УДК 691.16
Анализ методов улучшения свойств битумов для применения в асфальтобетоне
Грачева Ольга Михайловна – студент Строительного факультета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
Аннотация: В данной статье произведен анализ методов, направленных на улучшение свойств битумов для применения в асфальтобетоне. Рассмотрение этих методов позволяет понять их эффективность и возможность их применения в дорожной отрасли. Работа содержит информацию по применению добавок, которые позволяют улучшить качество битума. Также затронуты негативные стороны использования данных методов. В статье рассматриваются потенциальные риски, связанные с применением добавок и модификации битумов. В работе рассмотрен пример полимерной модификации битумного вяжущего, которая привела к значительному улучшению свойств битума. Сделаны выводы, отображающие преимущества для дорог при использовании битумных вяжущих с улучшенными свойствами.
Ключевые слова: битум, битумное вяжущее, улучшение свойств, модификация вяжущих, свойства битумных вяжущих, добавка, асфальтобетон.
Количество транспорта, как легкового, так и грузового с каждым годом возрастает, соответственно увеличивается нагрузка на дорожное полотно. Новые дороги приходится ремонтировать спустя 3-4 года, так как они уже не пригодны для комфортного движения транспорта. Поэтому необходимо постоянно разрабатывать пути решения улучшения качества и увеличения долговечности и межремонтных сроков дорог. В нашей стране преимущественно дороги имеют асфальтобетонное покрытие, а для производства асфальтобетонных смесей применяется битум. Если один из компонентов асфальтобетонной смеси будет улучшен, это улучшит и свойства уложенного асфальтобетонного покрытия, что приведет в итоге к повышению качества и увеличению долговечности отечественных дорог.
В целом самим битумом принято считать органическое вяжущее вещество, которое является сложной смесью из многообразных по химическому строению углеродов, как жидких, так и твердых, а также их производных.
Для улучшения свойств битумных вяжущих необходимо усложнить их состав, преобразовать структуру собственно вяжущих (класс битума по составу) химическими добавками в количестве до 10% к массе. Также улучшить свойства битумов можно получением составленных вяжущих, образующихся при смешении вяжущих в пропорциях от (10-90) % до (90-10) %.
Самым распространённым способом регулирования свойств битумов является применение полимерных добавок (полиэтилена, полипропилена, этиленвинилацетата и других). Стоит отметить, что в России, также, как и в Европе, самым распространённым полимером, используемым в роли химической добавки в битумное вяжущее, является стирол-бутадиен-стирол, который может вводиться в состав смеси в виде твердого вещества (порошка или гранул) или же в виде жидкости (эмульсии либо раствора).
Основной метод улучшения свойств, вяжущих – это модифицирование, в результате которого получают модифицированные вяжущие вещества. Модифицирование – процесс изменения структуры исходного вяжущего добавкой специальных химических веществ, называемых модификаторами – веществами, улучшающими пластические свойства битумов, то есть снижающими их жесткость. К модификаторам относят, например, полимерные вещества, ПАВ, неорганические вяжущие, а также органические вещества с высокой температурой кипения. К модификации битумов относится следующее:
- пластификация: добавление специальных добавок (пластификаторов) для улучшения пластичности, эластичности и укрепления битума;
- полимерная модификация: добавление полимерных материалов, таких как стирол-бутадиеновые блок-сополимеры (СБС) и эластомеры, для улучшения прочностных и эластичных свойств битума;
- модификация с использованием наночастиц: добавление наноматериалов, таких как нанокремний, наноглины и других, для улучшения физико-механических свойств и устойчивости битума к увлажнению.
Пластификация битумов – это добавление специальных пластификаторов, которые позволяют снизить вязкость битума и улучшить его текучесть. Это позволяет значительно улучшить свойства асфальтобетона. В результате пластификации повышается текучесть битума и асфальтобетонной смеси, что облегчает и улучшает их обработку и формование. Кроме того, пластифицированные битумы и асфальтобетоны обладают более высокой эластичностью, устойчивостью к интенсивному движению и улучшенными адгезионными свойствами, что способствует повышению долговечности дорожного покрытия.
Полимерная модификация битумов также приводит к значительному улучшению свойств асфальтобетона. Полимеры добавляются в битум с целью улучшения его эластичности, адгезии к минеральным веществам и устойчивости к ультрафиолетовому излучению и окружающей среде. Это позволяет увеличить долговечность и устойчивость дорожного покрытия к механическим нагрузкам и агрессивным факторам. Полимерная модификация также повышает устойчивость асфальтобетона к термическим циклам и значительно снижает его склонность к образованию трещин. Но стоит отметить, что одной из главных проблем модификации битума полимерами является высокая стоимость. Добавление полимеров в битум требует значительных затрат на приобретение самого полимера и оборудования для его смешивания и нанесения. Это может привести к значительному увеличению стоимости строительных и дорожных работ.
В своей работе Тютюнщнков Н.В. выяснил, как влияет модифицирующие добавки (смеси олигокапроамидов – Олиг., олигомеров циклического и линейного строения – ОЦС и ОЛС) на физико-механические свойства битумов, результаты, полученные в ходе работы отображены в таблице 1.
Таблица 1.
Битум марки БНД 60/90 |
Наименование показателей |
||||||
Глубина проникания иглы, 0,1 мм |
Температура размягчения |
Растяжимость, см |
Температура хрупкости, ˚С |
||||
При 25˚С |
При 0 ˚С |
При 25˚С |
При 0 ˚С |
||||
Норма по ГОСТу |
61-90 |
20 |
47 |
55 |
3,5 |
-15 |
|
Фактически |
84 |
21 |
50 |
88 |
4,2 |
-16 |
|
БНД 60/90+0,5 % Олиг. БНД 60/90+0,5 % ОЦС БНД 60/90+0,5 % ОЛС |
78 79 81 |
18 19 22 |
52 52 53 |
89 79 82 |
4,1 4,1 4,2 |
-17 -18 -21 |
|
БНД 60/90+1,0 % Олиг. БНД 60/90+1,0 % ОЦС БНД 60/90+1,0 % ОЛС |
69 70 74 |
21 23 24 |
54 56,5 55 |
91 72 71 |
4,6 4,3 4,5 |
-19,5 -19 -20 |
|
БНД 60/90+3,0 % Олиг. БНД 60/90+3,0 % ОЦС БНД 60/90+3,0 % ОЛС |
67 67 65 |
24 25 27 |
61 59 57 |
93 68 69 |
5,8 4,8 5,1 |
-27 -22 -21 |
|
БНД 60/90+6,0 % Олиг. |
61 |
22 |
56 |
95 |
6,1 |
-31 |
Полученные в ходе работы Тютюнщнкова Н.В. данные говорят о том, что при внедрении добавок увеличивается пенетрация вяжущего при 25 ˚С, показатель растяжимости (деформативность) увеличивается при 0 ˚С, увеличивается температура размягчения приблизительно на 11 ˚С, понижается температура хрупкости до -31 ˚С, что расширяет диапазон температур, при котором эффективно применение данного модифицированного вяжущего вещества.
Модификация с использованием наночастиц – это относительно новая методика, которая также позволяет улучшить свойства битумных вяжущих и асфальтобетона. Добавление наночастиц в битум и асфальтовую смесь может улучшить их механические свойства, такие как прочность, устойчивость к утомлению и трещинообразованию. Наночастицы также способны улучшить адгезию между битумом и минеральными веществами, что повышает стойкость дорожного покрытия к деформациям и отслоениям.
Еще одним методом улучшения и регулирования свойств битумов являются порошкообразные добавки. Например, добавление минеральных порошков (известняка, доломита, кварцевого песка и других) для формирования структуры и улучшения адгезии между битумом и заполнителями. Также такими добавками можно считать стекловолокно и стекловолокнистые материалы для усиления армирующих свойств битумов.
Добавка порошкообразных материалов, таких как каолин или глина, способствует улучшению различных свойств битума. Во-первых, это улучшение реологических характеристик, таких как вязкость и пластичность. Порошкообразные добавки могут усилить структуру битума, делая его более устойчивым к деформации и снижая его текучесть при повышенных температурах. К негативной стороне применения таких добавок можно отнести то, что они могут вымываться, что в свою очередь приведет к ухудшению, а не улучшению характеристик битума.
Введение стекловолокнистых материалов, таких как стекловолокно или стекловолокнистые листы, также способствует улучшению свойств битума. Стекловолокно добавляется в битум для усиления его структуры и повышения его прочности. Это позволяет битуму лучше сопротивляться разрывам и трещинам, что существенно продлевает его срок службы. Кроме того, стекловолокнистые материалы также способствуют улучшению адгезии битума к поверхностям, что важно для дорожного строительства. Введение стекловолокна в битум также имеет и свои негативные стороны. Стекловолокно может замедлить процесс затвердевания битума, что может вызвать задержки в строительстве.
Следует отметить, что добавки порошкообразных и стекловолокнистых материалов могут также повысить устойчивость битума к ультрафиолетовому излучению, окислительному воздействию и другим негативным факторам окружающей среды. Они сокращают воздействие агрессивных сред на битум и способствуют его долговечности.
Подводя итоги, хочется указать, что улучшение свойств битумных вяжущих различными методами позволяет достичь следующих преимуществ для дорог:
- Повышенная устойчивость к деформациям: битумы с улучшенными свойствами обладают повышенной вязкостью и эластичностью, что позволяет снизить вероятность деформации дороги под воздействием тяжелых нагрузок.
- Улучшенное сцепление с асфальтобетонными материалами: способность обеспечить лучшую адгезию между асфальтобетонной смесью и грунтом, повышая прочность и долговечность покрытия.
- Увеличенная устойчивость к трещинам: битумные вяжущие с улучшенными свойствами, позволяет снизить вероятность трещинообразования и образования полых мест на дороге.
- Улучшенная стойкость к атмосферному воздействию: способность лучше удерживать свои свойства при высоких температурах, а также при воздействии влаги и ультрафиолетового излучения.
- Продолжительный срок службы: благодаря улучшенным свойствам битумов, дороги с такими покрытиями, где в состав асфальтобетонной смеси входит данное вяжущее, имеют долгий срок службы, что позволяет направить средства, ранее идущие на быстронаступающий после строительства ремонт, на развитие, к примеру, той же дорожной отрасли в нашей стране.
Список литературы
- Тютюнщнков Николаи Викторович, Дорожный асфальтобетон на основе битумного вяжущего, модифицированного олигомерными отходами поликапроамида, Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук, ФБОУ высшего образования «Волгоградский государственный архитектурно - строительный университет», 2004.
- Андреев Андрей Анатольевич, Прогнозирование свойств СБС-модифицированных битумных вяжущих в зависимости от качества битумной основы, полученной на различных НПЗ, Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук, ФБОУ высшего образования «Самарский государственный технический университет», 2022.
- Д.А. Аюпов, инженер, А.В. Мурафа, канд. техн. наук, Д.Б. Макаров, канд. техн. наук, Ю.Н. Хакимуллин, д-р техн. наук, В.Г. Хозин, д-р техн. наук, Наномодифицированные битумные вяжущие для асфальтобетона, ФБОУ высшего образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», 2010.
- Ярцев, В. П. Битумные композиты : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям 270102, 270105, 270205 / В. П. Ярцев, А. В. Ерофеев. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. – 80 с. – 50 экз.
- Галдина В.Д. Модифицированные битумы: учебное пособие. – Омск: СибАДИ, 2009. – 228 с.
- Х.Х. Ахмадова, Ж. Т. Хадисова, Л.Ш. Махмудова, З. А. Абдулмежидова, М. А. Мусаева, Основные способы модификации битумов различными добавками, Вестник ГГНТУ. Технические науки, том XV, № 3 (17), 2019 – С.42-56.