Моральная дихотомия: добро и зло в этическом учении Н.О. Лосского

Сорокина Елена Александровна – студентка Астраханского Государственного Университета (г. Астрахань)

Аннотация: В статье представлен краткий анализ работы русского религиозного философа Н.О. Лосского «Условия абсолютного добра». Подчеркивается, что защитники добра не должны сосредоточиваться только на каком-то одном из видов зла для борьбы с ним.

Ключевые слова: добро, зло, нравственность, русская философия, этика.

Проблема  добра и зла принадлежит к ряду вечных проблем философии, с которыми сталкивается человек на протяжении всей своей жизни. Проблема взаимодействия добра и зла в разных ее аспектах занимает важное место в русской философии, одной из особенностей которой является панморализм, фокусирующий  философские размышления на проблемах морали и нравственности.

Одним из крупнейших русских философов XX века, уделявших внимание данной проблеме, является Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965). Во введении одного из своих главных трудов этой проблематики ("Условия абсолютного добра") он приводит определение этики как "науки о нравственном добре и зле и об осуществлении его в поведении человека" [1,с.24]. Автор отмечает, что существуют не только относительные, но и абсолютные ценности. Для того, чтобы человеку избрать "правильный путь поведения", нужно сразу исключить неправильные. Поэтому Н.О. Лосский рассматривает и критически оценивает некоторые наиболее распространенные этические учения – эвдемонизм, биологизм и натуралистический эволюционизм.

Множество существ, сотворённых Богом, имеют возможность активно и творчески принимать участие в совершенном бытии Творца. Добро и зло, по Н.О. Лосскому, есть проявления этого свободного и творческого взаимодействия. Субъектов этого мира философ именует деятелями, которые сверхвременны и сверхпространственны. Деятели – это "индивиды, незаменимые и неповторимые в силу их нормативной идеи" [1,с.10]. Каждый такой деятель обладает творческой силой, имеет способность создавать события. Личностями же являются те, кто осознают и реализовывают в жизни абсолютные ценности. Главная задача "деятелей" – осуществить "конкретное единосущие Царства Божия" [1,с.62] – основывается на свободном выборе. Вследствие этого "некоторые деятели избирают путь, на котором возникает зло и всевозможные виды несовершенства" [1].

Н.О. Лосский выделяет два вида зла: основное и производное. Основное зло "состоит в нарушении деятелем ранга ценностей, именно в себялюбии, эгоизме, т. е.  в большей любви  к себе, чем к Богу и другим существам" [1]. Ложный путь поведения заключается, таким образом, в богоотступничестве и "обособлении от всех тварных существ" [1]. Эгоизм порождает производное зло, с которым, в конечном счёте, связаны страдания, болезни, смерть и т. п.

Теодицея Н.О. Лосского заключается в том, что зло он признаёт не  внешним наказанием за грех, а "внутренне необходимым результатом искаженного соотнесения ценностей" [1], т.е. виной самих деятелей. Ведь "Творец мира Бог никоим образом не причастен мировому злу и не повинен в нем. Бог сотворил мир как совокупность существ, способных осуществлять свободную самостоятельную деятельность и удостаиваться обожения, т. е. абсолютного совершенства" [1,с.136].

По мысли  философа, термин нравственность применим только к человеку, потому что он является существом наделённым разумом, способностью "осознавать и даже опознавать хотя бы некоторые стороны идеала абсолютно совершенного поведения и руководиться ими сознательно" [1,с.66].

Теономная (т. е. заповеданная Богом) этика любви – такое название носит этическое учение Н.О. Лосского. Но откуда человеку получать знания о мире, о нормах и идеалах, господствующих в нём? Н.О. Лосский выделяет следующие источники знания: аксиологический, нравственный и религиозный опыт, умозрение (интеллектуальная интуиция) и Откровение.

Аксиологический опыт – это "непосредственное восприятие объективных абсолютных  ценностей в связи с высокими чувствами, интенционально направленными на них" [1,с.71]. С данным видом опыта непосредственно связан нравственный опыт, который открывает требования абсолютного идеала совершенства и включает в себя голос совести. В ходе развития аксиологического и нравственного опыта, человеком постигается и опыт религиозный, в котором Бог начинает пониматься как абсолютная и высшая ценность, а также как "наиболее достойный предмет любви". Умозрение расширяет наш кругозор и даёт возможность постоянного развития и совершенствования. Откровение же является основой для  наиболее глубокого понимания и "сущности нравственного идеала и путей для осуществления его" [1]. Н.О. Лосский обращает наше внимание на то, что истины Откровения – это опора для "наиболее совершенного сочетания всех доказуемых истин о мире и о Боге в единое органическое целое и ведут к важнейшим выводам, проверяемым посредством опыта и умозрения" [1]. На основе этого Н.О. Лосский делает вывод, что именно такая этика, включающая данные Откровения, наиболее соответствует претензиям научности, в отличие от нерелигиозных этических концепций.

Таким образом, главной и конечной целью поведения "деятелей" является "абсолютная полнота жизни, достижимая не иначе как путем соборного творчества, осуществляющего лишь абсолютно ценные содержания бытия, могущие поэтому быть предметом сочувственного сопереживания всех членов Царства Божия" [1,с.73].

Мыслитель обращает наше внимание на то, что многие этические концепции односторонни, потому что при нравственной оценке используют либо мотивы поведения, либо объективное содержание поступка и предполагаемые последствия. Н.О. Лосский подчёркивает, что каждый в ответе "не только за субъективную, но и за объективную сторону своих поступков, а также не только за форму, но и за содержание их" [1,с.126], потому что все индивиды, будучи свободными, несут полную нравственную ответственность за свои поступки.

Философ говорит о существовании свободы воли ("хотения" и "решения", не обязательно переходящие в действия) и свободы действия (ситуации, при которых ничто не препятствует осуществлению возникших "хотений" и "решений"). Но при этом он различает "формальную свободу" и "положительную материальную свободу". Положительной материальной свободой обладают, в первую очередь, члены Царства Божия, т.к. их творческая сила становится бесконечной, с её помощью они претворяют в жизнь абсолютную красоту, добро и обретают совершенную истину. Формально свободны – существа, находящиеся вне Царства Божия, "будучи более или менее удалены от Бога и своим эгоизмом отчасти обособлены от других существ" [1,с.131-132]. Они обладают положительной свободой, но в небольшой мере, и ограниченной свободой действий. Суть формальной свободы Н.О. Лосский усматривает в главенстве действующего "я" над "всеми своими определенными проявлениями, хотениями, решениями и поступками" [1,с.132].

В каждом конкретном случае  деятель самостоятельно осуществляет творческий акт, и, следовательно, может воздержаться от его отдельного проявления или осуществить его иначе. Н.О. Лосский отмечает, что "во всяком случае он может отказаться от пути зла и, по крайней мере, начать путь восхождения по пути добра, хотя бы в форме искреннего стремления вступить на него" [1,с.132]. Полностью снять ответственность с деятеля не представляется возможным ни по каким бы то ни было причинам, будь то незнание, глупость или болезнь индивида.

Всем известно, что нарушение гражданского закона влечёт за собой наказание. Русский религиозный философ задаётся вопросом: как же обстоит дело с нарушением нравственного закона? И отвечает, что люди во все времена считали и продолжают считать, что нарушение нравственного закона также карается санкцией – наказанием Бога или самой природы. В любом случае, этика должна ответить на вопрос о санкциях нравственного закона, а чтобы это произошло, нужно понять, в чём он состоит.

Нравственно добрым является "поступок, совершаемый на основании любви к Богу большей, чем к себе, и любви ко всем существам, равной любви к себе самому, поступок, осуществляющий абсолютное совершенство (абсолютные ценности) Царства Божия" [1,с.132-133]. В нашем бытии все поступки являются нравственно добрыми только частично, потому что они содержат относительные ценности.

Философ неоднократно отмечает, что всё плохое, что происходит с нами – не внешние наказания, а результат  нашего нравственного несовершенства,  который он именует "имманентной производной санкцией нравственного закона" [1,с.135]. Поскольку же наша уязвимость логически следует из нашей нравственной несостоятельности, постольку "все печальные стороны строения психоматериального царства суть самоочевидное следствие взаимного разъединения и дисгармонии существ, нарушивших нравственный закон" [1,с.136]. Все они – имманентная санкция за неправильный путь поведения, который мы сами выбрали, вследствие чего не имеем права перекладывать ответственность на других существ. Однако далеко не все люди обладают нравственной зрелостью на определённых этапах жизни, поэтому применяются различные виды наказаний. Наказания в узком смысле этого слова (лишение каких-либо благ), налагаемые воспитателем, государством или обществом, Н.О. Лосский называет общественными. Такие наказания могут рассматриваться как нравственные и как правовые явления, потому что эти понятия близки и аналогичны друг другу.

Н.О. Лосский выделяет также нравственные наказания. Основной формой его является осуждение. В сравнении с правовым осуждением, нравственное не только защищает какие-либо интересы, но и заинтересовано в повышении уровня нравственности субъекта, совершившего дурной поступок. Помимо этого, нравственному осуждению могут сопутствовать лишения деятеля благ и причинение страданий (постановка ребёнка в угол, штраф, тюремное заключение и другие), что также имеет нравственный смысл. По мнению Н.О. Лосского, мир утроен так, что "виновник нравственно злого поступка естественно и необходимо получает возмездие в форме имманентного наказания, непосредственного (угрызения совести) или производного" [1,с.149-150].

Угрызения совести и раскаяние, как непосредственные имманентные наказания, могут появиться не сразу после негативного деяния. А "несовершенное тело, болезни, страдания от недостатков социальной жизни" вообще не рассматриваются людьми как наказание за какое-либо конкретное деяние. Вследствие этого, общество и в частности государство, стараются наказать провинившегося сразу, не дожидаясь того, когда он сам осмыслит свой поступок и раскается в нём. Н.О. Лосский справедливо, на наш взгляд, считает, что нарушение нравственного закона должно сопровождаться понижением благополучия преступника. Этот факт будет способствовать поиску другого жизненного направления и построению новой, правильной иерархии ценностей, что будет полезно для души виновного. Философ утверждает, что "воздаятельный и целительный смысл наказания суть два необходимо связанные друг с другом аспекта его" [1,с.151].

Н.О. Лосский отмечает, что ошибка защитников добра состоит в том, что они выбирают какой-то один вид зла для борьбы с ним. Среди примеров, иллюстрирующих данное заблуждение, им были названы: пьянство, лишение жизни животных для употребления их в пищу, а также война и др. Он отмечает также, что сосредоточение на одном виде зла и яростная борьба с ним, может привести к возрастанию имеющегося, а также к новым видам зла. Говоря о войне, Н.О. Лосский, конечно, признаёт её великим злом, но в то же время, пацифизм, по его мнению, может привести к более негативным последствиям, нежели война. Он отмечает, что в мире "зло используется так, что среди следствий его находятся какие-либо виды добра, так что зло никогда не бывает абсолютным" [1,с.167]. В борьбе со злом мы не должны вести сопротивление только по отношению к одному виду зла, борьба "может совершаться в определенной последовательности, начиная с более простых, примитивных видов зла, например, чувственных ступеней его, вроде чревоугодия или пьянства".

В вопросе о борьбе со злом, Н.О. Лосский, среди прочих, ссылается на работы таких выдающихся мыслителей как Л.Н. Толстой, В.С. Соловьёв и И.А. Ильин. Особенно подробно философ рассматривает  позицию И.А. Ильина по данной теме. Н.О. Лосский обращается к его работе ("О сопротивлении злу силою"), рассматривая примеры вынужденного и даже обязательного применения "физического принуждения и пресечения" и вместе с автором задаётся вопросом: оправдывает ли цель такие средства? Ответ на этот вопрос отрицательный: "зло физического принуждения или пресечения не становится добром оттого, что оно использовано как единственное имеющееся у нас средство для достижения благой цели" [1,с.170]. Н.О. Лосский, соглашаясь с И.А. Ильиным и другими мыслителями, близкими ему по взглядам, усматривает здесь драматическое положение человека, заключающееся в том, что между "благой целью" и "несовершенным средством" всегда происходит конфликт. При этом, люди, попадая «в  положение нравственной обязательности защищать добро, имея в своем распоряжении для этого только неправедные средства" [1,с.171], получают воздаяние за свою греховность.

Самым большим злом, по Н.О. Лосскому, является "ненависть к Высочайшему Добру, Богу, и борьба против Него".  Поскольку зло является производным от гордости,  то чтобы бороться с ним, мы должны сначала побороть свою гордость. Гордостью Н.О. Лосский называет "себялюбие, не допускающее никакого превосходства других существ над собой, никакого подчинения чужой воле или даже какой-либо неличной ценности" [1]. От гордыни человека спасает христианское смирение, которое заключается в том, что достижение добра приписывается не столько себе, сколько Богу.

Рассуждая о силах, содействующих и противодействующих добру, Н.О. Лосский напоминает нам, что человеческое тело, согласно его теории, состоит из иерархически выстроенной системы субстанциональных деятелей, главным из которых является человеческое "я". Каждый из таких деятелей может перестать "слушаться" главного деятеля, и тем самым нарушить гармонию целого, что может привести к болезням, страданиям и т.д. Для того чтобы избежать этого, Н.О. Лосский рекомендует метод самовнушения, разработанный психологами Э. Куэ и Ш. Бодуэном. Самовнушение не в форме приказаний, а при помощи воображения, потому что "в картинах воображения открываются и осознаются объективные ценности бытия, осуществляемого правильным поведением, откуда естественно, без насилия над собой возникает любовь к этим ценностям и стремление воплотить их" [1,с.201-202].

Помимо деятелей, составляющих само тело человека, вступить во взаимодействие с ним могут также и "деятели царства злых сил". Овладевая людьми, зло заставляет людей думать, будто бы они не несут ответственность за свои дурные поступки. Однако в соответствии с Христианским учением,  человек всё равно остаётся в ответе за свои злые помыслы и деяния, в том числе потому, что дьявол соблазняет людей "образами, планами и созданием обстановки, подстрекающей страсти и наклонности, имеющиеся уже у человека" [1,с.205]. Н.О. Лосский отмечает, что "между подчинением и служением гражданина государству и служением органов тела человека человеческому «я»" [1] имеется сходство: и те и другие рискуют сохранностью единичного ради целого. Следовательно, социум также может оказывать влияние на личность. Содействующей же добрым начинаниям человека силой является Господь Бог. Все добрые человеческие поступки происходят "при содействии Бога и Царства Божия". Церковь ("Тело Христа") и святые, в свою очередь, тоже содействуют возрастанию добра в человеке.

Ещё одна из интересующих Н.О. Лосского тем – это нравственный прогресс. Под прогрессом он понимает возрастание степени совершенства мировых существ, целью которых является достижение Царства Божия. При этом прогресс не передаётся из поколения в поколение или иным путём. Хотя усвоение чужого опыта в виде накопления и передачи знаний возможно, но это могут быть знания только "низшего порядка" (относящееся к математике, технике и др.). А, например, достижения философской мысли – знания более высокого ранга, от каждого нового поколения требуют новых усилий для понимания ранее открытых истин.
В заключение можно сказать, что на все нравственные вопросы Н.О. Лосский отвечает, "исходя из идеала абсолютного совершенства в Царстве Божием" [1,с.235]. Одним из самых важных является вывод Н.О. Лосского о том, что все бедствия и страдания в нашем мире существуют в результате недостатка любви к Богу и существам, сотворённым им, в результате чего нарушается мировая гармония.

По нашему мнению, эта мысль верна и не только в чисто религиозном аспекте. Дело в том, что дефицит внимания и любви к нашим родным и близким, к ближним и дальним людям, которые нас окружают, душевная черствость и скупость, равнодушие и безразличие, отсутствие искренности и доброжелательности в немалой степени способствуют проявлениям морального и физического зла и в конечном счете нарушают мировую гармонию человеческого сообщества.

Список литературы:

1.    Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. (Б-ка этич. мысли). – 368 с.