УДК 614.84

Роль городского планирования в предотвращении и управлении пожарами в мегаполисах

Аксенов Сергей Геннадьевич – доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВО Уфимский университет науки и технологий.

Трофимова Лилия Азаматовна – студент, ФГБОУ ВО Уфимский университет науки и технологий.

Аннотация: В данной статье рассматриваются различные аспекты роли городского планирования в предотвращении и управлении пожарами. Первоначально, анализируется влияние архитектурных и инженерных решений на распространение огня. Отдельное внимание уделяется адекватной планировке городской инфраструктуры, включая систему дорог, расположение пожарных станций и доступ к водным ресурсам для пожаротушения.

Ключевые слова: городское планирование, пожар, мегаполис, город, планирование.

Пожары в мегаполисах являются одной из наиболее серьезных угроз для общественной безопасности и жизни горожан. Городское планирование играет важную роль в предотвращении пожаров и эффективном управлении ними.

Городское планирование должно включать комплексную оценку потенциальных рисков и определение уязвимых мест в городской инфраструктуре, которые могут способствовать распространению пожаров. Это может включать выделение высотных зданий, наличие узких проездов или использование горючих материалов для строительства. Городские планировщики должны аккуратно рассмотреть эти факторы и разработать меры, чтобы снизить потенциальные риски.

Из сведений о показателях обеспечения готовности систем оповещения за 2020 год следует, что в двух из 85 субъектов Российской Федерации системы оповещения не готовы, а в 37 – ограниченно готовы (устаревшее состояние, несовместимость программных продуктов и др.) [6, с. 69].

Эффективное городское планирование должно обеспечить внедрение современных систем предотвращения и противопожарной защиты. Противопожарная система должна включать в себя качественный выбор и установку пожарных датчиков, автоматических систем пожаротушения, построение противопожарных стен, размещение путей эвакуации и обеспечение эффективной связи с местными службами пожарной безопасности. Планирование городской инфраструктуры должно гарантировать, что службы пожарной защиты имеют быстрый доступ ко всем районам города. Это может быть достигнуто путем распределения пожарных депо и станций по всей территории города, а также путем оптимизации дорожной сети и общественного транспорта для обеспечения прохода пожарных машин даже при повышенном движении.

Обратимся к анализу модели принятия управленческого решения по снижению уровня пожарной опасности (рисунок 1). Выделим, что одной из ключевых составляющих модели по защите населенного пункта от пожара после выявления критических значений, является комплексный подход, учитывающий все факторы, которые могут повлиять на пожарную безопасность [5, с. 219]. Успех в предупреждении и ликвидации пожаров во многом зависит от знаний пожароопасных свойств веществ и материалов, применяемых в повседневной деятельности, и способов тушения при их загорании [1, с. 153].

Отметим, что городское планирование должно активно поддерживать программы по повышению осведомленности населения о пожарной безопасности и правилах действий при пожаре. Это может включать широкое распространение информации о превентивных мерах, проведение тренировок и пожарных учений для населения и внедрение противопожарных систем в общественных местах, таких как школы, торговые центры и офисные здания.

1

Рисунок 1. Модель принятия управленческого решения по снижению уровня пожарной опасности.

Включение современных технологий в системы управления городской безопасности имеет важное значение. Использование датчиков для контроля уровней загазованности, температуры и наличия вредных веществ в воздухе позволяет своевременно реагировать на пожарные инциденты, предупреждать о масштабных катастрофах и минимизировать потенциальный ущерб.

В процессе разработки новых районов или реконструкции существующих важно учитывать аспекты пожарной безопасности. Это включает создание достаточного количества пожарных выходов, применение негорючих материалов в строительстве, установку пожарных перегородок и барьеров, предотвращающих быстрое распространение огня, и правильную организацию пространства для обеспечения легкого доступа служб экстренного реагирования.

Городским властям необходимо разрабатывать и активно реализовывать законодательные и регуляторные рамки, которые обеспечивают строгое соблюдение норм и стандартов пожарной безопасности. Аудиты и проверки объектов, периодические инспекции и выдача сертификатов пожарной безопасности являются важными инструментами для обеспечения соблюдения установленных требований. Проектирование городского ландшафта также влияет на пожарную безопасность. Зоны отдыха и зеленые насаждения выполняют не только эстетическую функцию и улучшают экологическую обстановку, но и служат барьерами для распространения огня. Подобные зоны должны конструироваться и обслуживаться с учетом их потенциальной роли в предотвращении пожаров.

Создание партнерств между городскими властями и частными компаниями может привести к инновациям в области пожарной безопасности. Частный сектор может предложить новые технологические решения, основанные на современных исследованиях и разработках, которые можно использовать для повышения общей резистентности городских сред к пожарным рискам.

Следовательно, обеспечение безопасности жителей мегаполисов – задача многоаспектная. В контексте управления пожарами она требует не только четкой работы существующих систем и структур, но и постоянного развития, инноваций и информирования. Только через организованные усилия всех заинтересованных сторон — от правительственных органов до каждого жителя – достижим общий успех в предотвращении пожаров и минимизации их последствий.

Таким образом, городское планирование оказывает непосредственное влияние на уровень безопасности в городах. Умное управление ресурсами, прогрессивное законодательство, интеграция научных достижений и общественное участие - вот основы, на которых должна строиться стратегия по обеспечению пожарной безопасности. В условии постоянно меняющейся городской среды, постоянный анализ эффективности принимаемых мер, адаптация и улучшение существующих практик являются единственным путем достижения устойчивости и безопасности городской среды.

Список литературы

  1. Аксенов С.Г. Чем и как тушить пожар / С. Г. Аксенов, Ф. К. Синагатуллин // Современные проблемы пожарной безопасности: теория и практика (FireSafety 2020) : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 17 ноября 2020 года. – Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2020. – С. 146-153. – EDN AEOYUM.
  2. Аксенов С.Г. Проблемы и пути развития противопожарной безопасности / С. Г. Аксенов, А. М. Матчанов // Актуальные вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов различного назначения : Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 26–27 сентября 2023 года / Под редакцией А.В. Чупшева, А.И. Зябирова, Д.П. Козлова, Р.В. Петровского. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. – С. 12-15. – EDN UWJJAO.
  3. Аксенов С.Г. Причины высокой гибели людей на пожарах в Российской Федерации / С. Г. Аксенов, С. Н. Гималетдинов // Города России: проблемы строительства, инженерного обеспечения, благоустройства и экологии : Сборник статей XXV Международной научно-практической конференции, Пенза, 30–31 марта 2023 года / Под научной редакцией В.А. Селезнева, И.А. Лушкина, А.А. Смирнова. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. – С. 17-20. – EDN DPXOAV.
  4. Аксенов С.Г. Исследование мероприятий по повышению пожаробезопасности производственных объектов /С.Г. Аксенов, Л.Ф. Вахитова, Р.Р. Жданов, В.А. Михайлова // Современные наукоемкие технологии. 2022. - № 10-1. - С. 64-68.
  5. Матиев Р.Т. Факторы, оказывающие влияние на пожарную обстановку в городах и модель управления пожарными рисками основанная на математических вычислениях / Р. Т. Матиев // Города России: проблемы строительства, инженерного обеспечения, благоустройства и экологии : Сборник статей XXV Международной научно-практической конференции, Пенза, 30–31 марта 2023 года / Под научной редакцией В.А. Селезнева, И.А. Лушкина, А.А. Смирнова. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. – С. 209-221. – EDN EFTSEC.
  6. Ражников С.В. Модель и алгоритмы поддержки управления оповещением населения при пожарах и чрезвычайных ситуациях на муниципальном уровне / С. В. Ражников, С. Ю. Бутузов // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. – 2022. – № 1. – С. 68-77. – DOI 10.25257/FE.2022.1.68-77. – EDN OPLRSG.

Интересная статья? Поделись ей с другими: