Тарасюк Ярослав Игоревич - аспирант Северо-Западного института Российской академии народного хозяйства и государственной службы. (г.Санкт-Петербург)
Аннотация: в статье рассматривается возможные варианты развития инфраструктуры пассажирского порта Санкт-Петербург «Морской Фасад».
Ключевые слова: порт, пассажирский порт, морской порт, морские пассажирские перевозки.
С началом работы в 2011 г. нового пассажирского порта Санкт-Петербург «Морской фасад» начались обсуждения предложений о возможных направлениях его развития. Порт первоначально был предназначен только для реализации в Петербурге туристической деятельности, отвечающей европейским требованиям в этой сфере. Цель данной работы - обобщение и анализ публикаций и документов по работе порта «Морской фасад» в системе Большого порта города для расширения возможностей его эксплуатации путем формирования дополнительных инфраструктурных объектов обработки специализированных экономически выгодных грузов. По нашему мнению дополнительная инфраструктура и перевод порта в категорию грузо-пассажирского использования повысит экономическую эффективность его эксплуатации.
Известность Петербурга во всем мире как столицы России при Петре I Великом, а в наше время как морской и речной столицы Российской Федерации - объективный фактор интереса к нашему городу у людей из разных стран мира. У многих из них есть огромное желание познакомиться с достижениями жителей, узнать планы морской столицы России в области экономики, политики, образования, науки, культуры, морского дела и осмотреть архитектурные шедевры в городе и его пригородах.
Вступая в новое столетие, Санкт-Петербург повысил в мире свою культурную, общественную, архитектурную, исследовательскую, производственную, туристическую и жизненную позиции и привлекательность современного экономически развитого мегаполиса.
Инфраструктура города для обеспечения туристической деятельности в классическом виде «от нас и к нам» - сложное многоэлементное хозяйство. Она представляет собой объекты обоюдной грузо-пассажирской деятельности (ГРПД) по обеспечению предприятий города материалами и новой техникой, торговлей, с взаимным зарубежным обменом товарами, результатами производства. Обязанность порта - достойно встречать туристов и пассажиров, как желанных гостей, обеспечивать комфортными условиями пребывания, посещения достопримечательностей, облегчённым транспортным режимом, возможностью приобретения памятных высокохудожественных сувениров, знакомства с достижением отечественной культуры, с музеями и отдыхом. Для этого он должен обладать соответствующей инфраструктурой.
Согласно N 261-ФЗ от 8 ноября 2007 г. "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты инфраструктуры морского порта - портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, доки, буксиры, ледоколы и иные суда портового флота, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, информационные системы, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения государственного контроля и надзора в морском порту. При этом ряд объектов инфраструктуры морского порта находятся исключительно в федеральной собственности (список в ст. 29 N 261-ФЗ).
Доступ ко всему названному формируют и поддерживают государственные контрольные организации, учреждения города и области, обслуживающие и обеспечивающие безопасность ГРПД на международном, государственном, коммерческом, политическом, общественном уровне. Работа осуществляется в сфере авиационной, морской, речной туристической деятельности на территории города и в Ленинградской области. Для организующих и управляющих туризмом международных, зарубежных и отечественных структур – это: Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации, Губернатор Санкт-Петербурга, его городская и муниципальные администрации города.
Они непосредственно управляют своими инфраструктурными туристическими объектами, деятельностью гостиничных комплексов, городским и специальным транспортом, театрами, музеями, концертными площадками, парками. Осуществляют сбережение исторических памятников, поддержание улиц и домов, в достойном состоянии. Задача состоит в том, чтобы процесс туристического обеспечения функционировал без серьёзных сбоев на Морском вокзале Большого порта, на «Морском фасаде», на причалах набережных Невы и в строящихся портах в Ломоносове (Бронка) и Усть-Луге, как возможных запасных вариантов причаливания круизных лайнеров в экстренных случаях, а также в предотвращении и устранении возможных транспортных и других сбоев.
Ключевые задачи по туристическому обмену осуществляют контрольные пункты пропуска через государственную границу. Их специалисты обеспечивают установленный порядок и действующие правила, реализуют средства и методы проверки документов, таможенного досмотра грузов и багажа пассажиров и других лиц, прибывающих в Петербург с различными целями. Их деятельность регламентируется федеральными органами государственного управления (Распоряжение Росморречфлота № АД-36 от 12.03.2010. «О внесении сведений о морском порте Пассажирский порт Санкт-Петербург в реестр морских портов Российской Федерации»; Приказ Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 09.04. 2010 г. «Об открытии морского пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морскому порту «Пассажирский порт Санкт-Петербург»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2002 г. № 856-р - Собрание законодательства РоссийскойФедерации2007. №28, ст.345).
К источникам получения доходов от обеспечения туристической деятельности в Петербурге, относятся питательные и развлекательные «точки», но, в гораздо большей мере, учреждения, где имеются, предоставляются, иллюстрируются, демонстрируются различные артефакты. Особенно объекты культуры, созданные человечеством, и важные для туристической сферы. Их содержанием круглосуточно интересуется самый широкий, круг туристов из Европы. Это архивы, библиотеки, музеи, заповедные места и многое другое; объекты науки, техники, истории достижений в России, Ленинграде и Петербурге.
Начиная с 1991 года в порту Санкт-Петербурга начался стремительный рост количества судозаходов круизных судов под иностранными флагами.
Уже к середине 90-х годов он составлял более 200 судозаходов за одну летнюю навигацию. В настоящее время эта цифра увеличилась в двое и стала достигать 300-400 судозаходов в период летней навигации с мая по октябрь.
Причин такого бума несколько:
• это право на безвизовое нахождение иностранных граждан, прибывающих морем на круизных судах на период до 72 часов
• развитие портовой инфраструктуры.
Несмотря на наличие на набережных города, ранее в Большом порту Санкт-Петербурга, нескольких пассажирских терминалов, способных принимать и обслуживать большие паромные и круизные суда, этого стало недостаточно для достойного приёма гостей из разных стран мира. С началом нового века стала очевидной потребность иметь в Петербурге специализированный пассажирский порт, построенный по мировым стандартам, готовый принимать, размещать и обеспечивать необходимыми услугами большие потоки туристов, прибывающих морем из многих стран.
В это время в руководстве городом вернулись к идее, предложенной несколько ранее В. Южилиным, А.Юрьев рассказал о выпускнике ЛВМУ им. С.О. Макарова В. Южилине. (А.Юрьев Фасад попал в историю// Санкт-Петербургские ведомости. 22.07.2011 г) Он, получив диплом инженера и поработав в Севастополе в Институте биологии южных морей и в Морском гидрофизическом институте АН УССР, в начале 90-х годов 20 века основал в Петербурге компанию «First Quantum». Бизнес: морские перевозки, инвестирование строительства туннелей, портов, инфраструктурных объектов. В 2005 году фирма «First Quantum» была зарегистрирована в Великобритании и стала учредителем управляющей компании «Морской Фасад» с реализацией в устье Невы в Санкт-Петербурге большой намывной территории для размещения производственных и жилых объектов Петербурга, места для прокладки Западного Скоростного Диаметра (ЗСД), строительства пассажирского порта.
В 2006 г. основано ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург». Первый в городе опыт государственно-частного партнерства: 10 млрд. рублей частные вложения, 8 млрд. госбюджет. Учредитель - управляющая компания «Морской Фасад», подконтрольная депутатской группе «First Quantum». Партнерство осуществлялось в процессе выкупа городом облигаций у ОАО. Санкт-Петербург за 9,4 млрд. руб. стал собственником «парадных морских ворот». Руководителем управляющей компании «МФ», продав последнюю облигацию, остался Ш.Ш. Кары-Ниязов. К 2008 году было построено: подходных каналов к намывной территории порта - 10 км, причальная стенка порта - 2 км, пропускная способность гавани достигла уже 130 судозаходов в год на более чем 700 тыс. пассажиров.
В проекте строительства Пассажирского порта Санкт-Петербург «Морской Фасад» не было предусмотрено проведение операций с грузами, прибывающих с туристами и пассажирами на паромах и круизных судах. Опыт 2009-2011 гг. оказалось, что осуществление подобных действий с грузами до ввода в строй ЗСД создаст в Василеостровском районе и в городе в целом кризисную ситуацию с трамвайно-автомобильным транспортом и с автопоездами.
Обострилась проблема поиска компромиссных предложений для разрешения проблемы до ввода в эксплуатацию ЗСД. Рассматривается вариант поиска трасс и строительство новых автомобильных дорог на острове, способных пропускать автопоезда с грузами для расширения производственной деятельности в Василеостровском районе и других районах Санкт-Петербурга. Процесс перевозок пассажиров и их обслуживание был опробован в прошлом году. Работа в официальном режиме началась в 2011 году.
Однако обостряются существующие проблемы, связанные с дальнейшим развитием инфраструктуры морских пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге. Во многих публикациях по теме работы отмечается, что с экономической точки зрения при эксплуатации пассажирского порта и для обеспечения эффективности деятельности приходящих паромов, вполне разумным, как принято в соседних странах, является доставка одновременно с пассажирами и грузов в такой порт. Это автомобили с туристами, грузовые фуры с популярными товарами и сырьём для малого и среднего бизнеса. Причем, в первом проекте инфраструктуры пассажирского порта «Морской Фасад» эти особенности его эксплуатации не выделялись.
Порт построен в 2009 г., но уже способен принимать до полутора миллионов пассажиров в год. Процесс их перевозок и обслуживания официально начался в 2011 году. Итоги года приведены в таблице 1.
Таблица 1. Количество паромных судозаходов в 2011 г. в порт Санкт-Петербург
Судозаходы |
Пассажиры |
Автомобили |
|||||
Паром |
на приход |
на отход |
Всего |
на приход |
на отход |
Всего |
|
Принцесса Мария |
149 |
107657 |
115575 |
223232 |
1204 |
1768 |
2972 |
Принцесса Анастасия |
66 |
61152 |
55366 |
116518 |
1750 |
1401 |
3151 |
В этом году ожидается существенный рост, однако существуют нерешенные проблемы, связанные с дальнейшим развитием инфраструктуры морских пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге. Выявление, анализ и предложения возможных направления их решения обсуждаются в городской думе, законодательном собрании в городских средствах информации и в Интернете.
Заключение
Поиск и реализация путей осуществления в «Морском Фасаде» перевозок грузов на прибывающих морем паромах и круизных судах, особенно, если они не доставляют экипажу и гостям особых сложностей - это принятый в мире и успешный видов деятельности в портах многих стран мира. Тем более что доставка в Петербург грузов отвечает потребностям населения, субъектов малого и среднего бизнеса.
Названные процессы отвечают Уставу Открытого Акционерного Общества «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской Фасад», а также не противоречат стратегии развития в России и Санкт-Петербурге портовой инфраструктуры. «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г. Предлагаемое грузо-пассажирское направление дальнейшего развития ОАО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской Фасад» является для города инновационным и может стать эффективным вкладом в экономику нашего региона. Рассмотренные в текущей печати 2011г. и обобщенные в работе предложения, накопленный с 2010 года опыт дают возможность подготовиться к эффективному освоению возможностей Западного Скоростного Диаметра. Это позволит повысить эффективность деятельности «Морского Фасада» в Санкт-Петербурге уже в недалеком будущем.
Рисунок 1. Статистика заходов круизных судов в порт Санкт-Петербург по оценкам экспертов портовой отрасли
Таблица 2. Данные по заходам круизных судов по некоторым странам в навигацию 2011 года
США | Германия | Англия | Италия | Франция | Финляндия | Прочие | РФ |
85356 | 80674 | 69997 | 37419 | 5052 | 1407 | 175571 | 7913 |
18,74% | 17,71% | 15,37% | 8,22% | 1,11% | 0,31% | 38,55% | 1,74% |
• Рост количества судозаходов в порту Санкт-Петербург с 1994 года составил 215 %, а рост количества пассажиров 620 %.
• До 1999 года порт Санкт-Петербург мог принимать суда длиной до 270 м, шириной не более 30 м и был посещаем только благодаря своей туристической привлекательности.
• С 1999 года, в связи с развитием инфраструктуры и введением в эксплуатацию новых пассажирских причалов № 29 и 30 ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» порт Санкт-Петербург смог принимать суда длиной до 300 м, что, в свою очередь, привело к росту количества судозаходов со 187 в 1999 г. до 301 в 2005 г. (рост более 150%). Связанный с этим рост пассажиропотока составил более 230 % (со 114 517 человек до 267 529 человек).
• В 2004 году, в связи с ростом требований круизной индустрии Правительством города было принято решение о начале строительства нового пассажирского комплекса «Морской Фасад», что привело к дополнительному росту количества судозаходов и размерности судов (до 323 с/з и 428 550 пассажиров в 2009 году).
Список литературы:
1. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г. М. Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт». М., 2011. 220 с. Версия от 08.09.2011. Разработчик: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Соразработчики: Инфрапроекты. Морские транспортные проекты.Maritime and Transport Business solutions Netherlands.
2. Яновский В.В. Инновационное развитие крупного города. Мегаполис Санкт-Петербург//СПб: Издательство СЗАГС, 2006. – 232 с.