Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей

Зайцева Серафима Евгеньевна – кандидат  педагогических  наук, доцент кафедры Русского и иностранных языков и литературы Национального исследовательского технологического университета . (МИСиС, г.Москва)

Аннотация: Отечественные и зарубежные учёные рассматривают мотивацию, как сложную разноуровневую систему, имеющую специфические особенности на различных этапах жизни человека. На этапе вузовского обучения формирование профессиональной внутренней мотивации влияет на мотивацию изучения всех предметов, что требует особого внимания. Для студентов неязыковых специальностей необходимо создать  определенные педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на мотивацию изучения иностранного языка.

Ключевые слова: Мотивация и ее виды, причины снижения мотивации, педагогические условия для формирования положительной мотивации.

Знание английского в настоящее время стало необходимостью, так как оно приобретает все больше и больше практических преимуществ. Однако, при всех его неоспоримых преимуществах и важности, студенты неязыковых специальностей в большинстве своем, не рассматривают его как необходимый к изучению предмет, руководствуясь мнением, что английский язык не понадобится им в профессиональной деятельности, что он им не нравится своей сложностью и т.д. Без сомнения, английский язык - трудный предмет и требует приложения определенных усилий при овладении им. В итоге происходит снижение мотивации изучения иностранного языка.

Мотивация изучается в самых разных аспектах и в связи с этим понятие трактуется по-разному. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. По Х. Хеккаузену мотивация не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия.

Деятельность мотивирована, т.е. направлена на достижение цели мотива, однако ее не следует смешивать с мотивацией. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления; кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов.

Важно разделять понятие мотивации и мотива. Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы — Л.И. Божович. Согласно Л.И. Божович, мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность». Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны.

Мотивация выполняет несколько функций: побуждает, направляет и организует учащегося, придает учебной деятельности личностный смысл и значимость. Единство этих функций обеспечивает регулирующую роль мотивации в поведении. Мотивационная сфера состоит из ряда побуждений: идеалов и ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов и др. Знание этих побуждений помогает преподавателю более дифференцированно воздействовать на отдельные составляющие мотивации учения.

С теорией мотивации тесно связана теория потребностей. А. Маслоу, известный американский психолог, разделяет все потребности на 5 основных уровней. На первом уровне находятся физиологические потребности, на втором - потребность в безопасности, на третьем - потребность в любви и привязанности, на четвёртом - потребность в уважении, на пятом - потребность в самоактуализации.

При изучении любого предмета, и, в частности, иностранного языка, особенно важны потребности второго уровня, только чувствуя себя защищено и уверенно учащийся может успешно познавать новое. Удовлетворение потребностей четвёртого уровня даёт возможность почувствовать себя адекватным, компетентным специалистом, что особенно важно для студентов неязыковых специальностей при изучении иностранного языка, другими словами они должны сознавать значимость его изучение для их будущего становления как полноценных специалистов, заслуживающих признания и уважения за свои знания и умения.  Также важна и потребность пятого уровня - внутренний рост человека, студенты должны чувствовать и понимать, что изучение иностранного языка ведет к совершенствованию и духовному росту.

Р. Кеган, профессор Гарварда, занимающий психологией развития, проанализировал теорию потребностей А. Маслоу, работы Дж. Пиаже, а также различные теории мотивов и разработал шести ступенчатую модель с целью объяснить процесс развития студентов. Для понимания возникновения мотивации к изучению иностранного языка, как и любого другого предмета полезно уделить внимание поясняющим мотивам, присущим каждой стадии развития.

Согласно теории Р.Кегана на нулевой стадии (подстадии) индивиды оперируют на уровне сенсомоторных рефлексов, а, следовательно, маловероятно, что студенты будут находиться на данной стадии.

На первой стадии – импульсивной - студенты мотивированы избегать наказания. В общем, студенты неязыковых специальностей в большинстве не имеют мотивации к изучению иностранного языка, как предмета не являющегося профильным. Следовательно, такой способ пробуждения мотивации весьма действенен. Однако важно понимать, что боязнь наказания, плохих отметок и т.д. не является наилучшим мотивом на всех стадиях эволюции развития личности студента. Таким образом, применение наказаний возможно только на начальной стадии.

На второй стадии — империальной — студенты мотивированы результатами собственной деятельности, её оценкой преподавателем.

На интерперсональной стадии студентами движет желание повысить свой авторитет среди согрупников, а также они испытывают необходимость в признании.

На институциональной стадии студенты движимы внутренней мотивацией к учению и ставят перед собой сложные задачи, которые сами в состоянии разрешать.

Интериндивидуальная - самый высокий уровень, на котором студенты становятся «автономными учащимися» и уже не испытывают потребность доказывать свою компетентность кому-либо.

Таким образом, определив на какой именно стадии находится тот или иной студент, преподаватель имеет возможность подобрать соответствующие педагогические средства, с помощью которых возможно успешное развитие студента и, соответственно, согласно точке зрения Р. Кегана, переход студента из одной стадии в другую - более высокую. В результате, происходит формирование внутренней мотивации, которая, является необходимым условием успешной учебной деятельности.

Выделяют два вида мотивации изучения иностранного языка: внешнюю и внутреннюю. Желательно развитие и присутствие обоих видов. Если мотивы, побуждающие деятельность не связаны с ней непосредственно, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы связаны с этой деятельностью, то их называют внутренними.

Внешние мотивы подразделяют на общественные (широко социальные) и личностные: мотивы оценки, успеха (когда учащиеся выполняют работу ради отметки, похвалы), самоутверждения, благополучия (когда деятельность выполняется в силу давления родных, учителей, чтобы не иметь неприятностей).

Одной из основных движущих сил процесса познания является внутренняя мотивация, исходящая из самой учебной деятельности. Внутренняя мотивация считается побудительной силой самодеятельности, т.е. это то, что побуждает и мотивирует этот вид деятельности, находится в ней самой. Формирование внутренней мотивации является необходимым условием успешной деятельности в любой сфере.

Выделяют четыре характерных проявления внутренней мотивации деятельности:
- стремление к новизне. Выделены два вида новизны: абсолютная, т.е. та, которая не встречалась в прошлом опыте человека, и новизна, как необычное сочетание знакомых раздражителей (обладает большей привлекательностью). Для студентов неязыковых специальностей, изучающих иностранный язык, можно использовать их основную специализацию, в качестве преподавания уже знакомого им по профильным дисциплинам материала, возможны, незначительные добавления новой информации. Таким образом, студенты будут понимать важность овладения языком, а также узнают много нового о своей профилирующей специализации на иностранном языке, что расширит их кругозор;
- стремление к эффективному освоению мира. Чувство удовольствия от качественного выполнения какого-либо дела — сильнейший побудитель внутренне мотивированной активности. Достичь этой умелости и эффективности можно только через обучение. При благоприятных условиях человек будет иметь внутреннюю мотивацию к тому, чтобы научиться чему-нибудь новому. Более высоким уровнем стремления к эффективному освоению мира является тенденция к созиданию, конструированию, совершенствованию, способности создать что-либо новое. Учащиеся должны осознавать, а главное чувствовать, что происходит изучение чего-то нового и полезного, чувствовать прогресс;
- стремление к самодетерминации как одна из специфических человеческих форм проявления внутренней мотивации выступает в виде стремления личности ощутить себя источником своей деятельности, быть хозяином себя самого, своей деятельности, ее результатов. Студенты должны ощущать, что не все зависит только от преподавателя, а нести ответственность за свою деятельность, делать выводы и совершенствовать и корректировать их с помощью преподавателя;
- самореализация, самоактуализация, самоосуществление, творческое и конструктивное человеческое «Я», которые начинают требовать своего проявления и реализации. Самореализация может осуществляться в разных видах деятельности. Например, преподаватель может предложить учащимся выполнить различные виды творческих заданий в группах или же индивидуально для самореализации. Она является главной, побудительной силой деятельности личности, где в итоге проявляется и чувство компетентности, эффективности и самодетерминации.

Основной разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация, т.е. потребности формируются как чисто коммуникативные: говорить на иностранном языке с носителями языка, читать как художественную, так и специальную литературу, писать (например, письма). Однако, несмотря на то, что этот тип мотивации особенно выражен, его сложнее всего сохранить. Это можно объяснить тем, что в атмосфере родного языка, иностранный предстает как искусственное средство общения, т.е. в основном, коммуникация носит условный характер, что сближает ее со сценической коммуникацией, отсюда — обращение к воображению, фантазии.

Внешняя мотивация может быть дистантной, далёкой мотивацией, рассчитанной на достижение конечного результата учения. Внутренняя мотивация является близкой и актуальной, и весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы на каждом занятии учащиеся испытывали радость от удовлетворения потребностей, специфичных для изучаемого ими предмета, которым в нашем случае является иностранный язык.

В структуре мотивации особое место занимает учебная мотивация. Под мотивацией учения Б. Вернер понимает сочетание целостности и структурированности мотивов учения. Главной задачей мотивации учения считается такая организация учебной деятельности, которая максимально способствует раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности учащегося. В качестве основных компонентов учебной мотивации он выделяет следующие мотивы: гражданский (учение как подготовка к будущей жизни в обществе); познавательный (приобретение знаний и навыков); мотив социальной идентификации с родителями (соответствует ожиданиям родителей в области учебы и поведения, которого нельзя не оправдать); мотив социальной идентификации с учителем (соответствует требованиям учителя хорошей учебы и высоких достижений учащегося); мотив переживания (связан с привлекательностью учебного материала, его разнообразием и занимательностью); материальный мотив (учение как предпосылка материальной обеспеченности в будущем); мотив значения (приобретение и/или поддержание высокого социального престижа среди сверстников). Внутренняя мотивация учения, преобладающая над другими мотивами, обеспечивает успешную учебную деятельность.

Переход от обучения к труду связан с трансформацией познавательной мотивации в профессиональную. Важно инициативное отношение к своей профессиональной деятельности, одобрение оригинальных нешаблонных решений, что невозможно без осознания значимости профессиональной деятельности. В соответствии с этим должны решаться вопросы мотивационного обеспечения перехода из сферы учебной деятельности в профессиональную.
Познавательная мотивация является одним из наиболее действенных мотивов учения. Однако необходимо создать условия для того, чтобы она стала основой для развития и профессиональной направленности личности студента. Сочетание познавательного интереса к предмету с профессиональной мотивацией оказывает наибольшее влияние на успехи в обучении.

Профессиональная мотивация и направленность сами становятся мотивом учебной деятельности, они стимулируют учебную активность студентов, их высокую академическую успеваемость, упорство в преодолении трудностей учения. Отношение студентов к различным учебным дисциплинам во многом зависит от оценки их важности в профессиональной подготовке по специальности.

Относительно изучения иностранного языка учёные выделяют два типа мотивации - инструментальную и интегративную (Р.Гарднер и В.Ламберт).

Инструментальная мотивация является отражением внешних потребностей. Целью изучения иностранного языка является не личное желание учащихся, а необходимость извне.

Однако нельзя полагаться только на инструментальную мотивацию и полагать, что инструментальной мотивации будет достаточно для эффективного изучения иностранного языка, важно развивать интегративную мотивацию.

Интегративная мотивация является отражением внутренних потребностей и появляется в связи с желанием идентифицировать себя с культурой той страны, где говорят на иностранном языке. Таким образом, при интегративной мотивации целью изучения иностранного языка является внутренняя потребность учащихся. То есть если учащиеся придают больше значения тому, чтобы встречаться и общаться с разными людьми, и язык становится инструментом, с помощью которого становится возможным понять иностранцев и их образ жизни, то можно говорить об интегративной мотивации. Об инструментальной мотивации мы говорим, когда большее значение придаётся изучению языка с целью получения образования, карьерного роста.

Исследователи полагают, что интегративная мотивация соотноситься с лучшими успехами в иностранном языке. При преподавании иностранного языка необходим баланс между интегративной и инструментальной мотивацией. Только при разумном сочетании этих двух видов возможно успешное овладение иностранным языком.

Таким образом, отечественные и зарубежные учёные рассматривают мотивацию, как сложную разноуровневую систему, имеющую специфические особенности на различных этапах жизни человека. На этапе вузовского обучения формирование профессиональной внутренней мотивации влияет на мотивацию изучения всех предметов и, следовательно, ей необходимо уделять особое внимание.

Рассматривая феномен мотивации, необходимо уделить внимание и причинам понижения мотивации у студентов неязыковых специальностей при изучении иностранного языка, а также условиям и способам ее повышения. Существуют две группы причин снижения мотивации. Первая группа — причины, зависящие от преподавателя, вторая группа - причины, зависящие от студентов. Причинами, зависящими от преподавателя, являются неправильный отбор учебного материала, вызывающий перегрузку или недогрузку учащегося, низкий уровень владения преподавателем современными методами обучения, неумение строить отношения с учащимися и организовать их взаимоотношения друг с другом, особенности личности преподавателя.

Причины снижения мотивации, зависящие от студентов можно обобщить следующим образом: низкий уровень знаний, несформированность мотивов учебной деятельности и, прежде всего, приемов самостоятельного приобретения знаний; иногда не сложившиеся отношения с коллективом учащихся.

На уровень интереса влияет и положение науки в обществе, ее престижность. Очень большую роль играют методы преподавания учебного предмета и состояние учебников и учебных пособий.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что комплекс причин влияет на сформированность мотивов учебной деятельности в целом и иностранного языка в частности. Поэтому, можно говорить о том, что каждый студент находится на индивидуальном уровне сформированности мотивации изучения иностранного языка.

А.К. Маркова выделяет шесть уровней формирования мотивации изучения иностранного языка. По типу отношения к учению выделены следующие уровни:
- отрицательное отношение — преобладание мотивов избежания неприятностей, индивидуалистические мотивы, отсутствие интереса к процессу и содержанию учения, объяснение неудач внешними причинами. Учебная деятельность не сформирована, неадекватный контроль и самооценка, отсутствие переноса знаний в новые условия;
- нейтральное (пассивное) отношение - неустойчивые мотивы к внешним результатам учения. Отсутствие самостоятельных целей, выполнение отдельных учебных действий по инструкции и по образцу, пассивность в новых условиях и ситуациях;
- положительное (аморфное, нерасчленённое, ситуативное) отношение (предотношение) - широкий познавательный мотив как интерес к результату учения и к отметке учителя. Широкие социальные мотивы ответственности, неустойчивость мотивов. Восприимчивость к усвоению новых знаний, понимание и выполнение поставленной учебной задачи, выполнение ряда учебных действий по инструкции, образцу. Итоговый самоконтроль и самооценка;
- положительное (познавательное, осознанное) отношение — новые мотивы из самостоятельно поставленных целей. Учебно-познавательные мотивы как интерес к разным способам добывания знаний, осознанное соотнесение мотивов и целей своих действий. Применение знаний в знакомых условиях;
- положительное (активное, инициативное, творческое) отношение - мотивы совершенствования способов учебно-познавательной деятельности (самообразование). Осознанное соотношение своих мотивов и целей. Знания о методах познания, применение знаний в новых условиях, обращение к учебной деятельности в необязательной ситуации продуктивный уровень усвоения знаний. Прогностические самоконтроль и самооценка (до начала работы), высокая самооценка, выход из учебной деятельности в самообразование, перенос способа действия в новые условия, инициатива в ситуации со скрытыми возможностями;
- положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение - мотивы совершенствования способа сотрудничества с другим человеком в ходе учебно-познавательной деятельности, соподчинение мотивов, преодоление борьбы мотивов на основе устойчивой внутренней позиции, мотивы ответственности на основе осознания причастности к результатам совместной учебной деятельности. Действенность знаний как стремление использовать их на практике, выполнение учения как социально значимой деятельности и понимание себя как субъекта этой деятельности, активно и самостоятельно ставящего себе цели. Восприимчивость к новым видам сотрудничества в ходе учения, к новым способам применения усвоенного в социальной практике. Готовность к сотрудничеству с другим человеком и умение занять разную условную позицию в совместной деятельности, быстрый темп продвижения.

Так, целью любого преподавателя иностранного языка должно быть стремление добиться именно положительного (личностного, ответственного, действенного) отношения.

В настоящее время ряд исследований подтверждают, что студенты, имеющие четкую профессиональную направленность, гораздо лучше мотивированы на обучение и имеют лучшие показатели.

В.Н. Крутиков выделил принципы формирования положительной мотивации у студентов. К этим принципам относятся:
- создание имитационных и социально-игровых моделей с максимально возможным учетом реальных технических и технологических взаимосвязей, которые должны учитываться при решении студентами учебных задач. Е.И. Смирнов подтверждает данную точку зрения, полагая, что мотивационная сфера студента активно формируется в учебной деятельности только при наглядном моделировании профессионально важных учебных элементов;
- создание дидактических условий, побуждающих студентов в условиях диалога, общения и взаимодействия с преподавателем и другими студентами к активному использованию всех имеющих у них на данный момент знаний (по программе личного эмпирического опыта) для решения профессиональных задач и при отсутствии у них специальной подготовки, получаемой на последующих курсах обучения в вузе;
- осуществление исследовательского подхода, позволяющего студентам, не имеющим специальных знаний, успешно искать и находить рациональные пути разрешения поставленных перед ними профессиональных проблемных задач;
- реализация принципа превышения уровня сложности модели над уровнем подготовки студентов.

Ещё одной особенностью формирования положительной мотивации при изучении иностранного языка в вузе является учёт особенностей будущей профессиональной деятельности, в основе чего лежит формирование профессиональной мотивации.
Многочисленные мотивационные программы могут быть построены, основываясь на воздействии на другие аспекты мотивационных механизмов.

П. Я. Гальперин полагал, что условием, влияющим на формирование внутренней мотивации учения, является содержание учебного материала. Хотя содержание, структура, методы преподавания учебного материала являются необходимыми, но не единственными условиями мотивации.

Дж. Хармер выделяет условия, оказывающие наибольшее влияние на внутреннюю мотивацию изучения иностранного языка: «физические условия», под которыми имеются в виду количество человек в аудитории, атмосфера, и т.д.; используемые методы; преподаватель; «правильно подобранный» уровень сложности.

Наиболее значимыми при преподавании иностранного языка в неязыковом вузе являются следующие условия, способствующие формированию внешней мотивации: формирование ситуации успеха, вознаграждение за успешно выполненное задание, формирование у учащихся уверенности в своих силах; осознание студентами своих неудач, а также осознание их истоков; «авторитарные требования», под которыми подразумевается установление чётких сроков преподавателем, которые предоставляются студентам для выполнения того или иного задания, что ведёт к развитию личной ответственности студентов; обязательный контроль знаний; соревнование на занятиях (как межличностное, так и между подгруппами).

Условия, способствующие формированию у студентов положительной мотивации в целом, были выделены А.И. Гебос: осознание ближайших и конечных целей обучения; осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний; эмоциональная форма изложения материала; демонстрация «перспективных линий» в развитии научных понятий; профессиональная направленность учебной деятельности; выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности; наличие любознательности и познавательного климата в учебной группе.

Перечисленные условия способствуют созданию повышенного интеллектуального и эмоционального тонуса, мобилизуют возможности человека для успешного выполнения деятельности. В условиях проблемного содержания, творческого характера и состязательности деятельности в действие вводятся резервные возможности организма. Возникающие при этом эмоции активизируют человека, порождают и повышают мотивацию деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что для студентов неязыковых специальностей необходимы следующие педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на мотивацию изучения иностранного языка:
а) условия, влияющие на формирование внутренней мотивации
- профессиональный интерес и соответственно осознание практической и теоретической значимости получаемых знаний для будущей профессиональной деятельности (использование на занятиях элементов, имитирующих будущую профессиональную деятельность, подбор познавательных и интересных текстов/статей); учёт особенностей профессионально-психологической деятельности, формирование навыков исследовательской работы через индивидуализацию обучения;
- преподаватель (его личностные особенности, методическая грамотность, ориентированность в той специальности, которую получают студенты, осознание преподавателем тех целей, которые ставят перед собой студенты, изучая иностранный язык, коммуникабельность, открытость, эмпатичность, недирективность организации процесса обучения); эмоциональная насыщенность занятий, что способствует лучшему усвоению знаний и осуществляется через активные методы обучения);
б) условия, влияющие на формирование внешней мотивации: создание ситуации успеха, или осознание неудачи и ее причин, соревновательность занятий, коммуникативная направленность занятий.
Рассмотренные выше условия могут быть созданы при использовании различных подходов, существующих в дидактике высшей школы.

Список литературы:

1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежина. - М.: Педагогика, 1972.
2. Гебос А.И.: Психологические условия формирования положительной мотивации к учению // Воспитание, обучение, психическое развитие: Тез. докл. к V Всесоюз. съезду психологов. Ч. 1. - М.: Знание, 1977.
3. Маркова А.К. и др. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. - М.: Педагогика, 2003.
4. Маслоу А. Мотивация и личность: Пер с англ. — СПб.: Евразия, 2009.
5. Хеккаузен X. Мотивация и деятельности. — М.: Просвещение, 2010.
6. Gardner, R.C., Lambert, W.E. Attitudes and Motivation in Second Lan¬guage Learning. — Rowley, Mass, Newbury House, 2012.
7. Kegan R. The evolving self: Problem and process in human development. — Cambridge, Mass: Harvard University Press, 2012.

Интересная статья? Поделись ей с другими: