УДК 316.454.56

Травля в школах как способ самоутверждения

Куришева Ольга Ахмедовна – старший преподаватель кафедры Социально-гуманитарных дисциплин Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «РОСБИОТЕХ».

Серых Иван Николаевич – аспирант кафедры Технологии бродильных производств и виноделия Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «РОСБИОТЕХ»; соучредитель ООО “СИСТЕМА”.

Аннотация: В данной статье рассмотрены общее понятие и причины появления травли в школах. Указаны причины по которым травля не обнаруживается сразу, указаны меры наказания предусмотрены законодательством. Подчеркивается невозможность контролирования поведения без постоянного надзора. Указываются возможные причины проявления агрессивного поведения у учеников.

Ключевые слова: буллинг, травля, дискриминация, самоутверждение, психика.

Школьный буллинг или же травля представляет из себя регулярное издевательство над детьми в школе с использованием оскорблений на публике, в том числе с использованием социальных сетей, угрозы, применение насилия и совершение других действий, ущемляющих честь и достоинство человека. Несмотря на то, что такие действия являются нарушением уголовного кодекса, их можно наблюдать в любом учебном заведении. В качестве агрессора может выступать как ученик, так и учитель. Одна из главных проблем является то, что чаще всего наличие буллинга отмечается когда уже слишком поздно что либо предпринимать, а в большинстве случаев даже при обнаружении травли руководство замалчивает этот факт. Жертва травли в силу несформировавшейся психики и опасения еще больших издевательств замыкается в себе, а на все вопросы уверяет “Все в порядке”. Однако на самом деле его психоэмоциональное состояние нарушено и жертва испытывает стрес негативно сказывающегося на его социализации.[4]

Слово “Буллинг” является заимствованием английского слова “bullying” дословный перевод которого, «травля» или же «издевательство». Под термином подразумевают любой тип агрессивного поведения, от одного ребенка на другого. В большинстве случаев жертва издевательства слабее: ребенок доминант или имеет больше физической силы, или же у него есть группа последователей. По физическому и психоэмоциональному ответу жертвы можно определить, что обстоятельства в которых они/она оказывается для него/нее неприятны. Буллинг бытовой термин и как таковой не фигурирует ни в законодательственных документах, ни в документах общеобразовательного учреждения, однако его используют родители, педагоги и психологи.

Эксцесс называют буллингом, только в том случае, если он происходит регулярно в течении продолжительное время. К примеру: когда два ребенка подрались, но после помирились, это не рассматривается как буллингом. Однако если драки и моральные унижения повторяются в течении длительного времени, то такое поведение можно назвать буллингом.

Жертвой и агрессором может быть любой ребенок. Однако буллером в большинстве случаев становится ребенок имеющий проблемы в семье или имеющий комплексы. У таких детей часто не хватает способностей для хорошей учебы, также могут быть такие факторы как: отсутствие одного из родителей в семье или же когда родители не являются родными; ребенок постоянно испытывает психоэмоциональное давление из-за внутрисемейных конфликтов; рукоприкладства или унижений как одного из родителя, так и самого ребенка; плохое воспитание. Чтобы хоть как-то доказать свою значимости и превосходство над сверстниками, а также побороть приобретенные комплексы он выбирает наиболее простой для себя путь — агрессию. Это также обусловлено тем, что ребенок усвоил для себя эффективность данного метода..

. Спусковым курком для школьного буллинга может быть любой фактор неугодный буллеру. Ребенок может стать жертвой из-за того, что выделяется в классе на фоне других или в более успешен в чем-то по сравнению с агрессором. К примеру: пришел в новой и/или красивой одежде; более успешен в обучении, стал первым в каком-либо конкурсе. Другими факторами могут быть видимые недостатки или проблемы со здоровьем: ребенок заикается, имеется сколиоз, непропорциональное тело и другие. Также поводом могут быть абстрактные признаки — фамилия, профессия родителей, национальность или прозвище. При выборе цели буллеру не так важна причина травли, как наличие слабостей у человека и разница в силе.[3, 6]

Также буллером может стать бывшая жертва травли, которая стала сильнее обидчика и/или обзавелась поддержкой большой группы или сильным защитником. В таком случае причиной буллинга становится месть.

Подобные действия чаще всего наблюдаются в начальных и средних классах, что связано с психическими и поведенческими изменениями у детей в этом возрасте. В старших классах психика ребенка более сформирована и мозг школьника лучше контролирует поведение в социуме, в связи с чем проявления буллинга более редки.

Рисунок1

Рисунок 1.

Вид школьного буллинга

Буллинг в школах часто происходит в различных местах, таких как пришкольные дворы, дома, случайные встречи, социальные сети и даже по телефону. У буллера есть широкий спектр методов для унижения и подавления своих жертв. Таким образом он может использовать один или сразу несколько методов. Среди самых часто используемых виды школьного буллинга можно выделить следующие:

  1. Изоляция

Жертва оказывается ограничена в коммуникации со сверстниками/одноклассниками. С ней прекращают общение, не приглашают и выгоняют из компании, лишают возможности принять участие в школьных и классных мероприятиях. Ребенок изолирован от общества и становится одиноким.

  1. Групповое воздействие

Издевательство над ребенком проводят небольшие группы или весь класс. В травле всегда доминирующий ребенок, но действует не один. К нему всегда присоединяются его товарищи. Такой способ чаще всего используется внутри учебного заведения поскольку такой способ проще, эффективнее, быстрее и незаметен для педагогического состава. Присоединяясь к доминирующему, наиболее сильному ребенку, школьники не столько желают иметь авторитет и быть другом буллера, сколько хотят избежать вероятности также стать жертву. По большей части их действия обусловлены внутренним страхом из-за чего они совершают поступки в отношении жертвы, которые сами бы не совершили. По прошествию некоторого времени подобные действия становятся неосознанными.

  1. Словесные издевательства

У этого вида огромное количество задеть ребенка словом. Среди них могут быть обидные прозвища, оскорбления, издевательства и насмешки, которые могут нанести повреждающий ущерб эмоциональному здоровью ребенка.

  1. Бодишейминг

Слово происходит от двух английских: «body» — «тело», «to shame» — «стыдить». Бодишейминг - дискриминация из-за телосложения и внешнему виду тела. В данном случае триггерами для буллинга является большой/маленький вес ребенка, слишком высокий/низкий для своего возраста рост, сутулость или внешность.

  1. Физическое насилие

Вид издевательств с использованием любой физической силы.

  1. Сексуальное насилие

В школах проявляется посредством распространение слухов деликатного характера, нецензурными сообщениями в сети интернет.

  1. Троллинг

Образовано от названия мифического персонажа - тролль, (troll), с указанием на их плохой характер и любовь к сквернословию. Термин троллинг в свою очередь образован от английского «trolling», что понимается как уподобиться троллю. Подразумеваются наличие ученика или группы учеников которые нарочито используют насмешки, оскорбления и запугивания через интернете: в чатах, социальных сетях, через SMS приложения.

  1. Отстранение

Школьники которые не желают участвовать в буллинге предпочитают остаться с краю. В большинстве случаев они не в состоянии помочь и не рассказывают о произошедшем взрослым, опасаясь в результате стать следующей жертвой в результате желания отомстить у главного зачинщика. Таким образом они становятся соучастникам, а в некоторых случаях разделяют вину возможной трагедии.

Участники буллинга

Также как в любом организованном сообществе имеет структура выполняемых ролей, в школьном классе у каждого ребенка своя роль. Это может быть роль главного спортсмена, самого успешного ученика, человек помогающий решить домашние задания, самый популярный мальчик/девочка в классе, самый сильный, бунтарь и другие. Среди них есть ученик “посмешище” и “буллер”. В какую категорию войдет школьник — жертвы или агрессора — зависит от его личностных качеств.

Ребенок-агрессор

Эту роль разделяют на два типа:

  • Проактивный агрессор. Ребенок действует осознанно. Он знает и понимает свою цель. Для издевательств он тщательно выбирает пути достижения цели, а в жертвы попадает ребенок который гарантированно не может себя защитить. Такой агрессор высокоразвит в в социуме, хорошо читает эмоции рядом присутствующих, однако он не способен переживать за состояние другого человека.
  • Реактивный агрессор. Это ребенок, действует неосознанно, на эмоциях. Он слабо развит в социальном плане, он не адаптирован к обществу, не может различить психоэмоциональное состояние у людей. Он не способен осознать, что причиняет вред своим поведением. Часто такие дети имеют отклонения в психике и патологии такие как: СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), раздражительность, вспыльчивость. Также такие качества могут наблюдаться и у жертвы буллинга.

Следует отметить, что буллерами становятся вне зависимости от гендера. Девочки больше склонны к физической агрессии и более изобретательные.[4, 9]

Ребенок-жертва

Этот ребенок не уверен в своих навыках социализации и затрудняется установить контакт с другими детьми. У него развит аффективный тип эмпатии, что позволяет ему хорошо чувствовать чужие эмоции. В то же время он может испытывать трудности с когнитивной эмпатией, то есть с пониманием и осознанием эмоций окружающих.

Дети-жертвы делятся на две группы по личностным качествам:

  • Замкнутые, тревожные, пассивные, тихони.
  • Гиперактивные, несдержанные. Они не в состоянии контролировать эмоции, находятся в конфликтах со сверстниками в последствии чего становятся жертвой издевательств.

Роли в буллинге

В школьном буллинге участвуют как дети, так и взрослые. Финский психолог и профессор, Кристина Салмивалли, выделяет 6 ролей в этом процессе:

  • Агрессор – это тот, кто начинает травлю, обладает лидерскими качествами.
  • Жертва – ученик, который подвергается насилию.
  • Ассистент – активный участник травли, но не руководящей роли, а скорее активный помощник.
  • Усилитель – поощряет насилие, является издевателем, который распространяет слухи о жертве.
  • Наблюдатель – нейтральный участник, пассивно наблюдающий за травлей.
  • Защитник – участник, который стремится защищать жертву, хотя бы морально.[8]

Последствия буллинга

 Травля имеет серьезные последствия для ребенка, оказывая воздействие как на его психическое, так и на физическое состояние. Чтобы избежать буллинга, ребенок реже посещает школу, придумывает отговорки или вовсе отказывается ходить на занятия. Негативные физические изменения связаны не только с физическими воздействиями, но и с постоянным стрессом, который приводит к бессоннице и нарушению аппетита. Успеваемость в школе ухудшается, самооценка снижается, а интерес к жизни пропадает. Также возникают серьезные психологические проблемы, такие как депрессия, суицидальные мысли, тревожность, нервозность и гнев. Подвергнутая травле жертва также может проявлять агрессию и развить социофобию..[4]

Последствия буллинга также сильно влияют на наблюдателей, которые оказываются на втором месте по уязвимости после жертвы. Они сталкиваются с серьезным психологическим дискомфортом, наблюдая издевательства, при этом чувствуя беспомощность в оказании помощи жертве. Когда у человека одновременно возникает стресс от наблюдения насилия и страх, это может привести к возникновению проблем в поведении. Наблюдатели также испытывают трудности в установлении отношений с другими людьми, их школьная успеваемость снижается.[7]

Миф о том, что проблема буллинга исчезает после школы или детского сада, несмотря на окончание обучения, не соответствует действительности. Буллинг часто встречается и взрослой жизни, изменяя форму и содержание. Например, армейская дедовщина, моббинг на работе или абьюз в семье — все это формы травли. Роли также могут меняться в течение жизни: тот, кто был жертвой в детстве, может стать сам инициатором насилия.

В случае, когда старшеклассник отбирает карманные деньги у более слабых учеников после уроков, это не является буллингом, поскольку целью ученика обогащение без наличия свидетелей. С точки зрения закона речь идет о грабеже — открытом хищении имущества, ст. 161 УК РФ.[21]

В то время как у буллинга нет цели обогащения за счет жертвы, а главной целью является самоутверждение и без наблюдающих данный вид буллинга не сработает. Поэтому в буллинг вовлечены будут все: кто-то будет поддерживать агрессора, а кто-то предпочтет наблюдать и не вмешиваться.

Для буллеров родители и педагоги являются образцом для подражания и копирования поведения. Таким образом, когда учитель неоднократно отчитывал ученика, класс может посчитать это примером и поводом к агрессивным действиям.

Ребенок, наблюдая частые конфликты в своей семье, начинает повторять такие же поведенческие модели и в школе, где его одноклассники также начинают копировать его поведение.

Возможны случаи, когда инициатор буллинга педагог. Когда родители имеют конфликт с педагогом, тот может специально игнорировать травлю их ребенка или являться инициатором: выставляя ребенка в плохом свете перед остальными учениками и постоянно принижая его успехи сравнивая с наиболее успешными учащимися. В последствии класс начинает подражать педагогу.

К травле может привести принцип коллективной ответственности поскольку из-за одного ученика страдает весь класс. В данном случае к жертве будет негативно относиться весь коллектив.[5]

Буллинг в детском саду или начальной школе начинается с формального нарушения. Реальное — ученик опоздал на занятие. Вымышленное — ребенок выделяется одеждой, походкой, цветом волос. В таком случае инициаторы думают, что наводят порядок и дисциплину, жертва считает, что действительно виновна и травля обоснована ее ошибками. Жертва считает, что первый раз за нарушение отчитал учитель, потом сверстники. А в случае обращения к родителям их с высокой долей вероятности отчитают родители. Потому жертвы не идут за помощью к взрослым.

Скрытие факта травли над собой является одним из способов самозащиты. Когда травля становится регулярной ученик выбирает этот вариант самозащиты как наиболее простой и безопасный для него.[1, 2]

Ученик, нарушающий устав и внутренний распорядок образовательного учреждения, может быть подвергнут мерам дисциплинарного взыскания, таким как замечание, выговор и даже отчисление в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 43 Федерального закона "Об образовании".[23]

Для многих грубиянов такие меры наказания не работают. Плюс, ограничения с использованием дисциплинарного взыскания для детей дошкольного и начального возраста, а также детей с особыми потребностями в здоровье делают его труднореализуемым.

Поэтому действия физической агрессии за которые взрослого можно привлечь к ответственности, для детей практически не несут никаких негативных последствий. В случае если возраст виновного не позволяет наказать его — административное разбирательство в его адрес прекратят.

Если несовершеннолетний наносит ущерб, разбив телефон, портя учебники, одежду или же нанося моральный вред, родители, опекуны и усыновители до 14 лет несут за это ответственность. Однако если происходит что-то подобное в учебном заведении, ответственность лежит на самой школе в соответствии со статьей 1073 Гражданского кодекса Российской Федерации.[10]

В случае, если преподаватель знал о травле, но не предпринимал мер для предотвращения её, или не сообщал об этом родителям или администрации, школа несет ответственность. Однако в случае буллинга школьная администрация часто не признает эту проблему, обьясняя родителям, что это всего лишь обычные ссоры, а драки происходят за пределами школьной территории, поэтому школа несет за это ответственности.

Какие законы применяются для защиты ученика родителями

Права человека, в том числе, права ребенка в школе затрагиваются во многих документах, использование тех или других зачастую зависит от ситуации.

  • В ст. 21 Конституции указывается, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.[17]
  • В ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ закреплено, что педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
  • Устав должен быть у каждого общеобразовательного учреждения, в нем зафиксированы основные правила требуемые к соблюдению как школьниками так и педагогическим составом. В уставе имеются пункты, относящиеся к чести и достоинства учеников и учителей. Родители имеют право ознакомиться с уставом школы и возможность уточнить конкретные формулировки.[23]
  • В соответствии с п. 1 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений. Оскорбления и унижения могут подпадать под эти пункты.[11]
  • Другие документы могут быть использованы в соответствии с обстоятельствами. Например, если учитель не разрешает ученикам выйти по уважительной причине во время урока или на перемене, это может быть рассматриваться как нарушение санитарных норм и правил, что может негативно сказаться на физическом и психологическом здоровье детей.

Ответственность за «буллинг» для несовершеннолетних правонарушителей и их родителей

  • В настоящее время в законодательстве отсутствует термин "буллинг", а также прямая ответственность за такие действия. Однако закон предусматривает ответственность за совокупность действий, характерных для буллинга, таких как оскорбление, физическое насилие и угрозы.
  • Начиная с 16 лет несовершеннолетние могут быть привлечены к уголовной ответственности, а в случае тяжких преступлений - с 14 лет. Подростков, рассматривавших издевательства как развлечение, можно привлечь к уголовной ответственности за намеренное причинение тяжкого вреда здоровью (согласно статье 111 УК РФ) или средней тяжести вреда здоровью (согласно статье 112 УК РФ).[12, 19, 20]
  • За оскорбление, унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неподобающей или другой противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, может быть наложена административная ответственность. В соответствии с ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ нарушителю может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей. Оскорбление, унижение, совершенные публично (включая интернет), могут привести к наказанию в виде штрафа в размере от 5000 до 10000 рублей[14, 15, 16].
  • Родителей могут привлечь к ответственности за ненадлежащее воспитание своих несовершеннолетних детей. В соответствии с ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ они могут быть облагаемы штрафом в размере от 100 до 500 рублей[13].
  • Если несовершеннолетний ребенок был доведен до самоубийства, эти действия могут привести к уголовной ответственности, включая лишение свободы на срок от 8 до 15 лет (согласно ст. 110 УК РФ)[18]

Наказуемо также бездействие со стороны должностных лиц. Например, за проявленную халатность, когда это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 293 УК РФ).[22]

Список литературы

  1. Blomqvist K, Saarento-Zaprudin S, Salmivalli C. Telling adults about one’s plight as a victim of bullying: Student‐ and context‐related factors predicting disclosure. Scand J Psychol [Internet]. 2020;61(1):151–9. Available from: http://dx.doi.org/10.1111/sjop.12521
  2. Demol K, Verschueren K, Salmivalli C, Colpin H. Perceived teacher responses to bullying influence students’ social cognitions. Front Psychol [Internet]. 2020;11. Available from: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2020.592582
  3. Nelson HJ, Burns SK, Kendall GE, Schonert-Reichl KA. The factors that influence and protect against power imbalance in covert bullying among preadolescent children at school: A thematic analysis. J Sch Nurs [Internet]. 2018;34(4):281–91. Available from: http://dx.doi.org/10.1177/1059840517748417
  4. Gaete J, Valenzuela D, Godoy MI, Rojas-Barahona CA, Salmivalli C, Araya R. Validation of the Revised Olweus Bully/Victim Questionnaire (OBVQ-R) among adolescents in Chile. Front Psychol [Internet]. 2021;12. Available from: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2021.578661
  5. Johander E, Turunen T, Garandeau CF, Salmivalli C. Interventions that failed: Factors associated with the continuation of bullying after a targeted intervention. Int J Bullying Prev [Internet]. 2023; Available from: http://dx.doi.org/10.1007/s42380-023-00169-7
  6. Laninga-Wijnen L, Garandeau CF, Malamut ST, Salmivalli C. The longitudinal role of classroom defending norms in victims’ psychological adjustment, causal attributions, and social comparisons. Dev Psychol [Internet]. 2023; Available from: https://psycnet.apa.org/fulltext/2024-14052-001.pdf
  7. Malamut ST, Trach J, Garandeau CF, Salmivalli C. Does defending victimized peers put youth at risk of being victimized? Child Dev [Internet]. 2023;94(2):380–94. Available from: http://dx.doi.org/10.1111/cdev.13866
  8. Salmivalli C, Lagerspetz K, Björkqvist K, Österman K, Kaukiainen A. Bullying as a group process: Participant roles and their relations to social status within the group. In: Interpersonal Development. 1st Edition. London, England: Routledge; 2017. p. 233–47.
  9. Smith PK, López-Castro L, Robinson S, Görzig A. Consistency of gender differences in bullying in cross-cultural surveys. Aggress Violent Behav [Internet]. 2019;45:33–40. Available from: http://dx.doi.org/10.1016/j.avb.2018.04.006
  10. ГК РФ Статья 1073. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет [Internet]. ru. [cited 2023 Dec 19]. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/2f432d4faffd9d5364dc810e6f63c067b4191d3e/
  11. ГК РФ Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации [Internet]. ru. [cited 2023 Dec 19]. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/1de6cd3cbb386056a2ecd2c64ff087b13c8de585/
  12. КоАП РФ Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность [Internet]. ru. [cited 2023 Dec 19]. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/2244fcd3b7b86a331a75c3b551f4f6057c363ccb/
  13. КоАП РФ Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних [Internet]. ru. [cited 2023 Dec 19]. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/8c909d7721021e06a0cd78ded36d20014e532670/
  14. КоАП РФ Статья 5.61. Оскорбление [Internet]. ru. [cited 2023 Dec 19]. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/d40cbd099d17057d9697b15ee8368e49953416ae/
  15. КоАП РФ Статья 5.61.1. Клевета [Internet]. ru. [cited 2023 Dec 19]. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/16b1d61a961fe8d83c27babe7b4d5c1f9c76ab6b/
  16. КоАП РФ Статья 5.62. Дискриминация [Internet]. ru. [cited 2023 Dec 19]. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/8b36cedfef8c1b205cdbdcd85ee7a7dc250f5109/
  17. Конституция Российской Федерации, Статья 21 [Internet]. ru. [cited 2023 Dec 19]. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/e7fbd40d5c89c3066eab2473bcaac30880b58eb3/
  18. УК РФ Статья 110. Доведение до самоубийства [Internet]. ru. [cited 2023 Dec 19]. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/bddefeedee59e3a0cd80ee378c510bee13dabeb0/
  19. УК РФ Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью [Internet]. Consultant.ru. [cited 2023 Dec 19]. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/e7204e825c8e87b5c7be210b06a0cde61cd60a3c/
  20. УК РФ Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью [Internet]. Consultant.ru. [cited 2023 Dec 19]. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/de03992e5fb9ce601f30ccc9ac4cea6a01e8fbf4/
  21. УК РФ Статья 161. Грабеж [Internet]. ru. [cited 2023 Dec 19]. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/8727611b42df79f2b3ef8d2f3b68fea711ed0c7a/
  22. УК РФ Статья 293. Халатность [Internet]. ru. [cited 2023 Dec 19]. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/33ed8a9caec9cd5b4c329b9a17409a19c583d4d4/
  23. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Internet]. ru. [cited 2023 Dec 19]. Available from: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/