УДК 614

Культура безопасности для педагогического сообщества

Ибрагимова Наиля Исмаиловна – кандидат философских наук, доцент кафедры Безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного университета.

Забирова Валерия Николаевна – студент магистратуры кафедры Безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного университета.

Аннотация: В публикации затрагивается тема важности повышения уровня культуры безопасности для педагогического сообщества дошкольных образовательных учреждений. Педагоги – это гаранты надежности для детей, которые закладывают своим воспитанникам понятия и основы безопасного поведения с самого раннего возраста. Но что, если сам педагог не является личностью безопасного типа и не обладает должным уровнем знаний о профилактике и преодолении опасных ситуаций, угрожающих его собственной жизни и здоровью? Каким образом должна формироваться та самая культура безопасности у педагогического состава? Что для этого стоит сделать? Всем этим вопросам посвящена данная статья. 

Ключевые слова: культура безопасности, безопасность, безопасность труда, педагогическое сообщество, образование, развитие, профилактика.

Безопасность является важной частью существования человечества на современном этапе. Формирование культуры безопасности у подрастающего поколения является одним из актуальных вопросов в учебных программах образовательных учреждений.

В данной статье рассматривается культура безопасности в обществе в целом и в педагогическом сообществе в частности. Количество научных работ по данной теме обширно, однако количество публикаций, касающихся педагогических работников недостаточно. Данная тема является актуальной и требует детальной проработки.

В современных условиях в рабочем процессе педагога наблюдается недостаток времени для обучения вопросам собственной безопасности, а также для формирования их культуры безопасности, так как на рабочем месте они выполняют свои непосредственные обязанности, а во внерабочее время должны заниматься самообразованием и подготовкой к дальнейшей работе. Существует еще одна проблема, такая как неполная обеспеченность кадрами образовательных учреждений, что является препятствием для повышения компетентности педагогов в вопросах безопасности.

В настоящее время нет единого мнения, и не существует единой методики обучению культуре безопасности педагогов. Данный вопрос не изучен и требует исследования.

Для рассмотрения данной темы следует изучить и проанализировать основные определения по теме исследования. Термин «культура» понимается как набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие [4]. МЧС России трактует «безопасность» как состояние защищенности личности, общества, государства и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз или опасностей [2]. Понятие «культуры безопасности» - это духовнонравственное воспитание и достойная подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, при котором безопасность – является главной целью и внутренней потребностью для каждого человека в отдельности и всех людей вместе в их самосознании, при постоянном самоконтроле и всестороннем самосовершенствовании своей жизнедеятельности [1]. Развитие культуры безопасности направлено на формирование готовности к профилактике и преодолению опасных ситуаций. Эта готовность определяется мировоззренческой, интеллектуальной, коммуникативной, волевой, психологической подготовкой к обеспечению безопасности и самоконтролем [6]. 

Из вышесказанного следует, что в любой профессиональной деятельности должна соблюдаться безопасность труда, которая является неотъемлемой частью трудового процесса любого специалиста и закреплена на законодательном уровне в Российской Федерации.

Первое упоминание термина «культура безопасности» датируется 1986 годом в итоговом документе по рассмотрению причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС [1]. В научной сфере понятие «культуры безопасности» пришло с именем ученого Чебан В.В. в 1997 году в его диссертационной работе.

С приходом нового столетия начался век, ознаменовавший развитие новейших технологий, разработку и усовершенствование современных производственных процессов, что привело к повышению количества техногенных катастроф, преступлений и других происшествий по всему миру, в том числе и в России и научные труды, посвященные изучению культуры безопасности возобновились.

Практически нет ни одной науки, которая не занималась проблемой культуры безопасности. Психология исследует поведение человека в чрезвычайных ситуациях; технические науки позволяют создавать новейшие системы, упрощающие быт и работу человека; юриспруденция разрабатывает и актуализирует законодательство в сфере БЖД. Педагогика не является исключением и несет практические компетенции для разновозрастной аудитории.

Компетентность педагогических работников по вопросам безопасности труда важно постоянно повышать, так как педагоги несут личную ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся; отвечают за безопасное проведение учебно-воспитательного процесса; должны уметь проводить инструктажи по безопасности во время занятий и профилактическую работу по предупреждению травматизма. Воспитание личности безопасного типа является одной из приоритетных целей современного образования, а также эффективным инструментом корректировки мировоззрения человека и общества. Следовательно, начать формировать культуру безопасности необходимо с педагогических кадров.

Обучение будущих педагогов по вопросам охраны труда имеет системный характер и реализуется в двух вариантах — общепрофессиональном и профильном. Общепрофессиональный вариант обучения предполагает изучение вопросов безопасности всеми будущими педагогами без учёта их специализации. Их обучение осуществляется с благодаря усвоению обязательного образовательного курса «Безопасность жизнедеятельности», в котором предусмотрен модуль «Безопасность образовательной среды» [3]. В рамках изучения модуля студенты рассматривают санитарно-гигиенические требования к обеспечению безопасности образовательного процесса, рассматривается классификация опасных и вредных производственных факторов, приводится их характеристика. Предусмотрено проведение лабораторного практикума «Оценка санитарно-гигиенического состояния учебного помещения» [5]. Однако, данного общепрофессионального варианта обучения недостаточно, он не раскрывает важность формирования культуры безопасности для педагогического работника.

С целью обучения вопросам культуры безопасности действующих педагогов для образовательных организаций целесообразно разработать примерную Программу по вопросам обучения безопасным методам труда и производства, которую необходимо отобразить в рабочих учебных планах, определить ее рациональный объём. Однако, сегодня это реализовано частично, так как важности обучения охране труда уделяется недостаточное внимание, а узконаправленного обучения культуре безопасности для педагогов не существует.

Для оптимального построения и реализации на практике дидактических и воспитательных целей в сфере безопасности следует использовать современные педагогические технологии, способствующие решению проблем безопасности жизнедеятельности в учебных и жизненных ситуациях. Существует комплекс новейших методов обучению основам безопасности жизнедеятельности, а именно: кейс-технологии, веб-технологии, игровые формы, мультимедийные тренинги, моделирование опасных чрезвычайных ситуаций, которые можно использовать в программе интенсивного обучения культуре безопасности [8]. Также следует упомянуть о рациональности использования тестовых заданий, как на практических занятиях, так и для проверки и итогового контроля знаний. При реализации педагогической технологии следует создать обратную связь с наставником, разработать текстовые задания, тогда появится возможность повышать эффективность процесса обучения, формировать у работников способность самостоятельно анализировать, оценивать и воспроизводить учебную информацию. С целью оценки знаний, умений и навыков педагогических сотрудников проводится их контроль (практическим способом) по вопросам охраны труда, затрагивающим их функциональные обязанности и вопросам культуры безопасности [7].

Анализ использованных литературных источников дает нам основание предположить, что данная тема требует дальнейшей проработки. Большая часть существующей информации освещает в целом проблему культуры безопасности, не затрагивая специфику и важность данного вопроса для педагогических работников.

Итак, заявленная тема исследования актуальна для общества в целом, и для педагогического сообщества в том числе. Для педагогов важно систематическое повышение уровня культуры безопасности, поскольку они являются образцовым примером для подрастающего поколения. Однако, отсутствие разработанных программ интенсивного обучения формированию культуры безопасности и критериев оценки ее эффективности замедляют данный процесс.

Таким образом, культура безопасности должна стать стратегическим направлением эффективной подготовки педагогических кадров и повышения ее значимости в рамках образовательной деятельности.

Список литературы

  1. Головин, Н.Л. Понятие «культура безопасности», его развитие и анализ / Н.Л. Головин // Педагогический журнал. - № 4А. 2021. - С. 32-47.
  2. ГУ МЧС России, официальный сайт: – URL: https://mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/terminy-mchs-rossii/term/3180.
  3. Картавых, М. А. Методические аспекты обучения по охране труда будущих педагогов / М. А. Картавых, Н. В. Батракова, Е. В. Мазина // Безопасность и охрана труда. - Специализированное издание НОЧУ ДПО «БИОТА - ПЛЮС». - №4. – 2019. - С. 62-63.
  4. Культура [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/культура (дата обращения: 03.09.2023).
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.22821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  6. Усачев, Н.А. Технология формирования культуры безопасности профессиональной деятельности / Н.А. Усачев, Д.И. Сурнин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2016. №2. – С. 175-180.
  7. Шадрин, Р.О. Методы и формы оценки результатов освоения учебных программ по охране труда / Р.О. Шадрин, А.В. Шаламова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. – С. 242-245.
  8. Ширшов, В.Д. Современные технологии безопасности жизнедеятельности / В.Д. Ширшов // Sciences of Europe. – 2019. - №36.

Интересная статья? Поделись ей с другими: