gototopgototop

УДК 338.001.36

Проблема эффективного использования государственных инвестиций предприятиями с государственным участием

Галактионова Виктория Ивановна – студент магистратуры Южно-Уральского государственного университета.

Руководитель: Цало Илья Маркович – кандидат экономических наук, доцент кафедры Маркетинга и менеджмента Южно-Уральского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема неэффективного использования государственных инвестиций предприятиями, раскрыт порядок получения данных инвестиций. Предложены мероприятия по повышению эффективности использования инвестиций и приведены две сравнительные таблицы показателей с завода, на котором были осуществлены перечисленные мероприятия.

Ключевые слова: Государство, инвестиции, экономика, инфраструктура, эффективность, проект, контроль, предприятия, управление, государственно-частные партнерства.

По исторически сложившейся традиции государство создает и поддерживает в рабочем состоянии всю инфраструктуру страны: дороги, порты, аэропорты, энергосети, телекоммуникации и многое другое. Без этого значительная часть экономической деятельности страны была бы невозможна.

Нужно отметить, что развитие экономики страны напрямую связано с инвестициями. Инвестиционные расходы страны, в особенности на инфраструктуру, являются одним из главных направлений деятельности. В некоторых случаях находят прямо пропорциональную зависимость величины инвестиций в инфраструктуру и экономическим ростом страны. Вместе с тем, нужно отметить, что далеко не очевидно, что увеличение расходов на инфраструктуру будет стимулировать рост в большей степени, чем например увеличение расходов на здравоохранение или образование. Но не поспоришь с тем фактом, что качество физической инфраструктуры влияет на производительность страны, ее конкурентоспособность, на привлекательность страны со стороны иностранных инвесторов.

На сегодняшний день, нужно отметить, что страна находится в состоянии кризиса, вопрос об инвестициях в ту или иную отрасль стоит наиболее остро. И вопрос стоит не об увеличении или уменьшении инвестиции, а об их эффективности. Основной целью инвестиционной политики является обеспечение прочных условий для непрерывного долговременного роста, который, в свою очередь, формирует структурно-инновационную переориентацию экономической сферы.

Инвестиционная политика государства имеет основные принципы:

  • направленность на инновационный путь экономического развития;
  • формирование правовой базы в инвестиционной деятельности;
  • определение приоритетов в инвестиционном развитии;
  • взаимодействие всех сфер страны;
  • использование эффективных механизмов в инвестиционной деятельности;
  • активное содействие развитию инвестиционной инфраструктуры.

Для политики государства в экономической сфере наиболее важным является: расширение внутреннего рынка, повышение степени занятости населения, сглаживание диспропорция в инвестиционном плане и концентрация государственных ресурсов. Наиболее актуальны те направления, которые способствуют росту благосостояния населения.

Согласно ст.39 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".

Контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют Счетная палата Российской Федерации, а также уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляют уполномоченные на то соответствующими субъектами Российской Федерации органы.

Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством Российской Федерации.

Важно отметить, что государственная поддержка (участие на возвратной основе) частных инвестиционных проектов, как правило, проводится на конкурсной основе. Так, закон о стимулировании инвестиционной деятельности Челябинской области предполагает следующие основы конкурсного финансирования проектов.

Кроме того, государственная поддержка предоставляется субъектам инвестиционной деятельности при условии отсутствия просроченной задолженности по ранее предоставленным на возвратной основе бюджетным средствам.

Закон также определяет условия проведения и критерии конкурсного отбора инвестиционных проектов субъектов инвестиционной деятельности, претендующих на получение государственной поддержки инвестиционной деятельности за счет средств областного бюджета.

Несмотря на высокий уровень контроля и конкурсный порядок выбора субъекта инвестиционной деятельности, уровень эффективности данной деятельности останется очень низким. Причины низкой эффективности государственной поддержки экономики страны можно выделить следующие.

На операционном уровне: слабый мониторинг реализации инфраструктурных объектов, высокие административные издержки реализации проекта, высокий уровень коррупции.

На стратегическом уровне: рассмотрение отдельных проектов, а не их портфеля в целом, все более нарастающая тенденция предпочитать строительство новых объектов извлечению максимальной прибыли из существующих.

Для лучшего понимания данной проблемы, возьмем конкретную отрасль экономики и разберём ее более подробно. Для примера разберём промышленную отрасль. Какие проблемы низкой эффективности государственных инвестиций существуют? Необходимо отметить, что в данной отрасли помощь оказывается, прежде всего, предприятиям, которые находятся в собственности у государства. По этой причине они не заинтересованы в повышении экономических показателей предприятия, его усовершенствовании и повышении мощностей. Отсутвует эффективная система управления персоналом. Применяются низкоэффективных технологий, используется устаревшее оборудование, следовательно, наблюдается высокая трудоемкость. Из всех вышеперечисленных факторов вытекает самый главный – наблюдается высокая себестоимость единицы продукции, что в значительной степени влияет на экономическую эффективность предприятия в целом. Для повышения низкой эффективности государственных инвестиций в данную отрасль самым важным мероприятием, на мой взгляд, будет являться создание государственно-частных партнерств. Каким образом органы государственного управления могут обеспечить эффективность государственно-частных партнерств: нормативно-правовая база, регулирующая деятельность государственно-частных партнерств, порядок отбора и реализации партнерств, а также роль министерства финансов в этом процессе, договорные обязательства, на которых основана деятельность партнерств, которые непосредственно определяют фискальный риск, принимаемый государством.

Кроме того, целью органов государственного управления должен быть прозрачный бюджетный учет и полное раскрытие всех фискальных рисков.

Для того чтобы увидеть насколько эффективны государственно-частные партнерства, рассмотрим отчетности ОАО ФНПЦ Станкомаш и ООО Станкомаш за 2013 и 2014 годы соответственно. ОАО ФНПЦ Станкомаш – это государственное предприятие, в которое вкладывались огромные инвестиции до 2013 года. В 2014 году было принято решение передать Станкомаш в частные руки и частично оказывать государственную поддержку. Проанализируем показатели экономической эффективности данного предприятия до и после создания государственно-частного партнерства.

Таблица 1. ОАО ФНПЦ Станкомаш (показатели за 2013 год).

Чистая прибыль

-302 968 000

Выручка

446 697 000

Рентабельность активов

-51,27%

Рентабельность продаж

-36,31%

EBIT

-47 178 000

Фондоотдача

-0,24

 

Таблица 2. ООО Станкомаш (показатели за 2014 год).

Чистая прибыль

56 729 000

Выручка

122 134 000

Рентабельность активов

5,83%

Рентабельность продаж

-167,87%

EBIT

117 186 000

Фондоотдача

2,71

 

Практически все показатели после создания государственно-частного партнерства улучшились. Нужно заметить, что это незначительные улучшения, что Станкомаш продолжает развиваться и выходить из состояния банкротства.

Не менее важным фактом является то, что при создании партнерства, ООО Станкомаш стало выделяться гораздо меньше государственных инвестиций, а экономическая эффективность улучшилась. Это является еще одним доказательством того, что создание государственно-частных партнерств одно из правильных решений проблемы низкой эффективности государственных инвестиций.

Список литературы

  1. Бухгалтерская отчетность ОАО ФНПЦ «Станкомаш» за 2013 год.
  2. Бухгалтерская отчетность ООО «Станкомаш» за 2014 год.
  3. Статья 39 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" [от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 26.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2016)]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/67a41ac94d7a8c6f8a8c7b96950c4cc146298124/.
  4. ОАО ФНПЦ Станкомаш . URL: stankomashpark.ru.
  5. ООО Станкомаш. www. URL: stankomash74.ru.
  6. Счетная палата сочла неэффективным использование средств на 440 миллиардов// LENTA.RU: Госэкономика, новости от 3 февраля 2016 года. URL: https://lenta.ru/news/2016/02/03/golikova/.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк