УДК 69.01

 

Организация процессов работы службы заказчика на основе концепции бережливого производства

 

Овчинникова Александра Александровна  студент кафедры Института архитектуры, строительства и дизайна, Иркутского национального исследовательского технического университета.

Унжаков Евгений Андреевич  студент кафедры Института архитектуры, строительства и дизайна, Иркутского национального исследовательского технического университета.

Аннотация: Программы бережливого производства, Шести сигм, управления качеством, цифровизации и автоматизации производства в качестве обаятельного элемента включают профессиональное развитие кадров. С целью увеличения эффективности организации производственных процессов и исключения возможности «кадрового голода» на строительных предприятиях предложено внедрение системы оценки компетенций сотрудников. Внедрение названной системы, позволяет повысить уровень подготовки работников и производительность на предприятии, упростить процесс распределения задач.

Ключевые слова: концепция бережливого производства, методы управления, матрица компетенций, производительность труда, сокращение потерь.

Анализ и сравнение качественных показателей

службы заказчика по обустройству месторождений

Для реализации проектных решений по строительству объектов инвестиционно-проектной деятельности компании организовано подразделение службы заказчика по обустройству месторождений.

Основной целью деятельности службы заказчика является реализация проектных решений в части организации строительной деятельности, обеспечение объектов капитального строительства и реконструкции обустройства месторождений разрешительной документацией на строительство и на ввод в эксплуатацию в соответствии с утвержденной производственной программой, планом производства работ капитального строительства, включая обеспечение допусками к выполнению работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проектированию и изысканиям в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», участие в организация разработки проектов заданий на проектирование объектов непроизводственного назначения: здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения в пределах своей компетенции.

В соответствии с возложенными на него задачами Служба заказчика в установленном порядке выполняет следующие основные функции:

  • Осуществляет оперативное обеспечение выполнения суточных, годовых производственных планов, заданий, графиков по строительству зданий и сооружений, в строгом соответствии с технологическим режимом, с требованиями правил и норм по охраны труда и промышленной безопасности, промышленной санитарии и в соответствии с природоохранным законодательством РФ.
  • Осуществляет оперативный контроль и общее руководство основными производственными процессами строительства, входящих в состав соответствующего проекта. Получает, обрабатывает и анализирует оперативную информацию по выполнению заданий по бурению, распределению технологических ресурсов. Использует полученную информацию для повышения экономической эффективности процессов управления строительством.
  • Выявляет причины отклонений от установленных режимов и графиков, принимает меры по предупреждению и устранению нарушений в производственных процессах с привлечением вспомогательных подразделений и служб предприятия.
  • Определяет потребность и контролирует своевременность обеспечения производственных объектов необходимыми материалами, оборудованием, инструментом и транспортом. Участвует в разработке оперативных планов, геологических и организационных мероприятий по обеспечению выполнения плановых заданий по строительству, а также участвуют в проведении анализа показателей производства.
  • Разрабатывает и представляет в соответствующие отделы и службы предприятия предложения по повышению эффективности основного производства для включения их в план организационно-технологических мероприятий.
  • Осуществляет оперативный контроль над вводом в эксплуатацию объектов законченного строительства, подготовкой основного производства к работе в осенне-зимний, паводковый и пожароопасный периоды.
  • Обеспечивает безопасное ведение работ на объектах, строгое соблюдение всеми работниками правил охраны труда, промышленной, экологической и пожарной безопасности.
  • Принимает меры для создания наиболее благоприятных условий работы и повышения культуры производства.

Деятельность службы заказчика осуществляется на основе текущего и перспективного планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности работников за надлежащее исполнение возложенных на них должностных обязанностей и отдельных поручений заместителя генерального-директора по инвестиционно-проектной деятельности.

Бережливое производство и производительность труда в службе заказчика.

Производительность труда, вне всякого сомнения, влияет на общую операционную эффективность, но эффективность организации процессов и рабочей среды, в свою очередь, имеет самое непосредственное отношение к продуктивности работника.[4]

Так, в рамках новой парадигмы понимание производительности смещается в сторону эффективного менеджмента, эффективных методов и эффективных процессов. Основное внимание уделяется тому, какие факторы влияют на производительность труда и как создать среду, в которой ее показатели будут расти. При этом разные уровни организации (работники, руководители, компания в целом) подразумевают разный вклад в повышение производительности.

Основная задача компании заключается в эффективном использовании трудовых ресурсов, развитии их творческого потенциала, внедрении лучших практик организации производства, применении новейших технологий и решений, создании благоприятной и безопасной среды.

Главные отличия между классической и новой парадигмами производительности представлены в таблице 1.

Рисунок1

Таблица 1. Сравнительный анализ классической и новой парадигмами производительности

Новая парадигма предлагает не только новый взгляд, но и более широкие возможности влияния на производительность труда, поскольку рассматривает этот показатель в тесной связке с другими КПЭ. Таким образом, работа ведется не в области наращивания трудовых ресурсов, а в области повышения эффективности управления организацией.[1]

Производительность труда в компании оценивается качественными и количественными показателями в разрезе месяц/квартал/год. Показателями оценки являются количество полученных заключений о соответствии параметров построенного объекта и утвержденных распоряжением службы государственного строительного надзора, завершенных строительством объектов, сумма затрат понесенных в ходе реализации проектных решений (план/факт), ввод объектов в опытную эксплуатацию. Внесение изменений в структурно штатное расписание с учетом внедрения новой парадигмы позволит увеличить производительность труда без трудоустройства дополнительного количества сотрудников, повысить уровень организованности отдельных подразделений.[2]

Профессиональное развитие сотрудников

Программы бережливого производства, Шести сигм, управления качеством, цифровизации и автоматизации производства в качестве обаятельного элемента включают профессиональное развитие кадров. Руководствуясь этим требованием, многие компании смогли значительно повысить производительность за счет повышения квалификации и развития новых навыков у своих сотрудников.

Частично это можно списать на более тщательный отбор кадров при найме, но в основном речь идет о внутреннем прогрессе, достигнутом благодаря активному обучению, расширению рабочих обязанностей, развитию кросс функциональности и укреплению мотивации сотрудников. Модель, при которой сотрудник повторяет одно действие снова и снова, сменилась моделью, при которой он может выполнять разные задачи в команде, заменять своих коллег и участвовать в совершенствовании процессов. Это не только несет существенную пользу в отношении производительности, качества и вовлеченности сотрудников в совершенствование процесса, но и улучшает общее настроение рабочих, дает им ощущение собственной значимости и укрепляет отношения в команде. [3]

Изучая производственный процесс в комплексе, сотрудник лучше понимает свою роль и может оказывать на него большее внимание, что служит дополнительной мотивацией. Улучшение отношения к работе снижает текучку кадров и дает компаниям стимул продолжать инвестировать в обучение сотрудников, что ведет стабильному росту производительности. К тому же, обучение и профессиональное развитие кадров может увеличить отдачу от внедрения информационных технологий.

Пример инструмента: Матрица компетенций

Матрица компетенций – это модель, отражающая перечень знаний, талантов, опыта сотрудника с точными показателями их проявлений.

С ее помощью можно сравнить имеющиеся у сотрудников знания и навыки с требованиями, необходимыми для качественного выполнения их задач. Меры, основанные на таком простом сравнении, позволяют повысить уровень подготовки работников, упростить процесс распределения задач и повысить производительность на предприятии. Матрица компетенций выполняет не только описательные функции; она является важным инструментом планирования работы по развитию персонала. Кроме того, она облегчает работу руководителя по подбору кадров на определенные должности или задачи.

Благодаря ей, можно быстро вычислить сильные и слабые стороны сотрудника, его соответствие/несоответствие требованиям, без необходимости каждый раз оценивать сотрудника заново.

Реализация: матрица компетенций описывает и визуализирует связь между определенными видами работ в конкретном подразделении и требуемыми квалификациями, а также сотрудниками данного отдела. Требования к квалификации определяются и в случае необходимости описываются и фиксируются в письменном виде. Это описание является основанием для сравнения с фактическими компетенциями работника, которые могут быть классифицированы и занесены в матрицу с помощью цифр и символов.

Таким образом, матрица компетенций позволяет получить данные о сотрудниках в рабочих системах, помогает определить, требует ли конкретный вид деятельности замены сотрудника, и облегчает процесс распределения персонала (принцип: «правильный сотрудник на правильном месте»).

Оценивание компетенций составляется на основании ответов сотрудников на предлагаемые, относящиеся к представленным компетенциям. Данные компетенции в соответствии с моделью компетенций ИНК являются организационными компетенциями, то есть оценивают то, насколько характерно для специалиста применение общих организационных знаний и навыков в условиях профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия.

Каждая компетенция делится на 5 блоков: 0 - 20, 21 - 40, 41 - 60, 61 - 80, 81 - 100. В зависимости от того, к какому блоку попадает сотрудник, рассчитываются средневзвешенные баллы (от 0до 4), которые затем суммируются для четырех компетенций. Находясь в первом блоке (0-20) сотрудник получает 0 баллов, далее он получает по одному баллу за каждый новый блок – максимум 4 балла, если перцентиль >81. Соответственно Вы можете получить в сумме от 0 до 16 баллов за 4 компетенции. [5]

Заключение

В основе концепции лежат не отдельные инструменты и не практики выявления семи видов потерь. Фундамент, на котором строится система–непрерывное совершенствование, поддерживаемое участием каждого сотрудника организации. Для расстановки верных акцентов сегодня все чаще говорят о концепции, сфокусированной на развитии и полноценном использовании человеческого потенциала.

Список литературы

  1. Джеймс П. Вумек, Дэниел Джонс; Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании/Практика, 2019. – С.212
  2. Сигео Синго; Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства/Практика, 2018. – С.287.
  3. Японская Ассоциация Менеджмента /Канбан и точно вовремя на Toyota: Менеджмент начинается на рабочем месте/Практика, 2019. – С.174.
  4. Вялов, А. В. Бережливое производство: учеб. пособие/ А. В. Вялов. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2014 - 100 с.
  5. Официальный сайт Иркутской нефтяной компании (5) Главная (irkutskoil.ru)