Совершенствование инструментального обеспечения процесса разработки стратегии развития взаимодействия малых и крупных организаций
Выполнена в рамках гранта Президента РФ «Формирование конкурентоспособных региональных кластеров в условиях модернизации российской экономики» регистрационный номер: МК-1778.2011.6
Петрищева Ирина Владимировна - преподаватель кафедры Региональной экономики и менеджмента Юго-Западного государственного университета. (г.Курск)
Аннотация: В статье рассмотрен один из методических подходов к разработке стратегии развития взаимодействия малых и крупных организаций, отличающийся комплексным оцениванием частных эффектов субконтрактации (финансовое состояние, прибыль, выработка, фондоотдача и др.), что позволяет спрогнозировать готовность организаций к реализации субконтрактной стратегии и скорректировать их стратегии развития
Ключевые слова: малые и крупные бизнес-структуры, субконтрактация, бизнес-стратегия, синергический эффект.
В целях формирования и последующей верификации методического подхода к стратегическому управлению интеграцией бизнеса и принятия решения о признании субконтрактации как преимущественной формы сотрудничества организаций, в качестве объекта исследования выступила сформированная автором выборка малых и крупных организаций Курской области, применяющих и планирующих переход на субконтрактацию, обладающих признаками субконтрактной активности. В качестве способа сбора информации при проведении исследования использовалось анкетирование и обработка данных официальной управленческой и финансовой отчетности организаций. На основе оценки этого опыта осуществления субконтрактной модели стратегического партнерства обоснован выбор научно-методического аппарата стратегического менеджмента и последовательность действий по корректировке действующих стратегий организаций.
Так, согласно результатам опроса среди сотрудников, крупная организация ОАО «Электроаппарат» имеет незадействованные производственные площади. В случае предоставления этих площадей малой организации для изготовления комплектующих по субконтрактному договору, показатели существующего бизнес-процесса существенно изменятся (табл. 1).
Таблица 1. Основные технико-экономические показатели бизнес-структур при переходе к стратегии субконтрактации, тыс. руб.
Показатель |
ОАО «Электроаппарат» |
ООО «Элат-Компонент» |
Суммарное значение |
Выручка |
19078,61 |
2917,53 |
21996,14 |
Полная себестоимость, в т.ч |
17212,05 |
2535,23 |
19747,27 |
общие переменные затраты |
12033,16 |
2242,63 |
14275,78 |
общие постоянные затраты |
5178,89 |
292,60 |
5471,49 |
Валовая прибыль |
1866,56 |
382,31 |
2248,87 |
В частности, ООО «Элат-Компонент» получает возможность работы на оборудовании крупного промышленного предприятия, что приведет к экономии на транспортных расходах, расширению круга потенциальных заказчиков, увеличению размера прибыли при полной загрузке производственных мощностей. Таким образом, оба предприятия в результате субконтрактного взаимодействия получают экономическую выгоду. Рост показателей наблюдается у обеих организаций, что оказывает влияние на их финансовую устойчивость и конкурентоспособность, что создает предпосылки для стабильного стратегического развития.
Предлагается при стратегическом управлении на первом этапе сопоставить показатели финансового состояния стратегических партнеров до и после использования субконтрактации. В качестве примера, на рис. 1, 2 приведены рассчитанные финансовые коэффициенты для рассмотренной пары предприятий по субконтрактному договору.
Рисунок 1. Изменение показателей финансового состояния ОАО «Электроаппарат» до и после использования субконтрактации
Рисунок 2. Изменение показателей финансового состояния ООО «Элат-Компонент» до и после использования субконтрактации
Анализ показал, что за счет партнерства на принципах субконтрактации произошел рост практически всех финансовых показателей: увеличение коэффициента текущей ликвидности (влияние оказало увеличение стоимости оборотных активов), рентабельности собственных средств, активов и продаж (влияние оказал рост выручки и прибыли). Причем позитивная тенденция роста показателей характерна как для малого, так и для крупного предприятия, т.е. экономическое сотрудничество организаций значительно улучшило их финансовое состояние.
Далее предлагается рассчитать синергический эффект от сотрудничества по прибыли, выработке и фондоотдаче. В таблице 5 приведены значения этих показателей по каждому предприятию отдельно, суммарное значение после осуществления проекта по субконтрактации, а также синергический эффект от реализации субконтрактной модели партнерства.
Таблица 2. Оценка синергического эффекта субконтрактации
Показатель эффективности |
Без стратегического сотрудничества |
Итого |
Совместно |
Синергический эффект |
|
крупная организация ОАО «Электроаппарат» |
малая организация ООО «Элат-Компонент» |
||||
Прибыль, тыс. руб. |
1787,96 |
276,84 |
2064,81 |
2248,87 |
+184,06 |
Выработка, тыс. руб. / чел. |
545,3 |
112,4 |
657,7 |
836,33 |
+178,56 |
Фондоотдача, руб. / руб. |
1,91 |
1,42 |
3,33 |
4,68 |
+1,35 |
Данные таблицы показали положительное значение синергического эффекта данных предприятий, т.е. можно утверждать, что использование субконтрактации благоприятно отразилось на производственно-финансовом состоянии, и сотрудничество малых и крупных предприятий на принципах субконтрактации целесообразно.
Принятие решения по переходу на субконтрактную систему приводит к необходимости корректировки организацией стратегии развития. Для оценки готовности организации к формированию субконтрактной стратегии выявлены признаки, характеризующие подготовленность бизнес-структуры к использованию принципов субконтрактации экспертным путем по методу Дельфи. В качестве экспертов выступали менеджеры компании, что обеспечило конфиденциальность мероприятия и не требовало привлечения больших ресурсов.
Общая оценка степени готовности организации представляет собой средневзвешенный бал:
где Sij - бальная оценка j-го эксперта степени проявления i-го признака;
n -количество экспертов; m - число рассматриваемых признаков;
ki коэффициент важности i-го признака [1,c.18].
На основании проведенного исследования представлен результат обобщенной оценки готовности менеджмента к формированию субконтрактной стратегии по ряду признаков (табл. 3).
Таблица 3. Готовность малой организации к реализации бизнес-стратегии
Признаки |
Балл Sij |
Коэфф. ki |
Оценка степени S |
Определенность миссии |
4 |
1 |
Проявляется не полностью |
Определенность целей и стратегии организации |
3 |
2 |
Слабое проявление |
Наличие отлаженного механизма сбора, анализа и обработки информации |
3 |
1 |
Слабое проявление |
Работа по повышению конкурентоспособности предприятия |
4 |
3 |
Проявляется не полностью |
Адаптируемость предприятия к открывающимся возможностям |
3 |
2 |
Слабое проявление |
Ориентированность текущего управления на выполнение стратегических задач предприятия |
2 |
1 |
Не проявляется |
Организационное разделение задач стратегического управления от задач оперативного управления |
3 |
1 |
Слабое проявление |
Приглашение сторонних консультантов для решения неспецифических задач |
4 |
2 |
Проявляется не полностью |
Постоянное информирование персонала о стратегических целях и планах предприятия |
3 |
2 |
Слабое проявление |
Высокий уровень корпоративной культуры |
4 |
1 |
Проявляется не полностью |
Итоговый рейтинг |
х |
х |
0,3691 |
Расчеты показали, что организация в целом готова, во-первых, к применению, субконтрактной схемы организации производства. При этом крупная организация получает возможность приобретать комплектующие детали, узлы, необходимые для основного производства, у малых бизнес-единиц, специализирующихся на одном производственном бизнес-процессе. В таком случае крупная организация выступает в роли заказчика субконтрактной продукции и становится контрактором. В результате интегрированное объединение прилагает все усилия к развитию стратегически важных направлений деятельности, не «распыляясь» на управление и содержание вспомогательных производств.
Во-вторых, организация готова к реализации стратегии развития на принципах субконтрактации. Этому способствует выбор традиционной для предприятия схемы организации производства, то есть объединение предприятий без внесения каких-либо изменений в их организационную структуру.
Форматом представления стратегии в рассматриваемой ситуации могут служить ключевые характеристики стратегического развития и бизнес-планы, которые являются основой принятия обоснованных управленческих решений топ-менеджментом организации, что может послужить основой для последующей реализации стратегических разработок.
Список литературы:
1. Егорова, Н.Е. Финансовый анализ кооперационных стратегий развития промышленных предприятий в сфере малого бизнеса [Текст]/ Н.Е.Егорова //Финансовый менеджмент. – 2007. - №1. – с.17-21.
2. Ларичева, З.М. Малый бизнес: проблемы и перспективы [Текст]/ З.М.Ларичева //Менеджмент в России и зарубежом. –2006.-№11. –с.38-43.