gototopgototop

Направление развития инфраструктуры пассажирского порта Санкт-Петербург «Морской Фасад»

Тарасюк Ярослав Игоревич - аспирант Северо-Западного института Российской академии народного хозяйства и государственной службы. (г.Санкт-Петербург)

Аннотация: в статье рассматривается возможные варианты развития инфраструктуры пассажирского порта Санкт-Петербург «Морской Фасад».

Ключевые слова: порт, пассажирский порт, морской порт, морские пассажирские перевозки.

С началом работы в 2011 г. нового пассажирского порта Санкт-Петербург «Морской фасад» начались обсуждения предложений о возможных направлениях его развития. Порт первоначально был предназначен только для реализации в Петербурге туристической деятельности, отвечающей европейским требованиям в этой сфере. Цель данной работы - обобщение и анализ публикаций и документов по работе порта «Морской фасад» в системе Большого порта города для расширения возможностей его эксплуатации путем формирования дополнительных инфраструктурных объектов обработки специализированных экономически выгодных грузов. По нашему мнению дополнительная инфраструктура и перевод порта в категорию грузо-пассажирского использования повысит экономическую эффективность его эксплуатации.

Известность Петербурга во всем мире как столицы России при Петре I Великом, а в наше время как морской и речной столицы Российской Федерации - объективный фактор интереса к нашему городу у людей из разных стран мира. У многих из них есть огромное желание познакомиться с достижениями жителей, узнать планы морской столицы России в области экономики, политики, образования, науки, культуры, морского дела и осмотреть архитектурные шедевры в городе и его пригородах.

Вступая в новое столетие, Санкт-Петербург повысил в мире свою культурную, общественную, архитектурную, исследовательскую, производственную, туристическую и жизненную позиции и привлекательность современного экономически развитого мегаполиса.

Инфраструктура города для обеспечения туристической деятельности в классическом виде «от нас и к нам» - сложное многоэлементное хозяйство. Она представляет собой объекты обоюдной грузо-пассажирской деятельности (ГРПД) по обеспечению предприятий города материалами и новой техникой, торговлей, с взаимным зарубежным обменом товарами, результатами производства. Обязанность порта - достойно встречать туристов и пассажиров, как желанных гостей, обеспечивать комфортными условиями пребывания, посещения достопримечательностей, облегчённым транспортным режимом, возможностью приобретения памятных высокохудожественных сувениров, знакомства с достижением отечественной культуры, с музеями и отдыхом. Для этого он должен обладать соответствующей инфраструктурой.

Согласно N 261-ФЗ от 8 ноября 2007 г. "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты инфраструктуры морского порта - портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, доки, буксиры, ледоколы и иные суда портового флота, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, информационные системы, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения государственного контроля и надзора в морском порту. При этом ряд объектов инфраструктуры морского порта находятся исключительно в федеральной собственности (список в ст. 29 N 261-ФЗ).

Доступ ко всему названному формируют и поддерживают государственные контрольные организации, учреждения города и области, обслуживающие и обеспечивающие безопасность ГРПД на международном, государственном, коммерческом, политическом, общественном уровне. Работа осуществляется в сфере авиационной, морской, речной туристической деятельности на территории города и в Ленинградской области. Для организующих и управляющих туризмом международных, зарубежных и отечественных структур – это: Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации, Губернатор Санкт-Петербурга, его городская и муниципальные администрации города.

Они непосредственно управляют своими инфраструктурными туристическими объектами, деятельностью гостиничных комплексов, городским и специальным транспортом, театрами, музеями, концертными площадками, парками. Осуществляют сбережение исторических памятников, поддержание улиц и домов, в достойном состоянии. Задача состоит в том, чтобы процесс туристического обеспечения функционировал без серьёзных сбоев на Морском вокзале Большого порта, на «Морском фасаде», на причалах набережных Невы и в строящихся портах в Ломоносове (Бронка) и Усть-Луге, как возможных запасных вариантов причаливания круизных лайнеров в экстренных случаях, а также в предотвращении и устранении возможных транспортных и других сбоев.

Ключевые задачи по туристическому обмену осуществляют контрольные пункты пропуска через государственную границу. Их специалисты обеспечивают установленный порядок и действующие правила, реализуют средства и методы проверки документов, таможенного досмотра грузов и багажа пассажиров и других лиц, прибывающих в Петербург с различными целями. Их деятельность регламентируется федеральными органами государственного управления (Распоряжение Росморречфлота № АД-36 от 12.03.2010. «О внесении сведений о морском порте Пассажирский порт Санкт-Петербург в реестр морских портов Российской Федерации»; Приказ Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 09.04. 2010 г. «Об открытии морского пассажирского постоянного  многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морскому порту «Пассажирский порт Санкт-Петербург»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2002 г. № 856-р - Собрание законодательства РоссийскойФедерации2007. №28, ст.345).

К источникам получения доходов от обеспечения туристической деятельности в Петербурге, относятся питательные и развлекательные «точки», но, в гораздо большей мере, учреждения, где имеются, предоставляются, иллюстрируются, демонстрируются различные артефакты. Особенно объекты культуры, созданные человечеством, и важные для туристической сферы. Их содержанием круглосуточно интересуется самый широкий, круг туристов из Европы. Это архивы, библиотеки, музеи, заповедные места и многое другое; объекты науки, техники, истории достижений в России, Ленинграде и Петербурге.

Начиная с 1991 года в порту Санкт-Петербурга начался стремительный рост количества судозаходов круизных судов под иностранными флагами.

Уже к середине 90-х годов он составлял более 200 судозаходов за одну летнюю навигацию. В настоящее время эта цифра увеличилась в двое и стала достигать 300-400 судозаходов в период летней навигации с мая по октябрь.

Причин такого бума несколько:
• это право на безвизовое нахождение иностранных граждан, прибывающих морем на круизных судах на период до 72 часов
• развитие портовой инфраструктуры.

Несмотря на наличие на набережных города, ранее в Большом порту Санкт-Петербурга, нескольких пассажирских терминалов, способных принимать и обслуживать большие паромные и круизные суда, этого стало недостаточно для достойного приёма гостей из разных стран мира. С началом нового века стала очевидной потребность иметь в Петербурге специализированный пассажирский порт, построенный по мировым стандартам, готовый принимать, размещать и обеспечивать необходимыми услугами большие потоки туристов, прибывающих морем из многих стран.

В это время в руководстве городом вернулись к идее, предложенной несколько ранее В. Южилиным, А.Юрьев рассказал о выпускнике ЛВМУ им. С.О. Макарова В. Южилине. (А.Юрьев Фасад попал в историю// Санкт-Петербургские ведомости. 22.07.2011 г) Он, получив диплом инженера и поработав в Севастополе в Институте биологии южных морей и в Морском гидрофизическом институте АН УССР, в начале 90-х годов 20 века основал в Петербурге компанию «First Quantum». Бизнес: морские перевозки, инвестирование строительства туннелей, портов, инфраструктурных объектов. В 2005 году фирма «First Quantum» была зарегистрирована в Великобритании и стала учредителем управляющей компании «Морской Фасад» с реализацией в устье Невы в Санкт-Петербурге большой намывной территории для размещения производственных и жилых объектов Петербурга, места для прокладки Западного Скоростного Диаметра (ЗСД), строительства пассажирского порта.

В 2006 г. основано ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург». Первый в городе опыт государственно-частного партнерства: 10 млрд. рублей частные вложения, 8 млрд. госбюджет. Учредитель - управляющая компания «Морской Фасад», подконтрольная депутатской группе «First Quantum». Партнерство осуществлялось в процессе выкупа городом облигаций у ОАО. Санкт-Петербург за 9,4 млрд. руб. стал собственником «парадных морских ворот». Руководителем управляющей компании «МФ», продав последнюю облигацию, остался Ш.Ш. Кары-Ниязов. К 2008 году было построено: подходных каналов к намывной территории порта - 10 км, причальная стенка порта - 2 км, пропускная способность гавани достигла уже 130 судозаходов в год на более чем 700 тыс. пассажиров.

В проекте строительства Пассажирского порта Санкт-Петербург «Морской Фасад» не было предусмотрено проведение операций с грузами, прибывающих с туристами и пассажирами на паромах и круизных судах. Опыт 2009-2011 гг. оказалось, что осуществление подобных действий с грузами до ввода в строй ЗСД создаст в Василеостровском районе и в городе в целом кризисную ситуацию с трамвайно-автомобильным транспортом и с автопоездами.

Обострилась проблема поиска компромиссных предложений для разрешения проблемы до ввода в эксплуатацию ЗСД. Рассматривается вариант поиска трасс и строительство новых автомобильных дорог на острове, способных пропускать автопоезда с грузами для расширения производственной деятельности в Василеостровском районе и других районах Санкт-Петербурга. Процесс перевозок пассажиров и их обслуживание был опробован в прошлом году. Работа в официальном режиме началась в 2011 году.

Однако обостряются существующие проблемы, связанные с дальнейшим развитием инфраструктуры морских пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге. Во многих публикациях по теме работы отмечается, что с экономической точки зрения при эксплуатации пассажирского порта и для обеспечения эффективности деятельности приходящих паромов, вполне разумным, как принято в соседних странах, является доставка одновременно с пассажирами и грузов в такой порт. Это автомобили с туристами, грузовые фуры с популярными товарами и сырьём для малого и среднего бизнеса. Причем, в первом проекте инфраструктуры пассажирского порта «Морской Фасад» эти особенности его эксплуатации не выделялись.

Порт построен в 2009 г., но уже способен принимать до полутора миллионов пассажиров в год. Процесс их перевозок и обслуживания официально начался в 2011 году. Итоги года приведены в таблице 1.

Таблица 1. Количество паромных судозаходов в 2011 г. в порт Санкт-Петербург


Судозаходы

Пассажиры

Автомобили

Паром


на приход

на отход

Всего

на приход

на отход

Всего

Принцесса Мария

149

107657

115575

223232

1204

1768

2972

Принцесса Анастасия

66

61152

55366

116518

1750

1401

3151

В этом году ожидается существенный рост, однако существуют нерешенные проблемы, связанные с дальнейшим развитием инфраструктуры морских пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге. Выявление, анализ и предложения возможных направления их решения обсуждаются в городской думе, законодательном собрании в городских средствах информации и в Интернете.

Заключение

Поиск и реализация путей осуществления в «Морском Фасаде» перевозок грузов на прибывающих морем паромах и круизных судах, особенно, если они не доставляют экипажу и гостям особых сложностей - это принятый в мире и успешный видов деятельности в портах многих стран мира. Тем более что доставка в Петербург грузов отвечает потребностям населения, субъектов малого и среднего бизнеса.

Названные процессы отвечают Уставу Открытого Акционерного Общества «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской Фасад», а также не противоречат стратегии развития в России и Санкт-Петербурге портовой инфраструктуры. «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г. Предлагаемое грузо-пассажирское направление дальнейшего развития ОАО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской Фасад» является для города инновационным и может стать эффективным вкладом в экономику нашего региона. Рассмотренные в текущей печати 2011г. и обобщенные в работе предложения, накопленный с 2010 года опыт дают возможность подготовиться к эффективному освоению возможностей Западного Скоростного Диаметра. Это позволит повысить эффективность деятельности «Морского Фасада» в Санкт-Петербурге уже в недалеком будущем.

 

Рисунок 1. Статистика заходов круизных судов в порт Санкт-Петербург по оценкам экспертов портовой отрасли

Таблица 2. Данные по заходам круизных судов по некоторым странам в навигацию 2011 года

США Германия Англия Италия Франция Финляндия Прочие РФ
85356 80674 69997 37419 5052 1407 175571 7913
18,74% 17,71% 15,37% 8,22% 1,11% 0,31% 38,55% 1,74%

• Рост количества судозаходов в порту Санкт-Петербург с 1994 года составил 215 %, а рост количества пассажиров 620 %.
• До 1999 года порт Санкт-Петербург мог принимать суда длиной до 270 м, шириной не более 30 м и был посещаем только благодаря своей туристической привлекательности.
• С 1999 года, в связи с развитием инфраструктуры и введением в эксплуатацию новых пассажирских причалов № 29 и 30 ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» порт Санкт-Петербург смог принимать суда длиной до 300 м, что, в свою очередь, привело к росту количества судозаходов со 187 в 1999 г. до 301 в 2005 г. (рост более 150%). Связанный с этим рост пассажиропотока составил более 230 % (со 114 517 человек до 267 529 человек).
• В 2004 году, в связи с ростом требований круизной индустрии Правительством города было принято решение о начале строительства нового пассажирского комплекса «Морской Фасад», что привело к дополнительному росту количества судозаходов и размерности судов (до 323 с/з и 428 550 пассажиров в 2009 году).

Список литературы:

1. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 г. М. Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт». М., 2011. 220 с. Версия от 08.09.2011. Разработчик: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Соразработчики: Инфрапроекты. Морские транспортные проекты.Maritime and Transport Business solutions Netherlands.
2. Яновский В.В. Инновационное развитие крупного города. Мегаполис Санкт-Петербург//СПб: Издательство СЗАГС, 2006. – 232 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его печать и доставку, составляет 350 рублей для России и 420 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость свидетельства о публикации составляет 120 рублей

Реквизиты для оплаты через банк