Отражение принципов светского гуманизма в философском наследии  М.В. Ломоносова

Карабалаева Руфина Кажгалиевна – студентка Астраханского государственного университета. (г.Астрахань)

Аннотация: В статье анализируется философское наследие М.В. Ломоносова в его связи с основополагающими принципами отечественной философии эпохи Просвещенного Абсолютизма. Выявляется особая роль Ломоносова в формировании гуманистической этики в России 18 в. и философском обосновании положительной ценности гуманистических принципов.

Ключевые слова: гуманизм, гуманистические принципы, просветительство, социальная активность, патриотизм, прогрессизм, историзм, антиклерикализм.

Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается мыслителем, в творчестве которого глубоко и всесторонне отразилась эпоха перехода от старой допетровской России к России новоевропейской. По справедливому замечанию С.И. Вавилова, «… великий русский энциклопедист был в действительности очень целой и монолитной натурой… часто встречающееся сопоставление Ломоносова с Леонардо да Винчи и Гете правильно и оправдывается не механическим многообразием культурной работы Ломоносова, а глубоким слиянием в одной личности художественно-исторических и научных интересов и задатков» [2; 23]. Он был и до мозга костей гуманистом, считавшим, что каждый человек – безусловная положительная ценность, заслуживающая достойной, свободной жизни.

Несмотря на то, что уже к тридцати годам  Ломоносов добился и научного признания, и довольно высокого социального статуса  (что, казалось бы, могло  предопределить его относительную общественную пассивность), он остался человеком с активной гражданской позицией, патриотом и принципиальным, пытливым мыслителем [4; 238].

Идея патриотизма является одной из центральных в философском наследии Ломоносова. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее величие и слава, прекрасное будущее — вот основная тема од и научных сочинений Ломоносова. Эта тема конкретизируется и органично дополняется темой русского народа. М.В. Ломоносов воспевает его талантливость, могучий дух российской армии и флота, нравственные качества русского народа. Как подлинный гуманист он убежден, что российская земля способна воспитать собственных великих ученых, великих деятелей культуры и, конечно, правителей. Такая убежденность приводила его к отстаиванию ярко выраженной антинорманистской позиции.

Очевидно, что Ломоносов был не только выдающимся ученым, но и обладал ярко выраженной гражданской позицией. Его патриотизм, горячая любовь к своему народу особенно ярко сказались в его трудах по истории России и становления русского государства, в первую очередь — в «Древней Российской истории». Содержание этих работ дает нам основание полагать, что судьбу «народа российского», его прошлое, настоящее и будущее Михаил Васильевич воспринимал, прежде всего, как свою личную заботу, драму, переживание. При этом важно учитывать, что его представление о народе существенно отличалось от позднейших определений народа, таких, как «чернь», «толпа», «темная масса», «страдающий брат», «богоносец», «движущая сила истории», «историческая общность». У Ломоносова народ – это в прямом смысле предметное, ощутительное понятие. Это какое-то огромное и бессмертное множество в единстве. Заметим: бессмертное не абстрактным, не «риторским» бессмертием, а «осязательно живым». При этом для мыслителя не важно, идет ли речь о прошлом, настоящем или будущем российского народа.

Гуманизм Ломоносова проявлял себя и в том, что его волновало не абстрактное «общечеловечество», а конкретный русский народ, на плечах которого издревле покоилось государственное величие Российской империи. Учёный прекрасно понимал, что наука — это не отвлечённая от жизни теория, а средство, создавая которое, народ обеспечивает себе благополучие и перспективу земного существования. Русская наука, по справедливому мнению М.В. Ломоносова, должна служить, в первую очередь, русскому народу и его процветанию. Мыслитель полагал, что, в противном случае, её достижения будут использованы многочисленными внешними недругами против самой России. Справедливость этого предположения подтверждается множеством примеров из современной российской действительности.

По мнению М.В. Ломоносова, «сбережение» русского народа является основной задачей, которую должно преследовать государство. И здесь вновь обнаруживается параллель с современностью: Россия еще держится созидательной волей россиян,  однако очевидно, что наше государство непременно начнёт утрачивать и свои территории, и своё влияние, если численность населения будет снижаться. Воспользовавшись же философски обоснованными Ломоносовым принципами внерелигиозного гуманизма, «сохраняя» и «преумножая» русский народ, Россия сохраняет шанс занять ведущее место среди мировых держав и обеспечить достойное будущее грядущим поколениям россиян.

Пересекающиеся кривые показателей рождаемости и смертности в России рубежа 20-21 вв. как будто ставят крест на будущем русского народа. А потому, дабы сохранить себя, просто необходимо вспомнить идеи Ломоносова о «сбережении» русского народа и сделать всё, чтобы остановить собственную гибель. Анализируя мысли философа, невозможно не проникнуться чувством глубокой симпатии к Ломоносову. Болея душой за продолжение русского рода, обновление и «освежение от догм» [7; 86] русского языка, пытаясь оградить его от «вредного давления» Церкви [7; 90], он,    по    сути,    самим    образом    своей    жизни    подтверждал    верность, справедливость гуманистической реформации  родины  в эпоху,  справедливо названную впоследствии веком Просвещения.

Одним из ярких свидетельств патриотизма и демократизма Ломоносова служит его письмо к И.И. Шувалову «О сохранении и размножении российского народа» (1761). В этом письме он выступал против крепостной эксплуатации, неравных и принудительных браков, ратовал за организацию медицинской помощи крестьянству и требовал ограничения церковной власти в отношении быта и труда крестьян.

Исторические работы Ломоносова и в первую очередь его «Древняя Российская история» заложили основы зарождавшейся русской историографии. Процесс «творения» истории Отечества представляется Ломоносову делом общим, гражданским [1]. Закладывая основы отечественной историографии, мыслитель самое серьезное внимание, уделял критическому анализу источников. Ему одному из первых в русской науке удалось объективно, непредвзято описать многовековую историю славян, а также показать роль славянских племен в разрушении Римской империи [5].

Исторические и философские понятия отражают, по Ломоносову, изменения, происходящие в мире, отсюда необходим их периодический пересмотр. История познания, таким образом, и есть история образования понятий, сложившихся первоначально в мифологии, а затем в религии, философии и науке. Так, зороастризм приписывает понятиям «некоторую потаенную силу, от звезд происходящую и действующую в земных существах». Средневековый спор между номиналистами («именниками») и реалистами («вещественниками») учит, по мысли Ломоносова, что формировать понятия нужно не просто путем познания отдельных имен, названия вещей и их качеств, но путем «собирания» имен, происходящих как от «подлинных вещей и действий», так и от «идей, их изображающих». Сложность здесь «не состоит в разности языка, но в разности времен», т. е. успешность и точность употребления  понятий  определяется  общим  уровнем  культуры,  науки    и философии. История понимается мыслителем как процесс органический, где всякая предшествующая фаза связана с последующей: она не «вымышленное повествование», а достоверное, основанное на источниках изучение опыта «праотцев наших», включающее исследование летописей, историко-географические сведения, статистику, демографию [6; 61-66].

По Ломоносову, история, особенно российская, полна противоречий, которые состоят из единства закономерностей ее развития и того, что не вмещается в разум. Кроме того, в историческом движении есть какая-то тайна (подобная рождению личности), причем не столько мистическая, сколько мирская, антрополого-гуманистическая, проистекающая из сокровенности и «во мраке забвения покрытых» истоков жизни народа [3].

Сказанное выше позволяет утверждать, что М.В. Ломоносов в своих философских построениях активно использовал принципы светского гуманизма, обосновывал гуманистические ценности эпохи Просвещенного Абсолютизма и находился, по сути, у истоков гуманистической этики, философии истории и философского антропологизма в России.

Список литературы:

1.Белявский, М.Т. «Всё испытал и всё проник» / М.Т. Белявский, М., 1990.–77 с.
2.Вавилов, С.И. Ломоносов и русская история // Ломоносов, М.В. Сочинения. Т. V. М., 1961. – С. 23.
3. Гаврилова, Л.М. «М.В. Ломоносов как историк и автор портретной серии русских князей и царей»  / / Л.М. Гаврилова. – СПб., 2000. – С. 30-64.
4. Голованов, Я.К. «Этюды о Великом» / Я.К. Голованов, М. 1997 – 415 с.
5. Лебедев, Е.Н. «Ломоносов. Жизнь знаменитых людей» / Е.Н. Лебедев   М.: Молодая гвардия, 1990. – 467 с.
6.Шанский, Д.Н. Западноевропейские просветители 18 века о Ломоносове. // Вестник Московского университета. – Сер.8, История. – 1987. –№2.– С.61-66.
7.Юрьев С.И. Ломоносов-мыслитель, Ломоносов-гражданин, Ломоносов-поэт. - СПб.: Возрождение, 2010. – 170 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: