Развитие системы полиязычного образования в РС(Я) в постсовестский период

Сокрут Надежда Алексеевна - старший преподаватель кафедры Иностранных языков по техническим и естественным специальностям Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. (СВФУ, г.Якутск)

Аннотация: Процесс развития полиязычного образования в Республике Саха (Якутия). Специфичность языковой ситуации в Республике Саха (Якутия), установка на развитие и саморазвитие личности в контексте межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: Полиязычное образование, многонациональное общество, языковая политика региона, постсовестский период, развитие личности учащегося.

Языки – это национальные формы культуры. На территории Республики Саха (Якутия) проживает более 120 национальностей, функционируют два государственных (русский и якутский) и пять официальных языков (эвенский, эвенкийский, юкагирский, долганский, чукотский). Одним из основных принципов государственной политики в области образования коренных народов является равноправие родных языков. Многонациональное общество требует совершенствования учебно-воспитательного процесса и культурной специфики: полиязычия и поликультурности.

Развитие системы полиязычного образования Республики Саха (Якутия), направленное на создание оптимальных условий адаптации и самореализации учащихся в современной социокультурной среде определяет тенденции и направление дальнейшего развития.

Ознакомление с материалами о языковой ситуации и в языковой политике в Якутии, анализ основных нормативно-правовых документов в области языковой политики, изучение практики формирования и реализации полиязычного обучения в постсоветский период позволяет сделать следующие выводы: В таком многонациональном и полиязычном регионе остро стоит проблема сохранения культуры и языков народов, населяющих ее территорию. Данные проблемы должны решаться на школьном уровне. Функция полиязычного образования – сохранение и развитие языков и культуры народов изучаемых языков и языков обучения. В дореволюционный период в РС (Я) целью полиязычного (а именно двуязычного) образования были унификация и интегрирование с помощью, языка и культуры. В советский период в зависимости от типа школы они сводились к интеграции с признанием языкового и культурного плюрализма, намерением сохранить родной язык и дать учащимся знания, которые родной язык дать не может. Таким образом, только в 90-е годы прошлого столетия, когда целью языковой политики стало сохранения и развитие языков народов, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) и формирование вторичной языковой личности, систему образования в Республике Саха (Якутия) можно назвать полиязычной. В целом, 20-30 годы ХХ века дали толчок развитию системы полиязычного образования, положительный опыт тех лет до сих пор используется в современной системе полиязычного образования Республики Саха (Якутия), а в 90-е годы явились пиком, в этот период данная система развивалась наиболее интенсивно и успешно;

Целью полиязычного образования является развитие полиязычной личности, личности-носителя родного языка и культуры, адаптирующейся в мировом полиязычном, многонациональном и поликультурном пространстве. Становление такой личности опосредованно не только содержанием культуры, но и инструментами культуры. Таким инструментом в первую очередь является язык. От качества владения языком зависит и качество самого развития. Цели и задачи полиязычного образования в Республике Саха (Якутия) можно свести к следующему:
- формирования языковой личности иформирование полиязычной компетенции;
- развитие способности детей использовать язык как средство саморазвития, самореализации и самовыражения;
- культуроведческое обогащение учащихся: от идентификации с родной культурой к приобщению культуры народов Республики Саха (Якутия) и мирового сообщества.

В анализируемый период в системе развития полиязычного образования можно вывести следующие общие тенденции:
- целевой характер управления полиязычного образования;
- повышение престижа родного языка;
- появление механизном опережающего реагирования на возникающие проблемы и благоприятных возможности;
- ориентация на формирование и развитие личности-носителя родного языка и культуры;
- создание многообразия в развивающейся системе полиязычного образования через возникновение таких школ как: ассоциированные, национальные, авторские, развитие кочевых школ;
- введение ИКТ в развитие полиязычного образования.

В целом по республике наблюдаются следующие положительные тенденции в области преподавания иностранных языков:
- увеличение количества школ, имеющих классы с изучением якутского языка;
- увеличение количества школ, имеющих классы с углубленным изучением иностранных языков;
- стремление к изучению второго и третьего иностранного языка;
- постепенное сокращение числа вакансий.

Список литературы:

1. Николаева А.Д. Управление образованием: исторический опыт, перспективы развития / А.Д. Николаева; Министерство образования РС (Я), Саха гос. пед. акад. – Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2005. – 224 с.
2. Жмагулова Б. Полиязычие – путь в будущее // Казахстанская правда. URL:www.kazpravda.kz/c/1095395472 (дата обращения: 26.06.2013).
3. Жожиков А.В., Жожикова С.И., Васильева Л.И. О проекте северо-восточного федерального университета по сохранению языков и культур коренных малочисленных народов севера на цифровых носителях и в киберпространстве // Наука и образование в ХХI веке: роль университета в инновационном развитии региона : тезисы докладов международной конференции, г. Якутск : Издательский дом СВФУ, 2012. - 252 с.
4. Птицина О.Н., Дмитриева С.Н. Поликультурное образование как основа интегрирования бакалавра в мировое образовательное пространство// Наука и образование в ХХI веке: роль университета в инновационном развитии региона : тезисы докладов международной конференции, г. Якутск : Издательский дом СВФУ, 2012. - 252 с.
5. Филлипов Г.Г. Опыт работы СВФУ по сохранению и развитию языков и культуры народов Республики Саха (Якутия) // Наука и образование в ХХI веке: роль университета в инновационном развитии региона : тезисы докладов международной конференции, г. Якутск : Издательский дом СВФУ, 2012. - 252 с.