Сетевая организация среднего образования как условие перспективного развития образовательного пространства малого города

Мищенко Ольга Юрьевна - учитель английского языка Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы №5 г. Славянск-на-Кубани; магистрант основной образовательной программы «Управление образовательной организацией» по направлению подготовки «Педагогическое образование» Кубанского государственного университета в г. Славянск-на-Кубани.

Аннотация: В статье рассмотрен круг вопросов, связанных с формированием и развитием моделей образовательного пространства в условиях малых городов России и мира. На основе анализа отечественных и зарубежных подходов к данной проблеме обоснуется выбор подходящей модели сетевого образовательного взаимодействия в г. Славянске-на-Кубани.

Ключевые слова: Единое образовательное пространство, профильное обучение, сетевая организация среднего образования, консорциум.

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью формирования единого информационно-образовательного пространства малого города, как одного из ключевых принципов развития российского образования. И, как следствие, особую актуальность приобретают повышенные требования государства к уровню и качеству образования.

К сожалению, как правило, в малых городах России, в том числе городе Славянске-на-Кубани, добиться реализации заданных установок в пределах существующего уровня взаимодействия образовательных учреждений невозможно. Учащиеся не могут получить бесплатное качественное образование, соответствующее их запросам, ввиду того, что образовательное учреждение реализует ограниченный набор образовательных услуг. Это определило потребность в совершенно новых формах функционирования образовательной системы, в проектировании стратегии сетевого развития единого образовательного пространства.

В настоящее время пристальное внимание привлекает данный феномен в педагогике. Исследования сетевых организаций ведутся А. И. Адамским, Ю. А. Конаржевским, Ю. А. Фильчаковым, Ю. П. Болтышевым, С. В. Тарасовым, К. Г. Митрофановым [1,2].

Обращение к подобному вопросу обусловлено стремительным развитием рыночных отношений в образовании и, как следствие, поиском новых форм эффективного управления системой образования в условиях малого города. Однако в педагогической практике и в условиях современного развития образования г. Славянска-на-Кубани этот вопрос остается открытым.

Исследование мы начали с рассмотрения сущности и требований к развитию образовательного пространства. Понятие «образовательное пространство» понимается с точки зрения личностно-средового, системно-целостного, социально-географического подходов. В дальнейшем исследовании под термином «образовательное пространство» мы будем понимать определение Д. А. Ягофарова, который характеризовал его не как обычную совокупность образовательных систем и уровней, а сложный феномен, развитие которого происходит только в связи с другими пространствами, включающий в себя множество различных образовательных систем (подсистем), которые складываются в образовательной сфере.

При анализе образовательного пространства города Славянска-на-Кубани были выявлены следующие проблемы.

Выбор профилей подготовки в школах происходит формально и обусловлен или наличием в образовательном учреждении «сильных» учителей, или хорошей материально-технической базой по профильному направлению.

Происходит дублирование профильных направлений в школах города. В 2013-2014 учебном году среди основных реализуемых профилей можно выделить естественнонаучный (40%), реализуемый в четырех школах города, экономико-математический, физико-математический профили (47%), реализуемые в трех школах, гуманитарный профиль (13%), реализуемый в одной школе. Кроме того, малое разнообразие предлагаемых профилей подготовки только в пределах родной школы не в полной мере отвечает потребностям общества и ограничивает выпускников школ города в выборе будущей специальности. Результаты исследования качества организации профильного обучения в школах г. Славянска-на-Кубани показали, что 33,3% выпускников будет в дальнейшем учиться по данной специальности, 26,1% по родственной специальности (всего в анкетировании приняли участие 69 учащихся 10-11 классов). Следует подчеркнуть, что 30,4% учащихся планируют в дальнейшем учиться по другой специальности, 10% не определились в выборе дальнейшей траектории образования, что практически в равном процентном соотношении с вышеназванной категорией. Неоптимально используются бюджетные средства для обеспечения высококачественного учебного процесса

В развитых странах взаимодействие субъектов образовательного пространства малых городов построено на ресурсном обмене. На наш взгляд, в настоящее время в организации образовательного пространства малых городов первенство принадлежит таким развитым странам как Великобритания, Германия, где система образования строится на принципах управления на основе результата, стимулирования сотрудничества и свободы выбора участником форм, методов и механизмов участия в образовательной деятельности, равенстве возможностей участников образовательного пространства.. Вместе с тем следует отметить, что такая система индивидуализации образования требует значительных финансовых затрат. В Великобритании на одного ученика затрачивается примерно в 5 раз больше денег, в Германии в 6 раз больше (около 7000 долларов), чем может позволить себе Россия. На наш взгляд, данная организация образования требует значительных финансовых вложений, для обеспечения каждой школы всей необходимой материально-технической базой по нескольким профилям [3].

Исследование подходов к развитию образовательного пространства малых городов России и Европы определило форму сетевой организации образования, как наиболее перспективную.

По словам М. М. Чучкевича, сетевая организация образования подразумевает создание единого образовательного пространства посредством добровольного объединения образовательных ресурсов, их укрупнения и эффективного использования [5].

На основании анализа организации сетевых форм в образовании России и европейских стран можно выделить следующие основные формы сетевых структур:

  • базовая школа (ресурсный центр);
  • социокультурный комплекс;
  • профильная школа;
  • ассоциация;
  • консорциум [4].

Анализ приведенных форм организации развивающегося образовательного пространства показывает, что одной из самых оптимальных моделей по ряду образовательных и социально-экономических признаков является создание муниципальной развитой сети образовательных учреждений города в форме консорциума.

Под образовательным консорциумом в нашем исследовании мы понимаем новую общепринятую форму образования, созданную на основе кооперации средних общеобразовательных школ, вузов, техникумов, учреждений культуры и спорта, предприятий, с целью объединения образовательных ресурсов для реализации индивидуальных образовательных программ учащихся.

Опираясь на вышеизложенные исследования, мы приходим к выводу, что форма «консорциум образовательных учреждений» в условиях г. Славянска-на-Кубани характеризуется следующими положениями:

а) Консорциум представляет собой добровольное объединение средних общеобразовательных учреждений, объединенных общей целью повышения качества среднего образования.

б) Каждое образовательное учреждение сохраняет статус юридического лица.

в) Участники сети действуют на основании уставов своих школ, настоящего Положения и договоров, заключаемых между участниками консорциума.

г) Руководство совместной деятельностью консорциума образовательных учреждений осуществляет Совет консорциума, в который входит управление средних общеобразовательных школ города.

д) Координационные вопросы функционирования сети находятся в компетенции Управления Образования МО Славянский район, однако, все основные решения принимаются на Совете консорциума.

е) Вкладами участников консорциума в образовательную сеть являются материально-технические, учебно-методические материалы, педагогические ресурсы.

ж) Функционирование сети в соответствии с социально-экономическим условиями города, что подразумевает выявление внешнего образовательного заказа на данной территории.

Единое образовательное пространство будет обеспечиваться сотрудничеством школ при реализации профильного обучения на старшей ступени обучения. Соответственно необходимо провести профильную дифференциацию школ, то есть создание специализированных школ с определенными профилями. При этом предоставить учащимся возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, то есть проходить профильное обучение в любой школе, принадлежащей к сети, базовые предметы осваивать в своей школе.

Новая форма взаимодействия и функционирования образовательных учреждений позволит: максимально удовлетворить образовательный заказ на территории района при данных ресурсах, обеспечить равные возможности и высокое качество образования для всех учащихся и рациональное использование интеллектуального потенциала учителей городских школ и педагогов дополнительного образования, методических ресурсов; расширить перечень образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов обучающихся; улучшить материально-техническое оснащение реструктурированных школ города Славянска-на-Кубани; повысить эффективность затрат на содержание сети образовательных учреждений и качество работы образовательных учреждений в целом.

Список литературы

1 Адамский, А. И. Сетевое партнерство в образовании [Текст] / А. И. Адамский. – М. : Эврика, 2004. – 144 с.

2 Конаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю. А. Конаржевский. – М. : Педагогический поиск, 2000. – 222 с.

3 Расходы на образование в разных странах [Электронный ресурс] : сайт. – URL: http://www.examen.ru/main2/news_and_articles/articles/rashody-na-obrazovanie (дата обращения: 10.06.2014).

4 Солодова, Е. А. Новые модели в системе образования [Текст] / Е. А. Солодова. – М. : Либроком, 2012. – 346 с.

5 Чучкевич, М. М. Что такое сетевая организация? [Текст] / М. М. Чучкевич. – М. : Институт социологии РАН, 1999. – 124 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: