Формирование творческой активности школьников посредством включения их в проектную деятельность на уроках технологии

Данчук Иван Иванович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Профессионального образования и методики преподавания технологии Южного федерального университета. (ЮФУ, г.Ростов-на-Дону)

Качалова Людмила Николаевна – учитель технологии муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 40». (г.Новошахтинск, Ростовская область)

Аннотация: В статье рассматривается фактор, играющий ключевую роль в технологической подготовке учащихся в современной школе, - формирование творческой активности школьников и включение их в проектную деятельность, в процессе которой школьникам дается дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, испытывать его и оценивать в реальных условиях.

Ключевые слова: Технология, творческая активность, проектная деятельность, проектный метод обучения, творческий проект.

В настоящее время меняется характер деятельности человека, она «все больше становится принципиально инновационной, растет инновационная активность человека во всех областях его деятельности» [6]. Это связано с новыми социальными реалиями в России - переходом человечества к постиндустриальному, информационному этапу своего развития и экономике, основанной на информационных технологиях и знаниях.

В этих условиях образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Поэтому цель современного школьного образования - развитие человека как активного, творческого субъекта деятельности, что в свою очередь предусматривает мобильность выпускника школы, его умение оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической деятельности, быть открытым новому опыту, иметь творческое отношение к действительности.

Так, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из факторов, играющих ключевую роль в подготовке выпускников школ, выделяется «формирование творческой активности школьников, включение их в проектную, поисковую, экспериментальную и исследовательскую деятельность» [7].

Оказать посильную помощь в этом призвана и предметная область «Технология», в основе которой лежит процесс преобразовательной деятельности, нацеленной на решение проблем и подразумевающая использование различных материалов для реализации своих решений. Она ориентирована на индивидуальность каждого ребенка. А ее содержание отражает специфику условий в разных регионах России.

Ядром технологического образования является творческая проектная деятельность и проектный метод обучения, обеспечивающие всестороннее развитие личности учащегося и целостность педагогического процесса.

Историографию метода проектов можно проследить в работах Д. Дьюи, У.х. Килпатрика, Э. Коллингса, Л.Э. Левина, П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, В.В. Игнатьева, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого и др.

Сущность проектного метода обучения в современном технологическом образовании школьников раскрыта в работах М.И. Гуревича, М.Б. Павловой, Д. Питта, Е.С. Полат, М.В. Ретивых, И.А. Сасовой, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и др.

По мнению выше перечисленных ученых, под обучением школьников творческой проектной деятельности следует понимать специально организованный процесс овладения проектно-технологической культурой и формирования у них готовности к выполнению творческих проектов. Такой процесс как целостная система включает в себя следующие компоненты: цель, задачи, содержание, методы, средства, формы, деятельность преподавания и учения, результат.

В примерной программе по учебным предметам: Технология 5-9 классы (стандарты второго поколения) предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. «Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности учащихся в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительской стоимости)…. Приоритетными методами обучения являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов» [8, с. 7-8].

Обучение школьников творческой проектной деятельности может осуществляться как в рамках предметной области «Технология», так и при изучении общеобразовательных предметов, специальных технологических курсов, в кружках дополнительного образования.

Следует отметить, что сегодня наблюдается крайне редкое вовлечение большинства школьников в подлинно творческую деятельность, поэтому они не способны самостоятельно решать сложные жизненные задачи. В результате такие школьники становятся только объектами процесса познания окружающего мира. А ведь учащийся становится субъектом своей учебной деятельности только тогда, когда он осознает подлинные цели учения и целенаправленно выполняет учебную работу ради осуществления целей, принимаемых как личностно значимые.

Поэтому одним из актуальнейших путей становления ученика как субъекта процесса познания является приобщение его к творческой работе. Стремление к творчеству характерно для детей - миру детства, надежд, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна, и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра, так как «творчество (процесс творчества) есть продуктивная мыслительная деятельность, приносящая нетривиальный (качественно новый, неочевидный) результат» [4, с. 131].

Вследствие этого учителя технологии сейчас учат школьников решению проблем с помощью освоения технологических знаний и овладения специальными компетенциями в области проектирования и изготовления с целью создания качественных изделий и услуг. Дети приобретают умения работать как самостоятельно, так и в коллективе с использованием различных материалов, приспособлений, инструментов и инвентаря.

Возрастные и физиологические особенности щкольников формируются и развиваются в самом процессе взаимодействия с окружающим миром. Как убеждает Н.С. Лейтес: «…возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в тех или иных направлениях, а затем такие возможности постепенно или резко ослабевают. Отметим, что педагогу при построении процесса воспитания следует постоянно иметь в виду неповторимые особенности данного возраста» [9, с.33]. К таким возможностям относятся творческие способности.

Так Е.П. Ильин, анализируя работы ученых в области творчества, пишет, что к творческим способностям А.Н. Лук отводит следующие: зоркость в поисках проблем, способность к свертыванию мыслительных операций, способность к переносу опыта, цельность восприятия, сближение понятий, готовность памяти, гибкость мышления, способность к самооценке, способность к «сцеплению» и «антисцеплению», легкость генерирования идей, способность предвидения, беглость речи.

Исследователи М. Карне и С. Линнемайер к творческим способностям относят такие способности, как способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, быстрота мышления, способность высказывать оригинальные идеи, восприятие неоднозначных вещей, высокие эстетические ценности, развитая интуиция, богатое воображение [5].

Под творческими способностями учащихся в современной педагогической литературе понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов.

Творчество включает в себя такие психические явления: мотивы, эмоции, память, волю, способности и т.д. (по Выготскому Л.С).

В процессе развития творческих способностей учащихся желательно в максимальной степени опираться на их положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.

Практика показывает, что развивать способности - это, значит, вооружить школьника способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создание определенных условий: раннее начало; умная, доброжелательная помощь взрослого; доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества; мотивация задания.

Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ученику множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям - все это пригодится в жизни школьнику [3].

И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет учащемуся чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы маленький человек был по-настоящему счастлив.

Творческая направленность уроков технологии состоит в активном включении воспринятого в структуру личности ученика. Учитель, понимая специфику предмета творчества, должен создать соответствующую атмосферу. При наличии соответствующих установок, стимулов и ориентиров проявляется побудительная сила, которая мобилизует усилия ученика, направляет его воображение на поиски способов их удовлетворения. Активность учащихся зависит от правильной организации их деятельности, от применения разнообразных эффективных методов и приемов, направленных на побуждение эмоций и чувств, от них к размышлению и творческим видам работ.

В предметной области «Технология» - это творческие проекты, проблемные ситуации, творческие задания и упражнения. «Их решение дает первый толчок, создает импульс к творческому усилию, поиску, не ограничивает полет фантазии и движения мысли. Задания должны быть вариативными и дифференцированными, чтобы в эту работу включились все ученики» [2, с. 112].

При этом всегда следует помнить, что «главное на уроке не уровень добытых результатов, а общее участие в творческой работе, организуемой учителем» [1, с. 12].

Принимая и поддерживая эмоциональные реакции учащегося, педагог помогает проявлению его индивидуальности, тем самым способствует реализации его творческого потенциала.

Об этом достоверно говорят творческие проекты школьников, представляемые ежегодно на областной олимпиаде по технологии, проводимой на базе факультета технологии и предпринимательства (ныне факультет технологии, изобразительного искусства и профессионального образования) Южного федерального университета. Например, следует отметить такие творческие проекты школьников: 
1) 2010 год - творческий проект Верховод Виктории, ученицы 9 класса «В» МОУ Лицей № 103 имени С.Козлова г. Ростова-на-Дону, на тему «Обработка ткани. Платье «Мерлин Монро» (рук. С.В. Лазукина);
2) 2010 год - творческий проект Подплетённой Дарьи, ученицы 10 класса МОУ СОШ № 32 п. Целина, РО, на тему «Декоративно-прикладное творчество. Художественная кукла «Глиняная казачка» (рук. А.В. Кравченко);
3) 2010 год - творческий проект Кефер Екатерины, ученицы 8 класса МОУ Лицей № 82 п. Каменоломни РО, на тему «Декоративно-прикладное творчество. Использование нетрадиционных материалов при выполнении панно в шпалерной технике» (рук. И.В. Ефимова);
4) 2011 год - творческий проект Кечеджиян Любови, ученицы 8 «б» класса МОУ СОШ № 1 п. Чалтырь Мясниковского района РО, на тему «Вышивание атласными лентами. Скатерть «Нежность» (рук. В.М. Гайбарян).

Таким образом, творчество есть деятельность человека (в основном её мыслительный компонент), включающая сознательную и бессознательную составляющие. Цель такой деятельности - создание материальных и духовных ценностей, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью. Определённое таким образом понятие «творчество» охватывает все виды творческой деятельности (художественное, музыкальное, научное, техническое, декоративно-прикладное творчество), которые во взаимосвязи и взаимодействии развиваются и подчиняются основным законам диалектики, но при этом каждый из них имеет свои, присущие только ему, особенности, проявляющиеся в разнообразии форм, содержания и структур творческого процесса.

Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческой активности учащихся, проведению самостоятельных исследований, принятию решений, развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда, проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда, формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций (по М.Б. Павловой и Дж. Питу).

Именно поэтому на учителя технологии ложится главная ответственность за выявление потенциальных способностей и талантов, он в ответе за судьбу подрастающего поколения. Школа должна научить творческому мышлению учащихся, развить их чувства.

Список литературы:

1. Брандесов Р.Ф. О творческой активности ученика на уроке литературы [Текст]: статья / Р.Ф. Брандесов // Известия Южного федерального университета. – 2009. - №8. – С.109-116.
2. Васильев, В.К. Развитие творческих способностей подростков на уроках литературы [Текст]: статья / В.К. Васильев // Известия Южного федерального университета. – 2009. - №8. – С.109-116.
3. Гомырина, Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках художественного труда [Текст]: Пособие для учителя / Т.А. Гомырина. - М.: ВЧГК «Русский Центр». – 2003.
4. Гут, Р. О творчестве в науке и технике [Текст]: статья / Р. Гут // Вопросы психологии. – 2007. - № 4. – С. 130-139.
5. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст]: Методическое пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009.
6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Проект [Текст] / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 36 с.
7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/.
8. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект [Текст]. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с. - (Стандарты второго поколения).
9. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]: Пособие / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.:Инс-т практ. психологии, 1996.