УДК 614.84

Роль образования и информирования в снижении пожароопасности

Аксенов Сергей Геннадьевич – доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВО Уфимский университет науки и технологий.

Трофимова Лилия Азаматовна – студент, ФГБОУ ВО Уфимский университет науки и технологий.

Аннотация: В данной статье рассматривается роль образования и информирования в предотвращении пожароопасности. Она основана на обзоре существующих исследований в этой области, а также на глубоком понимании социологических аспектов проблемы.

Ключевые слова: образование, информирование, пожароопасность, пожар, технологии.

Пожары представляют серьезную угрозу для общества, они могут нанести значительный материальный и физический ущерб, приводить к потере жизней и разрушению имущества. Одним из важнейших элементов в перечне всех правил в области безопасности людей является пропаганда против пожаров [5, с. 67]. Образование и информирование играют ключевую роль в снижении вероятности возникновения пожаров, так как позволяют обществу осознать риски, принять необходимые меры предосторожности и улучшить привычки безопасности.

По статистике в России ежегодно около 2% пожаров возникают в образовательных учреждениях, в которых погибает более 700 детей. Каждые 5 секунд в мире регистрируется один пожар. В год их бывает более 5,5 миллиона. Ежегодно в мире от пожара погибает около 85 тыс. человек. В России каждый год регистрируется около 300 тыс. пожаров. Каждый год в огне погибают около 20 тыс. россиян [6, с. 522].

Образование является одним из наиболее эффективных методов предотвращения пожаров. Через систему образования можно предоставить гражданам необходимые знания о пожарной безопасности, нормах и правилах поведения при возникновении пожара. Помимо того, образование позволяет сформировать понимание о причинах возникновения пожаров, их характере и мерах предосторожности.

Информирование также играет важную роль в предотвращении пожароопасности. Регулярное и эффективное информирование граждан о текущих стандартах безопасности, новых технологиях и инновациях, связанных с пожарной безопасностью, помогает повысить осведомленность и позволяет принимать меры предосторожности современного типа. Например, использование медиа-платформ для распространения информации о пожарной безопасности, включая социальные сети, телевидение и радио, может значительно улучшить доступность и осознанность этой информации.

Предоставление основных знаний о пожарной безопасности в рамках образовательных программ позволяет развить у граждан необходимые навыки и понимание причин возникновения пожаров. Выделим, что образование способствует формированию общественного сознания и созданию культуры безопасности, что способствует превентивным действиям и сокращению рисков пожаров. Однако, только образование ограничено в своей эффективности, если не сопровождается информированием.

Регулярная и точная информация о стандартах безопасности, новых разработках и инновациях пожарной безопасности позволяет обществу оставаться в курсе последних изменений и принимать необходимые меры. Использование медиа-платформ и социальных сетей для распространения информации о пожарах и способах их предотвращения становится все более важным с учетом развития современных технологий. Успешное внедрение образовательных программ и информационных кампаний в области пожарной безопасности требует учета социологических аспектов.

Рассмотрим схему влияния образования на пожарную безопасность (рисунок 1).

1

Рисунок 1. Схема влияния образования на пожарную безопасность.

Регулярная и точная информация о стандартах безопасности, новых разработках и инновациях пожарной безопасности позволяет обществу оставаться в курсе последних изменений и принимать необходимые меры. Использование медиа-платформ и социальных сетей для распространения информации о пожарах и способах их предотвращения становится все более важным с учетом развития современных технологий. Успешное внедрение образовательных программ и информационных кампаний в области пожарной безопасности требует учета социологических аспектов.

При планировании и разработке таких программ необходимо учитывать социально-экономическое положение целевой аудитории, ее культурные особенности и осознание уровня риска. Только так можно создать привлекательную и эффективную коммуникацию, которая будет доходчиво доносить информацию и мотивировать людей к безопасным действиям. Также важно учитывать разнообразие языков и культур в рамках информирования. Сотрудничество с местными организациями, такими как пожарные службы, общественные и неправительственные организации, школы и университеты, может значительно улучшить результаты образовательных программ и информационных кампаний. Взаимодействие с этими партнерами поможет в разработке специализированных материалов, а также в достижении более широкой аудитории.

Использование современных технологий, таких как мобильные приложения, виртуальная и дополненная реальность, позволяет создавать интерактивные и привлекательные образовательные материалы. Это может повысить внимание и интерес аудитории, обеспечивая более глубокое понимание пожарной безопасности. Социальные медиа платформы, такие как ВКонтакте, Telegram и YouTube предоставляют возможность широкого распространения информации о пожарной безопасности. Эти платформы могут использоваться для общения с людьми и формирования сообщества, где люди могут обмениваться опытом, задавать вопросы и получать актуальную информацию о безопасности.

Эффективное обучение педагогов и тренеров, работающих в области пожарной безопасности, может обеспечить передачу информации на более профессиональном и компетентном уровне. Это также позволит им адаптировать материалы под требования и потребности их учеников или участников. Роль образования и информирования в предотвращении пожароопасности состоит не только в предоставлении знаний, но и в создании осознания рисков и разработке правильных привычек безопасного поведения.

Через образование и информирование можно формировать культуру безопасности, которая будет иметь долгосрочный положительный эффект на общество. Наше исследование предлагает конкретные рекомендации, включающие учет социологических аспектов, использование разнообразных инструментов и постоянное развитие самых эффективных методов. Эти рекомендации могут быть полезны для разработчиков образовательных программ, информационных кампаний, педагогов, правительственных органов и других заинтересованных сторон.

Таким образом, образование и информирование играют значительную роль в снижении пожароопасности. Правильно спланированные и реализованные образовательные программы и информационные кампании помогают создать безопасное общество, где люди осознают риски пожаров и принимают необходимые меры предосторожности. Продолжение исследований и инноваций в этой области является важным шагом для улучшения эффективности и сохранения безопасности нашей среды жизни.

Список литературы

  1. Аксенов С.Г. Чем и как тушить пожар / С. Г. Аксенов, Ф. К. Синагатуллин // Современные проблемы пожарной безопасности: теория и практика (FireSafety 2020) : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 17 ноября 2020 года. – Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2020. – С. 146-153. – EDN AEOYUM.
  2. Аксенов С.Г. Проблемы и пути развития противопожарной безопасности / С. Г. Аксенов, А. М. Матчанов // Актуальные вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов различного назначения : Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 26–27 сентября 2023 года / Под редакцией А.В. Чупшева, А.И. Зябирова, Д.П. Козлова, Р.В. Петровского. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. – С. 12-15. – EDN UWJJAO.
  3. Аксенов С.Г. Причины высокой гибели людей на пожарах в Российской Федерации / С. Г. Аксенов, С. Н. Гималетдинов // Города России: проблемы строительства, инженерного обеспечения, благоустройства и экологии : Сборник статей XXV Международной научно-практической конференции, Пенза, 30–31 марта 2023 года / Под научной редакцией В.А. Селезнева, И.А. Лушкина, А.А. Смирнова. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. – С. 17-20. – EDN DPXOAV.
  4. Аксенов С.Г. Анализ и оценка пожарной опасности в общеобразовательных учреждениях / С.Г. Аксенов, О.И. Кривохижина, Ф.К. Синагатуллин // Экономика строительства. - 2023. - №5. - С. 70-72.
  5. Завьялов Д.Е. Роль пропаганды и информирования в области пожарной безопасности / Д. Е. Завьялов, А. Е. Савенкова, О. С. Юнцова // Проблемы управления рисками в техносфере. – 2020. – № 4(56). – С. 67-72. – EDN UFAEIK.
  6. Ловкис Е.С. К вопросу об обеспечении пожарной безопасности образовательных учреждений / Е. С. Ловкис, А. Б. Плаксицкий, А. В. Мещеряков // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. – 2018. – Т. 1, № 9. – С. 521-524. – EDN YQIHBR.

Интересная статья? Поделись ей с другими: