УДК 656.13

К вопросу обеспечения безопасности дорожного движения

Малкина Елизавета Геннадьевна – магистрант направления подготовки «Технология транспортных процессов» Балтийского федерального университета имени И. Канта.

Аннотация: В статье был проведен анализ мероприятий по повышению безопасности дорожного движения; приведен анализ ДТП в городе Калининграде за 2023 год; рассмотрен ряд факторов, снижающих безопасность дорожного движения. В рамках исследования был сделан вывод о том, что бороться необходимо с первопричинами роста аварийности на дорогах, а не со следствиями. В результате предложены мероприятия для повышения безопасности дорожного движения в РФ.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, безопасность дорожного движения, аварийность, система водитель-автомобиль-дорого-среда, автомобилизация.

Проблема загруженности городских магистралей касается каждого жителя современного, пусть даже небольшого по сравнению со столицей России, города, каким является и Калининград. Касается эта проблема и тех, кто перемещается на легковом авто, и тех, кто своей машины не имеет и совершает поездки на городском транспорте. Число автомобилей на улицах растет – растет и число дорожно-транспортных происшествий.

Охрана жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, защита их прав и законных интересов, а защита интересов общества и государства - приоритет для политики государства в соответствии с Конституцией РФ. Государство обязано обеспечивать безопасность дорожного движения путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий (далее- ДТП), снижения тяжести их последствий. Правительство Российской Федерации утверждает все новые федеральные целевые программы о безопасности дорожного движения, транспортные стратегии на очередной период, из бюджета выделяются деньги на строительство новых дорог, развязок, внедрение интеллектуальных транспортных систем (далее – ИТС), на муниципальных уровнях разрабатываются комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД) – всего этого, однако, недостаточно для снижения аварийности на дорогах. Кроме того, существующие санкции административной и уголовной ответственности не оказывают должного воздействия на дисциплинированность водителей.

Актуальность исследования заключается в том, что, несмотря на все усилия с ростом автомобилизации эффективность мероприятий по повышению безопасности на дорогах снижается. Возникает необходимость разработки новых направлений в борьбе с причинами снижения безопасности дорожного движения.

В научной литературе в процессе рассмотрения причин, снижающих безопасность движения (далее – БДД), рассматривают систему ВАДС (водитель-автомобиль-дорога-среда). Так, Воеводин Е. С. в своей работе предлагает следующий перечень критериев оценки системы [2, с.242]:

  • возраст, классность, опыт, психофизическое состояние водителя;
  • пробег и техническое состояние транспортных средств (далее – ТС);
  • тип автомобильной дороги, состояние дорожного полотна, наличие объектов дорожного сервиса, сооружений, интенсивность автомобильного потока, скорость ТС;
  • погодные условия, время суток, освещенность.

Несколько отличной точки зрения придерживается Ваньков А. В., который в своей статье одной из причин увеличения числа ДТП называет повышение уровня автомобилизации в нашей стране [3, с.264].

Влияние психофизиологических особенностей водителя в своей статье рассмотрел Ивасик Д. В. Автор называет несоблюдение скоростного режима, а именно превышение скорости, не позволяющей водителю владеть обстановкой на дороге, одной из основных причин ДТП [4, с.2]. Кроме того, автор перечислил и другие факторы повышенной аварийности: невнимательность пешеходов, состояние дорог, дорожной инфраструктуры, перегрузка существующей дорожной сети, устаревшие нормы проектирования автомобильных дорог. Этот же автор в другой своей работе рассматривает вопросы влияния зрительной плавности автомобильной дороги на обеспечение ею скорости движения ТС за счет увеличения минимальных параметров норм проектирования дорог для обеспечения безопасного движения ТС [5, с.1].

Комплексный подход к обеспечению безаварийности дорожного движения предложили в своей работе Куракина Е.В., Склярова А.А. [6, с. 490]. Подход основан на системе мер [6, с.496]:

  • оценке аварийности на АТ на основе анализа ДТП;
  • оценке и анализе программно-целевого подхода;
  • разработке алгоритма, включающего в себя механизмы достижения и научные результаты исследований;
  • внедрение интеллектуальной транспортной системы;
  • учет результатов деятельности электронной приемной организации БДД.

Схожей точки зрения придерживается в своих работах Николаева Р.В. Автор рассматривает влияние геометрических параметров автомобильных дорог на поведенческие аспекты водителей. Причинами ошибок водителей в статье разделены на две составляющие: внутренние (ослабление внимания, незнакомая местность и т.п.) и внешние (дефекты окружающего ландшафта, сложность дорожного участка, ограниченная видимость и т.п.) [7, с.252]. Увеличение радиусов кривых в плане дорог позволит, по мнению автора, повысить безопасность движения. В другой своей работе Николаева Р.В. также акцентирует внимание на том, что дороги низкого технического уровня, спроектированные без учета нервно-психических и физиологических возможностей водителя, создают потенциальную опасность возникновения ДТП [8, с.357].

Устаревшая улично-дорожная сеть отмечена как фактор, влияющий на БДД, в работе Буйловой М.В. [1, с.49]. Как пример несоответствия радиуса поворота сопряжения дорог улиц Театральная и Гвардейского проспекта в центре города Калининграда и минимального радиуса автобусов и троллейбусов большого класса длиной 12 м.

На аспектах нормативного регулирования остановился в своей работе Соколов Д.В. В качестве факторов снижения безопасности дорожного движения автор называет наличие в законодательстве РФ «не штрафуемого порога» превышения скоростного режима, некачественную подготовку водителей, отсутствие должного реагирования на пренебрежительное отношение к ПДД и механизмов наказания за агрессивное вождение, недостаточное совершенствование способов выявления и фиксации нарушений [9, с.56-57].

В рассмотренной научной литературе были названы следующие факторы, влияющие на БДД:

  • возраст, классность, опыт, психофизическое состояние водителя;
  • пробег и техническое состояние ТС;
  • тип автомобильной дороги, состояние дорожного полотна, наличие объектов дорожного сервиса, сооружений, интенсивность автомобильного потока, скорость ТС;
  • погодные условия, время суток, освещенность;
  • повышение уровня автомобилизации;
  • несоблюдение скоростного режима, а именно превышение скорости, позволяющей водителю владеть обстановкой на дороге;
  • невнимательность пешеходов;
  • состояние дорог, дорожной инфраструктуры, перегрузка существующей дорожной сети, устаревшие нормы проектирования автомобильных дорог;
  • влияния зрительной плавности автомобильной дороги;
  • влияние геометрических параметров автомобильных дорог на поведенческие аспекты водителей;
  • несоответствие радиусов поворота УДС классу длинномерных ТС;
  • несовершенство законодательства.

Администрация города Калининграда провела мониторинг ДТП по видам (рис. 1) и по причинам (рис. 2), результаты которого по итогам первого полугодия 2023 [10] в городе Калининграде представлены на диаграммах.

1

Рисунок 1. Виды ДТП.

2

Рисунок 2. Причины ДТП.

Однако, если рассмотреть вышеперечисленные факторы, снижающие безопасность дорожного движения, то можно заметить, что они являются лишь следствием. Общей же для этих факторов первопричиной является рост автомобилизации темпами, опережающими развитие дорожной инфраструктуры. Чем больше автотранспорта на улицах городских агломераций, тем напряжённее трафик, тем более высока утомляемость и выше вероятность потери концентрации водителем. Риск ДТП увеличивается.

Отсюда следует вывод, что бороться надо не только с несоответствием психофизиологических характеристик водителя в системе ВАДС, но и с первопричинами этого несоответствия. Так, например, проблему несоответствия психофизиологических особенностей водителя сложной дорожной ситуации в условиях перегруженности дорожной сети, необходимо решать путем снижения трафика на центральных магистралях города. Для этого, нужно развивать систему транспортно-пересадочных узлов и пересадочную модель общественного транспорта, с возможностью добраться до любого района города, не используя личный автомобиль.

Еще одна из причин ДТП – утомляемость и невнимательность водителя также в свою очередь является следствием все более усложняющейся дорожной обстановки. Увеличение количества полос движения, избыток дорожных знаков, усложнение развязок в центре города превращают улицы в автобан для автомобилей, который при всем изобилии светофоров стоит в транспортных заторах, ни каким образом не способствует сосредоточенности водителей. «Информационный шум» затрудняет восприятие информации, и концентрация водителя падает. Тихие улочки, а не широкие проспекты в шесть полос движения, вот что позволит удерживать концентрацию внимания.

Причина несоответствия скоростного режима психофизиологическим способностям водителя – это также лишь следствие непродуманной политики в части успокоения трафика в центре города путем не только запрещающих знаков и уменьшения «не штрафуемого порога», но и физическими методами строительства узких улиц с искусственными, замедляющими трафик сужениями дорог и т.п. Центр города должен быть для людей, а не для машин.

ДТП в результате отказов из-за износа автомобилей, особенно это касается автопарка автотранспортных предприятий города Калининграда, лишь следствие устаревания транспортных средств. То же касается и подержанных машин автолюбителей. Отставание автомобильной промышленности от темпов автомобилизации и отсутствие запрета на эксплуатацию автомобилей старше 10-15 лет, вот еще одна причина снижения БДД.

Законодательством предусмотрены мероприятия по обеспечению БДД [11]:

  1. Обеспечение БДД на автотранспортных предприятиях (далее – АТП), в том числе: наличие подразделений по БДД, которые ведут анализ и учет ДТП, проводят профилактические мероприятия среди водительского состава;
  2. Обеспечение профессиональной надежности водителей. Сюда входит аттестация органами Ространснадзора работников АТП и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров;
  3. Аттестация специалистов по БДД, ответственных в организациях за перевозки;
  4. Медицинское обеспечение БДД, которое включает прохождение медицинских комиссий и пред. рейсовых медосмотров водителей;
  5. Режим труда и отдыха водителей, который предусмотрен отраслевыми приказами Минтранс РФ (отдельно для водителей автомобилей №424 от 16.10.2020 и водителей ГЭТ №404 от 02.10.2020);
  6. содержание транспортных средств в технически исправном состоянии, в соответствии с ГОСТ 33997-2016;
  7. совершенствование нормативного правового регулирования в области повышения безопасности дорожного движения;
  8. совершенствование нормативных требований при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте дорог.

Выводы. В законодательстве [11] закреплен программно-целевой принцип. В соответствии с ним с 2017 по 2025 год в России реализуется приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» [12], целью которого в том числе является оптимизация транспортных потоков, обеспечение синхронизации развития всех видов транспорта городских агломераций, перевозок пассажиров на общественный транспорт. В соответствии с «Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» [13] одной из составляющих условий удобства и комфорта для пассажиров является оптимальная маршрутная сеть, одним из трендов развития транспортных систем выделено активное развитие в агломерациях магистрального транспортного каркаса и городского пассажирского транспорта общего пользования, а одним из направлений развития пассажирских перевозок названа комплексная оптимизация систем транспортного обслуживания в городских агломерациях. Поэтому одними из мероприятий для обеспечения БДД могут стать: во-первых, развитие маршрутной сети общественного транспорта; во-вторых, обеспечение приоритета маршрутных ТС за счет выделенных полос; в-третьих, создание сети перехватывающих парковок на въездах в города; в-четвертых, ограничение въезда в центры агломераций личного автотранспорта.

Развитие удобной для пассажиров маршрутной сети, а также строительство ТПУ и перехватывающих парковок на въезде в город могло бы способствовать тому, что автолюбители «пересели» бы на общественный транспорт. Это в свою очередь разгрузило бы транспортные магистрали городов, нивелировало бы необходимость постоянного увеличения полос движения, строительства транспортных развязок в центре города, превращающих тихие улицы в автобан. И все вышеперечисленное в свою очередь уменьшило заторы на улицах, состоящие из личного автотранспорта, что поспособствовало бы увеличению безопасности дорожного движения, за счет успокоения трафика.

Список литературы

  1. Буйлова, М. В. Формирование маршрутных сетей городского общественного транспорта / М. В. Буйлова // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2022. – № 1(59). – С. 45-52.
  2. Определение оптимальных параметров элементов системы "водитель - автомобиль - дорога - среда" / Е. С. Воеводин, Е. В. Фомин, К. В. Пульянова [и др.] // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2018. – Т. 22, № 5(136). – С. 240-250.
  3. Ваньков, А. В. Актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения / А. В. Ваньков // Право и государство: теория и практика. – 2020. – № 9(189). – С. 264-265.
  4. Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения / Д. В. Ивасик, А. А. Васильченко, Т. А. Сидоренко, П. Л. Мисюрин // Инженерный вестник Дона. – 2019. – № 3(54). – С. 37.
  5. Ивасик, Д. В. Вопросы совершенствования проектирования автомобильных дорог / Д. В. Ивасик, А. А. Васильченко // Инженерный вестник Дона. – 2018. – № 2(49). – С. 137.
  6. Куракина, Е. В. Повышение уровня безопасности дорожного движения в системе "Участник дорожного движения - Транспортное средство - Дорога - Внешняя среда" / Е. В. Куракина, А. А. Склярова // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2020. – Т. 17, № 4(74). – С. 488-499.
  7. Николаева, Р. В. Предложения по проектированию автомобильных дорог с учетом восприятия водителем дорожных условий / Р. В. Николаева // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2016. – № 2(36). – С. 252-258.
  8. Николаева, Р. В. Оптимизация дорожной обстановки при проектировании автомобильных дорог с учетом психофизиологии водителя / Р. В. Николаева, О. А. Логинова // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2015. – № 4(34). – С. 357-362.
  9. Соколов, Д. В. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации / Д. В. Соколов, Е. В. Колузакова // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. – 2016. – Т. 6, № 5-2. – С. 55-61.
  10. Власти Калининграда проанализировали статистику ДТП / Среда обитания // KaliningradToday. 18.07.23 Режим доступа: https://kaliningradtoday.ru/society/sreda-obitaniya/18187467/ (Дата обращения: 23.12.2023).
  11. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995N 196-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8585.
  12. Национальный проект «Безопасные качественные дороги: Паспорт национального проекта, утвержденный Министерством транспорта РФ 28 октября 2021 г. URL: https://bkdrf.ru/uploads/documents.
  13. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 год: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года №3363-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/727294161.

Интересная статья? Поделись ей с другими: