УДК 316.43

Формирование образования, как социального института в России

Щербинина Зинаида Николаевна – аспирант кафедры Философии и социологии Академии труда и социальных отношений.

Аннотация: В статье описываются основные исторические вехи развития образования как социального института в России, обосновывается важность роли образования в развитии общества, формировании культуры и повышении уровня жизни граждан. Описаны количественные и качественные показатели выполнения государственной программы развития образования. Целью данного исследования является выявление возможного пути развития системы образования с учетом мирового опыта.

Ключевые слова: образование, социальный институт образования, история образования, оценка института образования России, цели образования России.

Образование является одним из ключевых социальных институтов, который обеспечивает передачу знаний, навыков и ценностей от одного поколения к другому. В России образование имеет сложную историю и влияет на состояние современного общества. Однако, для понимания механизмов, которые определяют его структуру и функционирование, необходимо проследить историю развития образования страны и оценить отношение государства к данному общественному институту.

В статье отражены результаты исследованных материалов, описывающие историю формирования образовательной системы России. По результатам исследования были выбраны факты, оказавшие существенное влияние на весь процесс и его дальнейшее развитие, приведшее к современной ситуации. Рассмотрена государственная Программы развития образования, в рамках которой происходит строительство образовательной среду в стране, сопоставлены ее цели и достигнутые результаты.

Исторические аспекты формирования образования в России имеют богатую и сложную историю, охватывающую множество периодов и изменений. От истоков первобытных образовательных систем до модернизации в современных условиях, развитие образования в России с течением времени претерпевало значительные трансформации.

Зарождение системы образования в России относится к средневековью, когда православная церковь играла главную роль в передаче знаний и навыков. Монастыри и богословские академии стали первыми учебными заведениями, где изучали религиозные учения, философию и грамматику.

В 18 веке, при правлении Петра I, Россия стала уделять большое внимание в развитие образования, как системы. В период его правления произошли следующие события:

  1. Появляются профильные школы: навигацкая, математическая, пушкарская, госпитальная, приказная, инженерная и другие. Особое внимание уделялось математике и за весь период правления Петра I были открыты 42 «цыфирные школы».
  2. В 1703 году издается первый русский учебник — "Арифметика" Л.Ф. Магницкого.
  3. В 1705 году в Москве открывается школа для детей "бояр и окольничих, и думных, и ближних, и всего служивого и купецкого чина".
  4. В 1714 году издается Указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян).

Знаковым событием в развитии образования в России стало основание в 1755 году Московского университета с философским, медицинским и юридическим факультетами. Преподавание на факультетах велось на русском языке, при университете была создана гимназия.

Образовательные реформы Екатерины II выразились в принятии Устава о народных училищах. В каждом губернском городе были учреждены народные школы двух ступеней: двухгодичные малые училища, где обучали грамоте, чтению, письму и Закону Божию, и главные, с четырехгодичным обучением педагогических кадров малых училищ. В этот же период создаются Воспитательный дом для детей-сирот, Смольный институт благородных девиц, открываются коммерческие училища. В 1786 году вучебных заведениях вводится классно-урочная система.

Следующие преобразования образования в России приходятся на период царствования Александра II. В 1864 году создается новое положение о начальных народных училищах. С этого года образование становится доступным всем без исключения сословиям.

В 1858 году была учреждена первая открытая женская гимназия.

Университетский устав 1863 года утвердил порядки в университетах Империи и положил начало преемственности всех ступеней образования: обучение в гимназии стало периодом подготовки для поступления в университет, куда выпускники поступали без экзаменов. Впервые была введена выборность ректора, деканов, профессоров.

Проведение модернизации страны стало невозможным без получения населением страны основных и специальных знаний. Для этого в период с 1908 по 1911 года произошли следующие значимые для развития системы образования России события, направленные на ее масштабирование. В 1908 году вводится всеобщее обязательное четырехлетнее обучение детей обоего пола, количество средних учебных заведений в 1913 году достигает рекордных 135 тысяч. Количество университетов в эти годы увеличивается с 3 до 11.

Первые годы после революции 1917 года стали переворотными для российского образования, что выразилось в полном сломе сложившихся устоев: отмена классно-урочной системы, упразднение ступенчатой системы, когда вместо разделения школы на начальную, среднюю, высшую вводится единая трудовая школа. В образовательный процесс внедряется педология – направление в педагогике, объединяющее подходы различных наук применительно к развитию и воспитанию человека. Создается система фабрично-заводского обучения. В практику внедрялись подходы «Школа – цех завода» или «Школа – колхоз». В 1920 – 1930 годах школьники широко привлекались к общественно полезному труду. Все это привело к дестабилизации системы образования и ее разрушению.

В период с 1931 по 1936 годы были отменены большинство нововведений двадцатых годов и запрещены все зарубежные системы образования. В школы возвращается ступенчатая градация (начальная 1-4 класс, неполная средняя (5-7 класс, средняя (8-10 класс), классно-урочная система, регулярное предметное обучение и расписание занятий. В вузах устанавливается пятилетний срок обучения, ликвидируются демократические принципы высшего образования (выборность ректоров и деканов), вводится лекционно-семинарская система учебных занятий, пятибалльная оценка. Из крупных вузов выделяются отраслевые институты.

В 1958 году Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», всеобщее семилетнее образование было заменено на восьмилетнее. Реформа, завершенная в 1962 году была направлена на устранение дефицита рабочих кадров. Для этого была создана система профессионально-технических училищ, введена в ВУЗах производственная практика. В такой форме система образования страны просуществовала до 2000 года, когда наша страна включилась в процесс интергации в мировую образовательную систему. После распада Советского Союза в 1991 году Россия начала новый этап развития образования. Открытие приватных школ и университетов, а также внедрение новых программ и подходов к обучению отражают стремление к современности и инновациям. Также, в настоящее время акцент делается на подготовке молодежи к конкурентной экономике и развитию навыков, необходимых на рынке труда.

В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому союзу в области образования. Суть болонской системы образования заключается во введении двухуровневой системы высшего образования (бакалавр — магистр). При этом, зачисление в ВУЗы должно было проходить по результатам Единого государственного экзамена – междисциплинарного тестирования по итогам окончания курса средней школы, как замена традиционных экзаменов.

В 2022 году из-за ухудшившихся отношений с европейскими странами Болонская группа объявила о прекращении представительства России в структурах Болонского процесса. В мае 2022 года Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков заявил: "К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента".

В настоящее время процесс реформирования системы образования в России продолжается.

Образование является одним из ключевых элементов современного общества, определяющих его развитие и прогресс. В то же время, оно неразрывно связано и взаимодействует с социальными и экономическими факторами, оказывая на них существенное влияние. Исследования показывают, что эти факторы становятся определяющими при формировании систем образования в разных странах и регионах.

Социальные факторы, такие как культурные традиции, ценности, нормы и общественные ожидания, играют важную роль в формировании образовательных систем. В разных обществах существуют различные представления о цели и содержании образования. Например, некоторые страны придают большое значение развитию креативности и самостоятельности учащихся, в то время как другие склонны уделять больше внимания усвоению базовых знаний и навыков. Эти различия отражают социальные приоритеты и ожидания от образования, которые определяются социокультурным контекстом.

Влияние экономических факторов на формирование образования тесно связано с вопросами финансирования и доступности. Экономические ресурсы, выделенные на образование, влияют на качество и доступность образовательных услуг. Страны с высоким уровнем экономического развития и сильной социальной защитой, обычно имеют лучше развитые системы образования, что обеспечивает более широкие возможности для учащихся. С другой стороны, страны с низким уровнем экономического развития и серьезными социальными проблемами могут столкнуться с ограничениями в доступе к качественному образованию.

Важно отметить, что социальные и экономические факторы взаимосвязаны и взаимно зависимы. Например, экономическое развитие может способствовать улучшению доступности к образованию, а это может снижать социальные неравенства в обществе. В свою очередь, изменения в социальных приоритетах и ожиданиях могут отразиться на распределении экономических ресурсов в сфере образования.

Таким образом, социальные и экономические факторы являются неотъемлемыми составляющими процесса формирования образования. Данное взаимодействие позволяет образовательным системам соответствовать особенностям каждого общества, а также способствует развитию индивидуального потенциала и социального прогресса в целом. Однако, для достижения оптимальных результатов необходимо непрерывное анализирование, диалог и сотрудничество между социальными и экономическими структурами, с целью постоянного развития и совершенствования систем образования.

Социальные и экономические факторы играют значительную роль в формировании образования в России. Уровень экономического развития, распределение богатства и социальная мобильность непосредственно влияют на доступность и качество образования. Кроме того, культурные и демографические особенности регионов страны также оказывают влияние на формирование образования.

Государственная политика играет ключевую роль в формировании и развитии образовательной системы в России. Государственные программы и законодательные акты определяют стандарты и требования к образованию, финансирование и организацию учебных заведений. В последние годы акцент сделан на модернизацию образовательной системы, внедрении инновационных методик и воспитании гражданских ценностей.

Образовательная система в России развивается в рамках государственной программы «Развитие образования» утвержденной Правительством 26 декабря 2017 года. Реализация программы охватывает период до 2030 года.

Основные цели, заявленные к достижению:

  1. Качество образования и его признание на мировом уровне.
  2. Доступность образования: выравнивание стартовых возможностей учащихся и обеспечение роста трудоустройства выпускников в соответствии с полученными профессиями.
  3. Усиление параметров конструкта института образования: обеспечение системы выявления способностей у учащихся и развитие кадровой системы преподавания за счет повышения уровня профессионализма.

Первая цель - достижение параметров образования в соизмерении с мировыми требованиями. За период действия программы Российская Федерация достигла следующих результатов:

  1. Раз в пять лет проводятся международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). По результатам теста 2021 года, которые стали известны в 2023 году, Россия заняла третье место после Сингапура и Гонконга.
  2. В международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS) 2019 года Россия заняла 6 место, уступив Сингапуру, Гонконгу, Южной Корее, Тайваню и Яронии.
  3. В международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) Россия с рейтингом 2018 года 481,7 баллов находится на 23 месте. Участие в рейтинге 2022 года Россия не принимала по причине санкций.
  4. Повышение уровня российских университетов в международных рейтингах. Ежегодно международные рейтинговые организации оценивают ведущие университеты мира по важнейшим критериям и публикуют списки. На протяжении последних лет, включая 2023 год, в первую сотню лучших университетов входит Московский университет им. М.В.Ломоносова. При том, что Программой в одной из ранних редакций было запланировано выведение на уровень ТОП-100 не менее 10 российских ВУЗов до 2025 года.

Вторая цель направлена на полное раскрытие возможностей граждан, выраженное с одной стороны возможностью получить образование в соответствии со способностями и предпочтениями.

Доступность образования предполагает возможность каждого гражданина получить желательное, учитывающее его способности, качественное образование.

На сегодняшний день Россия имеет следующие характеристики:

  1. Охват образованием возрастных групп. По данным Статистического сборника Образование в цифрах 2023, в 2022 году дошкольным образованием было охвачено 7,0 млн.человек, начальным школьным – 7,7 млн.человек, средним общим – 10,6 млн.человек, средним специальным – 7,3 млн.человек. Возрастные группы в системе образования охвачены следующим образом: 6 – 14 лет 99,6%, 15 – 19 лет 89,1%, 20 – 24 лет 38,7%, 25 – 29 лет 8,22%, 3, - 39 лет 2,2%, 40 и старше 2,0%. Статистические сборники не содержат валовых показателей охвата населения образованием различного уровня, а самостоятельные вычисления не будут достоверными из-за отсутствия сопоставимых актуальных сведений.
  2. В докладе Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования 2023 года развернуто изложены возможности, предоставляемые государством для полного и всестороннего развития личности и проявления всех потенциалов, заложенных природой. На реализацию государственной программы развития образования в 2022 году было израсходовано 527 420,3 млн.руб. что составляет 5,7% расходной части государственного бюджета.

Третья цель – селекционирование способностей и талантов учащихся и достижение полноты раскрытия профессиональных качеств преподавателей. Обилие мероприятий, направленных на достижение этой цели подробно описано в Докладе Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования 2023 года.

Коэффициент Джини в 2022 году по данным статистики в России составил 0,396. Присутствующее расслоение общества не должно сказываться на возможностях самореализации личности и для его нейтрализации разработана система мероприятий по сплошному выявлению способностей у детей. Дальнейшее тестирование одаренные дети проходят, участвуя в мероприятиях состязательного характера: конкурсы, олимпиады, тестирования.

Второй фундаментальной составляющей образовательного процесса являются преподаватели. Министерством просвещения России уделяется повышенное внимание реализации новых подходов к профессиональному педагогическому образованию и мероприятиям по повышению квалификации.

Система образования не просто взаимодействие преподавателей и учащихся, а сложная система, в которой задействовано множество активных участников, среди которых административный аппарат, родители, представители профессий инфраструктуры и обеспечения деятельности, государственные органы. Только благодаря слаженной работе всех структурных элементов можно обеспечить эффективное функционирование института образования и обеспечить максимальные возможности для развития и обучения учащихся.

Результаты проведенного исследования следующие:

Социальный образовательный институт России за свою историю прошел уникальный путь развития. Практически всегда попытки адаптации иностранного опыта не давали ожидаемых результатов, становясь причинами необходимости реформ и экономических издержек. Последним примером этого стала ратификация Болонского соглашения в 2003 году.

На пороге второй четверти XХI веке российская система образования вновь нуждается в пересмотре ориентиров, обусловленных положением страны в мире, санкционной политикой западных стран и США. По своей сути, Болонская образовательная система выверенным является структурным механизмом построения и наполнения учебных процессов. Отказ от нее не влияет на качественные характеристики подаваемого материала, а позволит российскому образованию выработать собственную стратегию, разработать национальную систему обучения, взяв за основу исторический опыт и фундаментальные разработки современной педагогики, приведя российскую систему образования к состоянию, способному соперничать с общепризнанными иностранными разработками.

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW. 286474/cf742885e783e08d9387d7364e34f26f87ec138f (дата обращения 10.12.2023).
  2. ИСИЭЗ. Цена российской науки: расходы федерального бюджета - URL: https://issek.hse.ru/news/848712418.html.
  3. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования - URL: http://static.government.ru/media/files/7wTyuCH7RUXZb5 RgUqReX4nWt6TuUAH4.pdf.
  4. Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник / Т. А. Варламова, Л.М. Гохберг, О. К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. – 132 с.
  5. Трудовые ресурсы, занятость и безработица - URL: https://rosstat.gov.ru/ labour_force (дата обращения 10.12.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: