УДК 65.011.56

Веб-сервис для автоматизации работ по оказанию и продвижению косметологических услуг

Осипова Анастасия Михайловна – бакалавр Прикладной информатики Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники».

Аннотация: Статья о разработке веб-сервиса для автоматизации работ по оказанию и продвижению косметологических услуг. Реклама по средствам создания индивидуального веб-сайта предприятия очень хорошая возможность заявить о себе на весь мир. От того как выглядит сайт и какую полезную информацию найдёт посетитель на его страницах зависит, станет ли он потенциальным заказчиком услуг оказываемых салоном.

Ключевые слова: Автоматизация, сервис, UML, заказ, разработка, сайт.

Введение.

В настоящее время на рынке салонного бизнеса, как в России, так и в мире наблюдается подъем, а в некоторых странах на лицо избыток салонов красоты. Поэтому для успешного ведения бизнеса необходимо иметь сайт, а еще лучше веб-сервис, позволяющий хранить все необходимые данные о клиентах, контролировать запись, иметь обратную связь. Из-за большого объема информации, очень важно структурировать данные и хранить их в удобной форме на главном компьютере, обеспечить быстрый поиск данных и удаленный доступ к базе данных с локальных компьютеров.

Разработанный веб-сервис готов к внедрению и экономически эффективен, при расчете были соблюдены все, без исключения, размеры вложений в создание, развитие, поддержку и рекламу, а также учтены непредвиденные расходы и риски.

Проектирование и разработка.

Существует множество салонов имеющих собственные сайты, на которых клиент может ознакомиться с предоставляемыми услугами, оставить свою заявку на сеанс с предпочтительной датой и временем, после этого с ним связывается сотрудник салона, и только тогда происходит запись на сеанс.

В ходе анализа предметной области, было выявлено два основных бизнес-процесса работы салона: оформление нового заказа (рис.1) и обработка заказа (рис.2). Процесс «оформление нового заказа» состоит из процессов: оформление заказа, согласование заказа, запись на сеанс. Процесс «обработка заказа» состоит из четырех процессов: прием заказа, оформление заказа, проведение сеанса и оплата.

Рисунок 1. Бизнес процесс «Оформление нового заказа».

Рисунок 2. Бизнес процесс «Обработка заказа».

Из описания бизнес-процессов видно, что этот веб-сервис предназначен как для клиентов, так и для работы сотрудников салона. Данная разработка позволяет упростить запись клиентов на сеанс, что в итоге приведет к увеличению числа заказов.

Во время проектирования веб-сервиса были разработаны диаграммы UML (Unified Modeling Language):

В основу проектирования базы данных была взята диаграмма классов, а сама реализация БД проведена с помощью Erwin Data Modeler (рис.3).

Рисунок 3. Модель базы данных.

При разработке главных модулей функционирования сервиса были использованы распространенные и совместимые с большим количеством браузеров языки программирования. HTML (от англ. HyperText Markup Language — «язык гипертекстовой разметки»), CSS (англ. Cascading Style Sheets — каскадные таблицы стилей), JavaScript — прототипно-ориентированный сценарный язык программирования и PHP (англ. PHP: Hypertext Preprocessor — «PHP: препроцессор гипертекста»; первоначально Personal Home Page Tools— «Инструменты для создания персональных веб-страниц).

Работа с веб-сервисом.

Смысл разработки в создании веб-сервиса для хранения информации о заказах, клиентах, мастерах и их портфолио, ведения записей сеансов, облегчения в салоне процесса контроля над проведенными и запланированными сеансами. Система позволяет руководителям и сотрудникам сократить затраты времени на обработку информации и выполнения заказов, а клиентом круглосуточно через Интернет просматривать информацию об оказываемых услугах, мастерах и портфолио, осуществлять онлайн запись на сеанс.

В разработанной системе предусмотрено четыре вида пользователей: клиент, мастер, сотрудник, менеджер. Клиенту доступны функции: просмотр информации об услугах; просмотр информации о мастерах (портфолио); просмотр общих сведений о компании (контакты, сертификаты); заказ услуги; оставить отзыв. Для мастера предоставлены функции просмотра текущих заказов, и редактирования своего портфолио, также доступен раздел веб-сервиса «Заказы», скрытый от клиентов, в котором перечислены все данные о заказах назначенных менеджером. Сотруднику может: редактировать и добавлять новые услуги; добавлять новых мастеров; редактировать контент веб-сервиса. Менеджеру предоставлена функция просмотра всех данных о поступивших заказах, для возможности связи с клиентом – уточнения всех деталей заказа. Заказ поступает в систему со статусом «в рассмотрении». После разбора всех нюансов с заказчиком, менеджер может приступать к постановке задачи мастеру. Он назначает дату и время заказа, согласно запланированного расписания и меняет статус заказа на «утвержден». После чего сведения о назначенном сеансе появятся в разделе «Заказы» мастера.

У каждого мастера есть свой личный кабинет, закончив работу, он меняет статус заказа на «Выполнен». Данные о заказе остаются в системе.

Модули системы не позволяют сеансам накладываться друг на друга, что может привести к путанице и недовольству клиентов.

Вывод

Ведение записей о заказах и клиентах в рукописном виде значительно сокращает количество проведенных и назначенных сеансов.

Разработка веб-сервиса для автоматизации работ по оказанию и продвижению косметологических услуг актуальна, и будет использоваться, а не пылиться на полках. Анализ аналогов показал, что подобные веб-сервисы не предоставляют всего спектра рассматриваемых критериев (запись онлайн, обратная связь, выбор мастера, наличие портфолио).

Список литературы

1. Грэди Буч, Джеймс Рамбо, Айвар Якобсон UML. Руководство пользователя. ДМК, 2001.

2. Игнатова И.Г., Соколова Н.Ю. Методические указания по проектированию информационных систем на языке UML. М.: 2014.

3. Новостной сайт [Электронный ресурс] / URL: http://rosinvest.com/acolumn/ blog/kosmetika_i_parfymeriya/389.html

4. Компьютерная энциклопедия [Электронный ресурс] / URL: www.km.ru.