УДК 615.851

Аспекты социализации детей с синдромом Дауна на основании формирования представлений о нравственных категориях и понятиях

Ефимов Никита Александрович – магистрант Социально-педагогического факультета Сочинского государственного университета.

Аннотация: В статье сформулированы важные аспекты интеграции детей с синдромом Дауна в современное общество. Рассмотрена взаимосвязь успешности данного процесса с уровнем понимания и практического усвоения базовых нравственных категорий. Даны рекомендации, позволяющие повысить уровень восприятия этических категорий для детей среднего школьного возраста.

Ключевые слова: развитие детей с синдромом Дауна, социализация детей с синдромом Дауна, развитие эмоционального интеллекта, сказкотерапия в компенсирующей педагогике, интеграция детей с синдромом Дауна в современное общество.

Цель исследования. Предложение способов повышения уровня эмоционального интеллекта детей с синдромом Дауна с целью их успешной интеграции в современное общество.

Проблема исследования. Рост числа россиян с синдромом Дауна создаёт ситуацию, при которой требуется особое внимание к их интеграции в общество. Имеются предпосылки считать, что это можно сделать за счёт развития эмоционально интеллекта, причём максимальных результатов можно достичь, применяя методики психотерапии (в частности, обучения через произведения художественной литературы) в детском возрасте.

Метод исследования. Изучение научной литературы и периодики.

Введение

Количество людей с синдромом Дауна в России стабильно растёт. На протяжении последних пяти лет оно увеличилось почти в три раза – с 18 до 50 тысяч человек. При этом следует понимать, что официальная статистика может расходиться с реальным положением дел и отражать неполные данные. Причём динамика неутешительна – за предыдущие пять лет (с 2013 по 2018 гг.) рост по данным Минздрава Российской Федерации составлял всего 30%. [1]

Не будем останавливаться на причинах наблюдаемых процессов, к ним, очевидно, относятся и экологические и демографические факторы (повышение риска рождения детей с синдромом Дауна у матерей старше 35 лет) и т.д. Перейдём к рассмотрению проблем, с которыми сталкивается общество в связи с ростом числа носителей синдрома Дауна. К ним относятся:

  • необходимость разработки и внедрения методик эффективной социализации детей и взрослых с синдромом Дауна;
  • купирование последствий девиантного поведения носителей синдрома Дауна и профилактика его появления;
  • предоставление возможностей развития, самореализации и комфортного существования в обществе носителей синдрома Дауна, вовлечение их в трудовые, творческие и иные созидательные процессы.

В рамках данной статьи рассмотрим, с какими проблемами люди с синдрома Дауна сталкиваются при социализации с детства и как можно их преодолеть – полностью или частично.

  1. Обзор проблем, с которыми сталкиваются носители синдрома Дауна при социализации.

Понимание основных психо-эмоциональных характеристик, связанных с особенностями развития детей с синдромом Дауна, позволяет сформулировать основные проблемы их социальной интеграции.

Замедленное и ограниченное речевое развитие. Эта особенность обуславливает как процесс вербальной коммуникации, так и эмоциональное состояние ребёнка, у которого, например, не получается объяснить, чего он хочет или донести свою мысль до родных или одноклассников. При негативной реакции со стороны участников коммуникации на эту особенность могут возникать реакции обиды, неуверенности в себе, замкнутости и даже агрессии, которая в целом детям с синдромом Дауна несвойственна.

Слабое развитие или отсутствие ассоциативного мышления. Особенность, напрямую связанная и вытекающая из предыдущей, поскольку ассоциативное мышление, способность анализировать ситуацию в связи с ранее узнанными или пережитыми, напрямую связаны с развитием речевой функции. Это может обуславливать некорректное поведение в бытовых и коммуникативных ситуациях.

Высокий уровень развития подражательных способностей. [2] Этот фактор является проблемным в случае негативного примера для подражания. Так, если при инклюзивном обучении дети дразнят одноклассника с синдромом Дауна или между собой ведут себя грубо, то он усваивает такую модель поведения как нормативную. С другой стороны, именно эта особенность может выступать в качестве точки роста, если при обучении детям будут предлагаться этически и нравственно выверенные модели поведения, которым предлагается подражать в жизни.

Потребность в длительном времени для усвоения навыков, замедленная реакция. Даже дети с синдромом Дауна, прогрессирующие под влиянием специальных методик и индивидуально построенного обучения, остаются более медлительными, чем их сверстники без особенностей развития. Это может вызывать конфликтные ситуации, особенно при взаимодействии с незнакомыми или малознакомыми людьми.

Неспособность к оценке последствий своих действий. Эта черта поведения детей с синдромом Дауна может быть опасной как для них самих, так и для окружающих, особенно, когда касается вопросов бытового и повседневного поведения.

  1. Взаимосвязь усвоения нравственных понятий и категорий и уровня интеграции в общество у детей с синдромом Дауна.

Интеграция в общество невозможна без усвоения нравственных установок, которые считаются для него нормативными. Следовательно, для повышения эффективности социализации детей с синдромом Дауна необходимо развивать их эмоциональный интеллект. Как показало исследование, проведённое автором, изначально низкий уровень по данному показателю, измеренному на основании методик А. Е. Стоцкой, А. Л. Венгера (модификации теста, разработанной под руководством Т.Д. Марцинковской, М. Митру.) и Ю. А. Голубевой, имеют до 40% детей с данной особенностью развития.

Очевидно, что ребёнок, имеющий смутное понятие об анализируемых в рамках исследования категориях (диады «добро-зло», «дружба-вражда/обида», «жестокость-милосердие», «счастье-горе», «трудолюбие-лень»), не способен адекватно реагировать на ситуации, возникающие при взаимодействии с другими людьми. И если в детском возрасте большинство контактов носителей синдрома Дауна осуществляются под контролем социальных модераторов (родителей, педагогов, психологов) и конфликты купируются на зачаточной стадии, то во взрослом возрасте возникновение конфликтных ситуация может быть опасным для жизни и здоровья такого человека.

Примером может выступать отсутствие морально-нравственной мотивации к труду или самообслуживанию, которая формируется во многом при создании у ребёнка модели социально-одобряемого, приемлемого и комфортного для него самого поведения. [3]

  1. Использование художественной литературы и методики сказкотерапии для развития эмоционального интеллекта детей с синдромом Дауна.

Автором была разработана и опробована методика, в основу которой положены принципы сказкотерапии – способа обучения путём знакомства с художественным произведением, построения ассоциации детей с персонажами, совместного анализа ситуаций, описанных в сказке. При этом в качестве литературной основы использовались как народные сказки, так и авторские литературные произведения (В. Осеевой, Ю. Степанова, Е. Карганова, В. Катаева, К. Чуковского и т. д.). Педагогический эксперимент проводился в группе детей 11-13 лет, состоящей из 14 человек.

В результате проведения контрольных замеров параметров, относящихся к уровню развития эмоционального интеллекта детей с синдромом Дауна после прохождения обучающей программы, было выявлено следующее. Отрицательной динамики не продемонстрировал ни один участник группы, 43% показали отсутствие изменений в восприятии нравственных понятий и категорий, а у 57% детей показатель эмоционального интеллекта возрос на 28-75% по сравнению с первичным измерением. Также следует отметить, что более, чем у половины детей, не показавших положительной динамики, изначальные показатели были на среднем или выше среднего уровне. Следовательно, можно сделать предположение, что предложенная методика для них является уже пройденным этапом и необходим переход на следующую ступень обучения в данном направлении. Что касается детей с одинаково низкими начальными и итоговыми показателями, то логичным видится вывод о том, что им требуется больше времени на восприятие и усвоение нового материала, поскольку каждый ребёнок, тем более, с синдромом Дауна, развивается по собственному графику. При общей положительной динамике использования рассматриваемой методики, для детей с нулевой динамикой можно предложить повторное прохождение обучения на базе других литературных произведений для детей.

Заключение

Использование обучающих методик в виде краткосрочных и среднесрочных программ, направленных на развитие эмоционально интеллекта детей с синдромом Дауна – перспективная и демонстрирующая свою эффективность уже на экспериментальном этапе методика. В её основе лежат принципы сказкотерапии, объяснения и внедрения в повседневный понятийный аппарат детей морально-нравственных категорий разной степени абстрактности, развитие речевой функции, ассоциативного мышления и навыков оценки чужих и собственных действий в конкретных обстоятельствах.

Предполагается, что в связи с получением не 100%-ной динамики экспериментальной группы, потребуется доработка методики. В частности, может быть внедрена кластеризация детей по результатом первичного измерения показателей, связанных с уровнем эмоционального интеллекта и адаптация программы под каждую из этих групп с целью её персонализации к входным параметрам восприятия нравственных категорий и повышению эффективности обучения.

Также следует рассмотреть возможность разработки многоступенчатой методики формирования нравственных категорий и понятий у детей с синдромом Дауна – или разработки аналогичной методики по типу конструктора. В первом случае обучение осуществляется поэтапно: после закрепления понятий на определённом уровне, задачи усложняются, к рассмотрению предлагаются более трудные литературные ситуации, имитирующие жизненные. Во втором случае обучение строится по принципу определения нравственных категорий, которые наиболее смутно понимаются ребёнком – и приоритетной проработки именно этих блоков эмоционального интеллекта. Также можно предложить комбинированную методику, когда поэтапное усложнение обучения происходит при групповых занятиях, а проработка «проблемных» категорий – на индивидуальных занятиях с каждым ребёнком. Это дополнительно позволит развивать коммуникативные навыки как в формате диалога, так и общения в коллективе.

Список литературы

  1. В Минздраве сообщили о росте числа россиян с синдромом Дауна. – URL: https://ria.ru/20190815/1557516220.html (дата обращения: 21.12.2023).
  2. Корнукова К. П. Осуществление процесса социализации детей с синдромом Дауна в инклюзивном образовании. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osuschestvlenie-protsessa-sotsializatsii-detey-s-sindromom-dauna-v-inklyuzivnom-obrazovanii (дата обращения: 21.12.2023).
  3. Особый ребенок. [Электронный ресурс] : Исследования и опыт помощи; Вып. 2: науч.-практ. сб. – Эл. изд. – Электрон. текстовые (1 файл pdf : 123 с.). – М. : Теревинф, 2016.