2016. - № 4 (38) - 40 - 45 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 300 рублей для России и 500 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк