УДК 656.051, 656.25, 656.4, 656.084

Инновационные подходы к обеспечению безопасности на железнодорожных переездах. Анализ и решения

Соколов Николай Дмитриевич – студент кафедры Техносферной безопасности Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: В данной статье проведен комплексный анализ проблем безопасности на железнодорожных переездах, выявляя ключевые факторы, влияющие на уровень безопасности в данной области. Исследование базируется на обзоре различных источников, включая научные статьи, статистические данные и публикации, освещающие актуальные проблемы на переездах. Выделены основные проблемы, такие как высокая аварийность, несоблюдение правил, технические недостатки и устаревшее оборудование. Каждая проблема рассмотрена в контексте ее влияния на безопасность, а также предложены инновационные подходы для их решения. Анализ проведенных исследований подчеркивает важность технических, административных и образовательных мер для создания комплексных стратегий обеспечения безопасности на железнодорожных переездах.

Ключевые слова: безопасность, железнодорожные переезды, транспортная система, инновации, технические средства, правила дорожного движения.

Введение

Современная транспортная система играет важную роль в обеспечении мобильности общества, но при этом существуют серьезные проблемы, связанные с безопасностью. Одной из критических точек, требующих внимания, являются железнодорожные переезды. В данной статье мы рассмотрим основные проблемы на этих переездах, проведем анализ доступных источников, выявим факторы, влияющие на безопасность, и предложим инновационные подходы для решения данной проблемы.

Цель исследования заключается в анализе и выявлении факторов, приводящих к несчастным случаям на железнодорожных переездах, а также в разработке практических рекомендаций и решений, направленных на повышение безопасности на этих участках дороги.

Основные проблемы на железнодорожных переездах

В данной теме выявляются следующие основные проблемы по ряду объективных и субъективных факторов, которые подчеркивают актуальность и значимость этих вопросов в контексте безопасности на железнодорожных переездах. Рассмотрим, почему каждая проблема выявляется:

  1. Высокая аварийность. Присутствие значительного числа дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах указывает на серьезные риски и опасности в этих местах. Высокий уровень аварийности может быть связан с недостаточной эффективностью текущих мер безопасности или техническими недостатками.
  2. Несоблюдение правил. Аварии, происходящие из-за нарушений правил дорожного движения со стороны водителей и пешеходов, выявляют проблему недостаточного соблюдения участниками движения установленных норм и правил безопасности на переездах.
  3. Технические недостатки. Проблемы с функционированием сигнальных систем, ограниченной видимостью или другие технические аспекты на переездах поднимают вопросы об уровне подготовки и обслуживания данной инфраструктуры.
  4. Устаревшее оборудование. Выявление устаревшего или неадекватного оборудования на переездах указывает на необходимость модернизации и внедрения современных технологий для обеспечения более высокого уровня безопасности.
  5. Недостаточное обучение и информирование. Отсутствие должного уровня обучения и информирования водителей и пешеходов относительно правил и мер безопасности на железнодорожных переездах может привести к ситуациям, которые могли бы быть предотвращены.
  6. Увеличение интенсивности движения. Рост плотности дорожного движения на переездах может обострять риски и создавать дополнительные условия для возникновения аварийных ситуаций.
  7. Факторы окружающей среды. Погодные условия, состояние путей и другие факторы окружающей среды могут оказывать прямое воздействие на безопасность на переездах, и выявление этих факторов важно для разработки соответствующих решений.
  8. Финансовые ограничения. Выявление финансовых ограничений подчеркивает сложности внедрения современных технических решений и инноваций из-за ограниченности бюджета и ресурсов.

Методы анализа

Для достижения поставленной цели были проведены следующие этапы исследования:

  1. Анализ доступных источников. Осуществлен анализ доступных источников, включая научные статьи, отчеты и статистические данные, связанные с темой безопасности на железнодорожных переездах.
  2. Выявление и анализ источников. Из многочисленных источников были отобраны наиболее релевантные и значимые, охватывающие проблемы безопасности на железнодорожных переездах [1-7].
  3. Опыты и эксперименты. Рассмотрены результаты проведенных опытов и экспериментов, направленных на изучение аспектов безопасности на железнодорожных переездах.
  4. Анализ данных и выводы. На основе собранных данных из различных источников и результатов проведенных опытов, были сделаны выводы относительно проблем безопасности на железнодорожных переездах и определены факторы, влияющие на уровень безопасности на данных участках дороги.

Анализ выявленных источников

В рамках анализа выявленных источников были рассмотрены публикации, охватывающие различные аспекты безопасности на железнодорожных переездах:

  1. В работе [1] предлагается комплексный подход к решению проблемы, обсуждая технические средства, такие как сигнальные системы и барьеры, а также акцентируя важность административных и уголовных мер для обеспечения соблюдения правил на переездах.
  2. В работе [2] анализируются проблемы дорожно-транспортных происшествий на железнодорожном транспорте и предоставляет статистику с 2018 по 2021 год, подчеркивая увеличение происшествий с 204 в 2018 году до 219 в 2021 году. Данные также указывают на 34 происшествия с пассажирскими поездами в 2020 году и рост на 7% в 2021 году. Эти выводы подчеркивают важность обсуждения и внедрения технологий и правил для предотвращения опасных ситуаций на переездах и железнодорожных путях.
  3. Работа [3] фокусируется на инновациях, направленных на повышение безопасности движения. Она подчеркивает разработку информационных систем управления, новых технических средств и работу в финансовой, экономической и маркетинговой сферах с целью обеспечения безопасности на железнодорожных путях.
  4. Работа [4] охватывает автономные поезда, представленные системой с высоким уровнем автоматизации, интегрированную сигнализацию GEAR International Holdings, влияние Интернет вещей на надежность и безопасность, систему мониторинга железнодорожных переездов от TRAINFO, применение искусственного интеллекта, как в случае шведского стартапа Train Brain, а также экологические решения для обезуглероживания железнодорожной отрасли, включая электрические поезда и использование батарей. Эти технологии направлены на повышение эффективности, безопасности и экологической устойчивости в железнодорожной отрасли.
  5. В работе [5] обсуждаются проблемы безопасности на железнодорожных переездах, связанные с несоблюдением скоростного режима водителями. В качестве инновационного решения предлагается использование "умного" лежачего полицейского, наполненного неньютоновской жидкостью. Этот метод, хотя и требует технической реализации, обещает повысить безопасность, снизить стоимость оборудования и обеспечить беспрепятственное движение поездов на переездах.
  6. Работа [6] выявила, что Россия лидирует по числу ДТП, особенно летом, среди легковых автомобилей. Грузовики, хоть и реже причастны к авариям, могут причинить больший ущерб из-за своих размеров. Пиковые времена инцидентов - лето и дневные часы. Работа с факторами, такими как спешка и невнимательность, может улучшить безопасность на переездах, подчеркивая важность инфраструктурных улучшений и образовательных программ.
  7. Работа [7] рассматривает безопасность на железнодорожных переездах (ЖДП) с акцентом на организацию переездов, дополнительное оборудование и регулярное техническое обслуживание. Проведен анализ данных о ДТП на ЖДП в различных странах с использованием статистических методов. Результаты исследования, которые используют "Коэффициент опасности ЖДП", представлены для США, стран Евросоюза, России и Турции. Россия продемонстрировала низкие показатели безопасности, подчеркивая необходимость улучшения с использованием опыта США и стран Евросоюза.

Общие черты исследований

Обобщение исследований по безопасности на железнодорожных переездах подразумевает фокус на проблеме безопасности с предложением различных методов и мер. В большинстве статей выделяется использование технических средств и инноваций, таких как системы сигнализации и видеонаблюдение. Некоторые работы подчеркивают важность правил и обучения как средства снижения риска. Анализ статистики и рассмотрение проблем также занимают центральное место в исследованиях. Общая цель заключается в уменьшении аварийности и рисков на железнодорожных переездах для обеспечения безопасности участников дорожного движения.

Заключение

Проведенный анализ безопасности на железнодорожных переездах выявил проблемы, для которых предложены инновационные подходы. Включение технических, административных и образовательных мер позволяет создать комплексные стратегии обеспечения безопасности участников дорожного движения. Дальнейшие усилия в этом направлении сулят снижение инцидентов на переездах и повышение общего уровня безопасности в транспортной системе.

Список литературы

  1. Накашидзе Ю.Ю., Богомолов Д.С. Технические средства и способы повышения безопасности проезда железнодорожных переездов / Инновации технических решений в машиностроении и транспорте // Сборник статей XI Всероссийской научно-технической конференции молодых ученых и студентов с международным участием, Пенза, 16–17 марта 2023 года. Пенза: ПГАУ, 2023. С. 335-339. –Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53212539.
  2. Бобровская В.А. Технологии и правила безопасности на железнодорожном транспорте // Молодежная наука // Труды XXVII Всероссийской студенческой научно-практической конференции КрИЖТ ИрГУПС. Красноярск, 20 апреля 2023 года. Красноярск: КрИЖТ ИрГУПС, 2023. С. 56-60. –Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54069877.
  3. Степанова С.Ф., Лазарев М.В. Перспективы развития железнодорожного транспорта // Транспортные системы: безопасность, новые технологии, экология // Доклад на V Международной конференции по 65-летию высшего образования в Якутском институте водного транспорта. Организаторы: Минтранс РФ, Федагентство морского и речного транспорта, СибГУВТ, Якутский институт водного транспорта, Якутск, 21 апреля 2023 года. Якутс: ФГБОУ ВО "СибГУВТ" (Якутский институт водного транспорта), 2023. С. 103-111. –Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54083687.
  4. Никульшин А.К., Криволапов В.Г. Перспективные тенденции и инновации железнодорожной отрасли // Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития // Материалы VI Международной научно-исследовательской конференции, посвященной 50-летию Самарского государственного университета путей сообщения // Самара-Оренбург, 18–19 апреля 2023 года. Оренбург: ОрИПС-филиал СамГУПС, 2023. С. 165-167. –Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54214722.
  5. Бартель Д.А., Галякберов Д.Р., Филиппова К.Г. Повышение безопасности дорожного движения на железнодорожных переездах // Фундаментальные и прикладные исследования молодых учёных // Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, приуроченной к 110-летию со дня рождения Т.В. Алексеевой // Омск, 20–21 апреля 2023 года. Омск: СиБаДи, 2023. С. 148-151. –Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54180914.
  6. Ахмедзянов Г.Г., Димитраш В.Г., Дрычков И.В. Анализ безопасности эксплуатации железнодорожных переездных комплексов на основе видеоматериалов Интернета // Исследования молодых ученых // Материалы LXV Международной научной конференции. // Казань, 20–23 сентября 2023 года. Казань: ООО "Издательство Молодой ученый", 2023. С. 4-7. –Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=54652303.
  7. Ахмедзянов Г.Г., Алексейцева Д.Н., Дмитриев А.А., Деменюк К.Е. Международные данные по безопасности движения на железнодорожных переездах // Молодой ученый, 2023, № 40 (487). С. 5-7. –Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=54685390.

Интересная статья? Поделись ей с другими: