gototopgototop

Управление системой профессионального образования и подготовки рабочих кадров за рубежом

Кононова Ирина Валентиновна - соискатель кафедры Педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. (РГПУ, г.Санкт – Петербург)

Аннотация: В статье изучаются особенности управления системой профессионального образования и подготовки рабочих кадров в зарубежных странах, раскрываются организационно-педагогические условия функционирования данной системы и взаимодействие участников образовательного процесса.

Ключевые слова: Система профессионального образования за рубежом, управление профессиональной подготовкой рабочих кадров за рубежом, подходы к управлению системой профессионального образования.

В современном мире решающим фактором на рынке труда – важнейшем рынке национальной экономики, является уровень квалификации и профессионализма. В будущем применение высококвалифицированного труда будет только нарастать, что обуславливает важность изучения, как основных закономерностей его формирования, так и управления этим процессом.

Россия сегодня переживает процесс демократизации в обществе и реформирования в образовании, которое охватывает и организацию образовательного процесса, и вопросы управления.

Вступление России в ВТО – экономические факторы, глобализация образовательного пространства – подписание шенгенского соглашения. Диктует России обратить пристальное внимание на управление системой за рубежом. Статья посвящена проблеме управления профессиональным образованием промышленно-развитых стран, что представляет сегодня особый интерес и актуальность.

Целью данной работы является анализ современных подходов к управлению за рубежом.

Обозначенная проблема выдвигает задачи:
1) рассмотреть организационно-педагогические условия функционирования системы, взаимодействие участников образовательного процесса;
2) изучить подходы к управлению профессиональным образованием за рубежом.

Российская система профессионального образования представляет собой структуру, цели, задачи и содержание которой зафиксированы в основных государственных документах: в Законе РФ «Об образовании», государственных образовательных стандартах, профессионально-квалификационных характеристик, учебных планах и программах.

Реформирование системы профессионального образования России осуществляется путём изменения её прежней структуры, управление которой осуществлялось только из центра. Новая организация системы профессионального образования должна представлять собой гибкую систему оказания профессиональных образовательных услуг, отвечающую требованиям современной экономики.

Федеральные органы управления образованием выполняют главным образом координирующие и научно-методические функции. Это связано с передачей в регионы основных полномочий по организации и управлению системой профессионального образования. Рост управленческих полномочий региональных образовательных систем выражается и в увеличении самостоятельности самих образовательных учреждений[4].

Зарубежные системы профессионального образования используют различные модели организации подготовки рабочих кадров, которые меняются под воздействием глобализации, технологических новаций, изменений в требованиях работодателей и других факторов, что сказывается также и на механизмах управления этими системами.

Роль профессионального образования в политике государства тесно связана с его экономическим состоянием, что определяет роль государства в процессе управления данной системой. В таких странах, как Испания, Португалия, Финляндия, Бельгия, Норвегия профессиональная подготовка неотделима от социальной политики и для её осуществления выделяются финансовые средства. Италия, Швейцария, Франция, Люксембург, Нидерланды проводят профессиональное обучение рабочих кадров за счёт финансов предприятий и налога с трудящихся и без согласования с государственными органам [3].

Отличительные особенности моделей организации профессионального обучения и профессиональной подготовки связаны с организационно-педагогическими особенностями и условиями организации обучения, источниками финансирования, зависимости обучаемого от предприятия (организации), роли государства в регулировании этого процесса. При сравнении систем профессионального образования и подготовки рабочих кадров за рубежом необходимо также учитывать педагогические принципы обучения, принимать во внимание содержание образовательных программ: специфику и соотношение теоретического и практического обучения, обязательность прохождения производственной практики и её объём, возможность сократить или продлить продолжительность обучения путём изменения интенсивности проведения занятий и др.

Рассмотрим виды профессиональной подготовки рабочих в промышленно развитых странах.

В Швейцарии, ФРГ, Нидерландах, Дании, Финляндии и Португалии обучение осуществляется в центрах профессиональной подготовки, в которых учащиеся осваивают теоретический курс, совмещая его с практикой на предприятии. В Италии, Бельгии, Норвегии, Португалии, Дании для прохождения практики непосредственно на предприятии заключается контракт с данным предприятием, не предполагающий оплату труда учащихся. Во Франции, Испании, Португалии для профориентации или специализации лиц, уже имеющих специальное образование с предприятием также заключается контракт, но уже с условием оплаты труда стажёрам.

Своевременным представляется знакомство с опытом стран, известных высоким уровнем профессионального образования – Великобритании и США. Кроме того, интерес вызывает структура управления системой профессиональной подготовки в Канаде, Франции, Австралии, Германии, Японии[7].

Система профессионального образования Великобритании строится в направлении международных требований европейских стран, модели, получения профессиональной квалификации которых соответствуют нуждам глобальной экономики, и включает несколько ступеней: низшую, среднюю, высшую. Управление системой профессионального образования в Великобритании имеет определённую функциональную структуру. Политика развития образования обеспечивается Правительством и Департаментом образования и занятости (DepartmentforEducation&SkillsorDfES). Профессиональные стандарты и их анализ обеспечивают соответствующие секторы Советов (SectorSkillsCouncilsorSSCs), поддерживаемые и финансируемые Правительством. За стратегическую интеграцию, планирование и финансирование последнего образования, (кроме высшего), отвечают Советы учебных умений (LearningSkillsCouncilsor LSC). Независимые от государства квалификационные органы (Abs, ЕМТА, ААТ) являются центрами выдачи квалификационных свидетельств. В целях повышения эффективности обучения и соответствия качества национальной профессиональной подготовки создана система инспектирования, выполняющая контролирующую функцию управления. Заеёразвитиеивнедрениеотвечаюторганыинспекции (Training Inspection Bodies, Adult Learning Inspectorate or ALI). Содержаниеипроверкукачествапрофессиональнойподготовкирегулируюторганы (Qualification & Curriculum Authority or QCA, Scottish Qualification Authority or SQA), отвечающиезасистемуаккредитации[2].

В США специфика подготовки кадров а, следовательно, и управление системой профессионального образования обусловлена относительной юридической самостоятельностью штатов и многонациональностью страны.

Важнейшая особенность управления американской системой образования является преобладающая роль государства в его финансировании. Это приводит к тому, что в государственных учебных центрах осуществляется профессиональная подготовка рабочих профессий, на которые отсутствует спрос на рынке труда данного региона. Неэффективное использование финансовых средств заставляет искать новые подходы к управлению. Частные компании США тратят на переподготовку кадров до 1/3 своих бюджетов.Роль правительства заключается в создании правовой основы и федеральных стандартов профессионального обучения.

К управлению системой развития профессионального образования в Канаде имеет отношение достаточно широкий круг участников. В каждой провинции Канады имеется не только Департамент образования, но и Департамент по профессиональной подготовке молодежи. Кроме того работают общественные организации, связанные с подготовкой профессиональных кадров: Канадский конгресс труда (CanadianLabourCongress), Совет по развитию человеческих ресурсов среди аборигенов (AboriginalHumanResourceAssociation), Канадский Совет директоров профессиональной подготовки (CanadianCouncilofDirectorsofApprenticeship) и др.

Во Франции молодые люди имеют доступ к получению профессии с помощью программы современного ученичества (modemapprenticeship), для реализации которой между работодателем и обучаемым, заключается контракт, предусмотренный в трудовом законодательстве страны.

Во Франции насчитывается 12 национальных Центров подготовки, управляющих 70 учебными образованиями, находящимися под контролем Министерства образования и Министерства сельского хозяйства (из почти 800 региональных центров 200 относятся к сельскому хозяйству). Центры получают методическую помощь со стороны Министерства образования, а также техническую и финансовую поддержку от государства или от региона (согласно заключенному соглашению). Более трех четвертей обучающихся получает подготовку в частных Центрах, принадлежащих Промышленной или Торговой палате (4 из 10 обучающихся) [3].

Развитие системы профессионального образования и подготовки рабочих в Австралии рассматривается как национальный вопрос, поддерживается федеральным Правительством, государствами и территориями — членами федерации и большинством промышленных организаций. Осуществляется по средствам системы VET (VocationalEducationandTraining), которая позволяет использование способов получения образования в любом возрасте, на разных уровнях, в том числе и на рабочем месте.

Структура управления системой профессионального образования в Австралии имеет свои особенности. Ответственность за национальные цели и приоритеты, стратегическую политику и планирование, включая финансы, несет Совет министерств (MTNCO) — федеральных, государств и территорий. Центральную роль в осуществлении политики в этой сфере образования и в разработке программ на национальном уровне играет Федеральное Правительство посредством Департамента образования и подготовки молодежи (DepartmentofEducation, TrainingandYouthAffairsor DETYA). Оно координирует связи Федерального правительства с Советом Министров и Австралийским национальным агентством по подготовке (ANTA).Характерной особенностью управления системой профессиональной подготовки Австралии является четкое разграничение ролей правительства Австралии, региональных и местных органов управления профессиональным образованием. Основная задача правительства – обеспечить законодательное регулирование функционирования системы. Централизованный подход к управлению данной системой не работает, т.к. партнёрство между предприятиями и учебными заведениями переходит на региональный уровень, где организуются советы, планирующие трудовую подготовку и обеспечивающие тем самым развитие малого и среднего бизнеса в своем регионе. Реализация партнёрского подхода на государственном и региональном уровнях, гибкость и простота с минимальным бюрократическим вмешательством – факторы управления, позволяющие Правительству Австралии стремиться к созданию системы профессиональной подготовки, отвечающей современным требованиям экономики страны[5].

Модель профессионального образования Германии является результатом объединения интересов всех участников образовательного процесса: учащихся, предпринимателей, государства. Эффективная и хорошо отрегулированная дуальная система профессиональной подготовки значительно отличается от традиционных моделей, используемых в других странах.

Дуальная модель подготовки кадров включает теоретическое обучение в государственной профессиональной школе и практическую подготовку на производстве в системе ученичества. Такая форма обучения позволяет предприятию в кратчайшие сроки получить работника нужной квалификации, адаптированного к условиям конкретного производства.

Школьное обучение контролирует государство, а обучение на производстве – органы самоуправления предпринимателей: торгово-промышленные и ремесленные палаты. Частный капитал в Германии играет решающую роль в подготовке рабочих кадров. Источники финансирования привлекаются в зависимости от направления образования. В основном это частные и государственные средства.

Управление системой профессионального образования в Германии основано на возложении ответственности на предприятие за профессиональное обучение своих работников. Важнейшими факторами управления системой профессионального образования в Германии являются: децентрализация финансирования, создание государством стимулов для активизации деятельности предприятий в области профессиональной подготовки, сочетание теоретической подготовки в профессиональной школе и обучения конкретной профессии на предприятии, тщательное изучение ситуации на рынке труда, участие работодателей при составлении учебных программ. Наибольшая эффективность управления системой профессиональной подготовки достигается дуальной модель [8].

Государственная политика Японии направлена на развитие внутрифирменного обучения. Особенность японской системы подготовки кадров состоит в том, что она включает в себя внутрифирменное обучение и государственно-муниципальное профессиональное обучение (ГМПО), выполняющее вспомогательную функцию внутрифирменного обучения.

Внутрифирменное обучение выпускников школ заключается в подготовке интеллектуальных многопрофильных рабочих на основе установленных государством стандартов [1].

Управление системой профессионального образования в Японии предполагает краткосрочное централизованное обучение в зависимости от необходимых знаний и умений на основе ОНР. Малые и средние фирмы стажируют работников в головных компаниях, у производителей оборудования, в государственных и общественных учреждениях, работающих в области профессионального обучения, в префектурных центрах стажировки [6].

Таким образом, анализ работ отечественных и зарубежных учёных, материалов официальных документов, интернет-сайтов по управлению системами профессионального образования и подготовки рабочих кадров свидетельствует о том, что в мире не существует единой системы подготовки и переподготовки кадров.

Система профессионального образования за рубежом сконструирована по различным схемам, продиктованным цивилизацией, условиями жизни, идеями реформаторов, которые воздействовали на развитие профессиональной педагогики во всём мире, в том числе и на отечественную российскую педагогику. Радикальные изменения социально-экономических условий нашего общества привели к нарушению системы подготовки кадров и имеющихся у неё сложных социальных, экономических и политических связей. В настоящее время в России разрабатываются новые подходы к развитию профессионального образования, пересматриваются формы управления системой подготовки кадров, изменено законодательство, регламентирующее функционирование и эффективное развитие данного феномена.

Развитие международных отношений в сфере образования диктует нам обратиться к опыту управления системой профессионального образования и подготовки рабочих кадров за рубежом. Взаимодействие по вопросам управления развитием профессионального образования необходимо России для создания совершенной и востребованной системы, отвечающей требованиям сегодняшней экономики.

Список литературы:

1. Вергилес Э.В. Тактика работы с персоналом./ Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. - 30 с.
2. Драйден Дж., Революция в обучении / Пер. с англ. - М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003.
3. Кормакова В.Н. «Особенности управления подготовкой рабочих кадров за рубежом», Журнал: Научные ведомости БелГУ, Серия: Гуманитарные науки, 2010г., № 5.
4. Семичастнов Ю.И. Социально-педагогические основы совершенствования профессионального образования: Автореферат диссерт. Канд. Пед. Наук. – М.,1999.
5. Papandreou A. An Application of the Projects Approach to EFL // English Teaching Forum. - 1994. - Vol.32/ - # 3. - P. 41-42.
6. http://www.market-pages.ru/taktikapersonal/10.htmlMARKET-PAGES.RU, информационный бизнес портал.
7. http://www.market-journal.com/psihupravlenie/58.html MARKET JOURNAL.
8. Профессиональное образование в Германии, http://www.web-globus.de/articles/professionalnoe_obrazovanie_v_germanii

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк