УДК 334
Живогляд Виктория Александровна – магистр факультета Экономики и управления Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева (Национальный исследовательский университет).
Долгих Владислав Юрьевич – магистр факультета Экономики и управления Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева (Национальный исследовательский университет).
Аннотация: Данная работа посвящена вопросу создания карты потока ценностей для ОАО «Мобильные ТелеСистемы (МТС)» и применения инструментов бережливого производства для сокращения потери времени.
Ключевые слова: Карта потока ценностей, рабочий процесс, инструменты бережливого производства.
Изготовление карты потока создания ценности является одним из самых важных инструментов построения организации в соответствии с принципами философии Lean. Для создания карты потока времени сначала создается карта наблюдения за рабочим процессом.
Таблица 1. Карта наблюдения.
Операции |
Продолжительность операции |
Минимальное время операции |
Потеря времени |
Ожидание курьера |
60 минут |
1 минута |
59 минут 99% |
Разгрузка |
10 минут |
5 минут |
5 минут 50% |
Прием товара по качеству и количеству |
25 минут |
10 минут |
15 минут 60% |
Разбор товара |
20 минут |
5 мин |
15 минут 75% |
Печать ценников |
30 минут |
10 мин |
20 минут 66% |
Перемещение товара к месту хранения и размещения |
20 минут |
5 минут |
15 минут 75% |
Комментарии к операциям:
1. Ожидание курьера: время прибытия курьера варьируется от 1минуты до 60 минут, период простоя, когда нет необходимого товара для продажи;
2. Разгрузка: курьер развозит товар сразу в несколько торговых залов, поэтому тратится время на выбор товара именно для данного зала;
3. Прием товара по качеству и количеству: прием товара производится во время рабочего процесса, специалисты отвлекаются на покупателей;
4. Разбор товара по необходимости выставления в торговый зал: продавцы не подготовлены к прибытию курьера и не знают, какой товар им нужно выставить на витрины, поэтому тратят много времени на разбор товара;
5. Печать ценников: необходим еще один компьютер для решения подобных задач, так как остальные компьютеры участвуют в рабочем процессе;
6. Перемещение товара к месту хранения и размещения: не подготовлено место для размещения товара.
Итого теряется 124 минуты (77,5 %). Минимальное время для выполнения операции: 36 минут (22,5%)
Рисуем карту потока создания ценности по приему товара.
Ожидание |
|
Перемещение к месту хранению и размещению |
↓ |
|
↑ |
Разгрузка товара |
|
Печать ценников |
↓ |
|
↑ |
Прием товара по количеству и качеству |
→ |
Разбор товара по необходимости в торговом зале |
Рисунок 1.Карта потока создания ценности.
Для практического внедрения бережливого производства, мы используем систему 5 S.
К примеру, возьмем четыре элемента рабочего процесса: ожидание курьера, разбор товара по необходимости в торговом зале, перемещение товара, печать ценников. И применим к ним систему 5 S.
Для процесса «ожидание курьера» мы применим «совершенствование» то есть, договоримся с курьером о конкретном времени его прибытия в торговый зал и тем самым сократим время ожидания до минимума.
К операции «разбор товара» применим «сортировку» то есть, заранее определится, какого товара не хватает на витринах и во время принятия товара, откладывать тот товар, который необходимо выставить в торговый зал.
К процессу «перемещение товара» применим «соблюдение порядка», организуем специально место для нового товара.
К операции «печать ценников» можно применить «содержание в чистоте» то есть именно за данную операцию должен будет отвечать конкретный сотрудник, который сразу в процессе приема товара, будет печать на него ценники.
Применив данные инструменты бережливого производства, мы можем сократить потери времени и создадим условия, позволяющие нашему торговому залу реализовать свой потенциал для повышения конкурентоспособности.
Список литературы
1. Studopedia [ Электронный ресурс].- Режим доступа: http://studopedia.ru/. Дата обращения: 1.06.2015.