УДК 002.304
Нормативно-правовая регламентация деятельности химических лабораторий в нефтедобывающих организациях
Яппарова Эльвира Нигматуллаевна – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, экологии и химии Бирского филиала Уфимского университета науки и технологии.
Хаяхова Ирина Ильнуровна – студент факультета биологии и химии Бирского филиала Уфимского университета науки и технологии.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы нормативно-правовой регламентации деятельности химических лабораторий, функционирующих в нефтедобывающих организациях. Отдельно внимание уделено анализу Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности.
Ключевые слова: нефтедобывающая промышленность, опасный объект производства, требования к безопасности организации труда, химическая лаборатория.
Предприятия нефтедобывающей промышленности относятся к основной отрасли экономики России, которая формирует значительную долю бюджета страны. От уровня эффективности деятельности нефтедобывающих предприятий и организации зависит уровень дохода федерального бюджета. Нефть и является природным энергоносителем, а продукты переработки нефти применяются практически во всех сферах экономики и сельского хозяйства.
Специфика деятельности предприятий нефтегазовой отрасли заключается в том, что в процессе добычи деятельности возникает необходимость в проведении отбора контрольных проб нефти, анализа качества добываемого сырья, нефти и готовых нефтепродуктов, анализа нефтепродуктов на соответствие стандартам и техническим условиям и т.д. Для этого на предприятиях нефтедобывающей промышленности организуются собственные химические лаборатории.
Химические лаборатории, являясь структурными подразделениями нефтедобывающих предприятий и организаций, наделяются правом реализации контролирующих функций при проведении технологических операций с нефтепродуктами. Именно поэтому крайне важна легитимность заключений химических лабораторий, а также нормативно-правовая регламентация деятельности этих подразделений.
В своей работе химическая лаборатория предприятия нефтедобывающей промышленности руководствуется следующими нормативно-правовыми актами федерального и ведомственного значения.
Во-первых, это Трудовой Кодекс Российской Федерации [1], который определяет специальные условия работы сотрудников лаборатории, работающих с вредными для организма веществами (например, ст. 92 ТК РФ регламентирует сокращение рабочего времени для работников, чья деятельность связана с вредными условиями труда; ст. 117 ТК РФ [1] предусматривает дополнительный оплачиваемый отпуск и т.д.), а также определяет обязанности работодателя в этой сфере.
Во-вторых, это нормативно-правовой акт федерального значения, регламентирующий деятельности химических лабораторий –Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [6]. Этот закон урегулирует отношения, связанные с проведением специальной оценки условий труда и обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий работы. Поскольку в процессе деятельности сотрудники химических лабораторий взаимодействуют с химическими реагентами, их место работы должно проходить обязательную оценку условий труда.
В-третьих, это федеральный закон Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Поскольку в ходе работы сотрудники лабораторий взаимодействую с легко-воспламеняющимися жидкостями, ядовитыми и опасными для здоровья веществами, химические лаборатории относятся к опасным производственным объектам [2]. Закон № 116-ФЗ определяет социальные, экономические и правовые основы безопасной работы таких объектов производства. Нормы этого закона направлены на предупреждение возникновения аварийных ситуаций на опасных объектах.
В-четвертых, это Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [5]. Российский законодатель определил широкий круг действия этого закона, в том числе в части содержания и применения технических регламентов в сфере химической безопасности.
В-пятых, поскольку в процессе деятельности химических лабораторий нефтедобывающих предприятий происходит нагревание, сжигание, утилизация углеводородного сырья, а сама лаборатория является производственно опасным объектом и представляет потенциальную угрозу санитарному и экологическому благополучию, необходимо выделить такие нормативно-правовые акты, как Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ [3], Закон Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ [4]. Первый регламентирует обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, а второй устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Основополагающим актом законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды является Конституция РФ, в нормах которой закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду и информацию о ее состоянии. Приказом Минприроды России и Роснедр № 782/13 от 25.10.2021 «Об установлении формы лицензии на пользование недрами и порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами» установлены единые требования к форме лицензии. Одним из основных методов государственного регулирования процесса нефтедобычи является лицензирование данного вида деятельности.
Составной частью правовой системы страны являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, в том числе 16 Конвенций в области охраны окружающей среды и протоколов к ним. Действующее законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования включает более 20 федеральных законов и около 200 подзаконных актов; природоохранные нормы и правила рассредоточены более чем в 800 различных документах.
Отдельное внимание необходимо уделить такому ведомственному нормативному акту, как Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 534 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» [7]. В частности, в Правилах, утвержденных Приказам № 534 установлены основные требования к организации деятельности химических лабораторий нефтедобывающих предприятий, среди которых:
- требование дислокации химических лабораторий в отдельно стоящих зданиях (или пристроях);
- требование к обязательному включению приточно-вытяжной вентиляции в лаборатории на весь рабочий день;
- требование к наличию запорного вентиля газовой сети вне помещения лаборатории.
Ростехнадзор также установил ответственное лицо за соблюдение в лаборатории промышленной безопасности, которым является руководитель лаборатории.
Согласно п. 840 Правил, лаборатория может осуществлять свою деятельность только в том случае, если в её помещении находятся не менее двух сотрудников. На рабочем месте должны находится противогаз (не менее двух единиц). По всем видам работ в лаборатории должны быть разработаны инструкции по технике безопасности.
Правила также регламентируют периодичность проведения проверок газового оборудования – не менее одного раза в месяц.
Ростехнадзор определил обязательные условия, которые необходимо соблюдать при работе в химической лаборатории нефтедобывающего предприятия. Например, в лаборатории запрещено работать без спецодежды и средств индивидуальной защиты (далее – СТЗ). Также нельзя мыть полы легко воспламеняющимися жидкостями (бензином, керосином), оставлять пропитанные этими ЛВЖ спецодежду, ветошь, полотенца, оставлять неубранной разлитую ЛВЖ [7].
Кроме того Правила регламентируют требования к наличию индивидуальной вентиляционной системе в помещениях, где осуществляется работа с особенно ядовитыми и (или) вредными веществами. Также определены требования к рабочей мебели, оборудованию, процессам нагревания, хранения сырья для анализа и т.д.
Также деятельность химических лабораторий регламентируется внутренними локальными актами нефтеперерабатывающих предприятий. Это может быть Положение о структурном подразделении, в котором определяется функционал лаборатории, организационная структура, время работы и прочее.
Рассмотренный перечень нормативно-правовых актов не является окончательным. Существует большое количество нормативных и правовых актов прямо или косвенно регламентирующих деятельность химических лабораторий.
Таким образом, российский законодатель урегулировал деятельность химических лабораторий достаточно большим количеством нормативно-правовых актов. Применяемые в регламентации деятельности лабораторий нормативно-правовые акты направлены, прежде всего, на создание безопасных условий работы, на предотвращение угрозы санитарному и экономическому благополучию.
Список литературы
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.08.2023, с изм. от 19.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
- Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об охране атмосферного воздуха»
- Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О техническом регулировании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.12.2021)
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О специальной оценке условий труда» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)
- Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 534(ред. от 31.01.2023) «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности»