УДК 316

Демографический вызов современности. Место традиции и инновации в системе ценностно-смысловых ориентаций российской молодёжи

Миронова Марьяна Сергеевна – бакалавр Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Научный руководитель Соловьёва Валерия Владимировна – доцент Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Аннотация: В статье определена роль институтов «семьи» и «брака» в современном мире. Проанализированы результат, проведенного эмпирического исследования, с целью выявления ценностно-смысловых ориентаций современной молодёжи в вопросах семьи и брака. Рассмотрен процесс формирования системы ценностных ориентаций в исторической ретроспективе. Выявлены основные причины кризисного положения демографической сферы жизни в России. Определён характер взаимодействия традиции и инновации в структуре семейных ценностей современного общества.

Ключевые слова: семья, традиционные семейные ценности, современные семейные ценности, брак, формирование ценностных ориентаций современной молодёжи, демографический кризис.

В современной научной литературе, средствах массовой информации, и, как следствие, в общественном сознании людей укоренился взгляд на семью как явление, утратившее своё первоначальное значение, ориентацию и смысл. Образовался, так называемый, стереотип восприятия современных семейных ценностей. Семья, согласно подобным воззрениям, перестаёт быть чем-то важным, первоначально значимым, исчезают и подменяются первичные мотивы, побуждающие людей вступать в брак и заводить детей. Так, считается, что современные семейные ценности всё дальше уходят от традиционности, всё более модернизируясь, осовремениваясь.

С целью более детального и системного исследования на базе ФГБОУВО «Владимирский Государственный университет имени Н.Г и А.Г. Столетовых» была осуществлена социологическая выборка на 123 человека, в возрасте от 18 до 29 лет. Для респондентов был подготовлен опросник, состоящий из 32 вопросов, направленных на определение и фиксацию ценностно-смысловых ориентациям современной молодёжи в вопросах семьи и брака. Результаты проведённого эмпирического исследования выражают двоякость, а во многом и противоречивость во мнениях и взглядах респондентов на существующую действительность. Так 72,3 % опрошенных придерживаются мнения о том, что в настоящее время в среде молодёжи наметился кризис семейных ценностей. Однако, общая картина, выстраиваемая по результат опроса, вырисовывается совершенно иначе.

Согласно комплексному анализу и систематизации всех ответов из опросника, выяснилось, что семья по-прежнему остаётся одной из главных общечеловеческих ценностей. Вместе с тем, несомненным остаётся тот факт, что изменяется сам характер семейных взаимоотношений, модернизируются подходы к созданию семьи и заключению брака, общество меняет свои глубинные приоритеты и устремления, выстраивая их в соответствии с экономическими и политическими факторам. Процессы построения взаимоотношений и организации семьи всё более усложняются, учитывая в равной степени, как индивидуальные, так и групповые потребности всех её членов.

Для более детального теоритического исследования обратимся к дефинициям понятия «семья». Согласно социальной психологии семья – это малая, первичная группа, основанная на браке и кровном родстве, члены которой связаны между собой системой формальных, чаще иерархизированных отношений, общностью быта, взаимопомощью, морально-нравственной и правовой ответственностью. Семейные ценности, в свою очередь, следует понимать как, создаваемую и поощряемую обществом совокупность представлений о семье, во многом оказывающую влияние на выбор семейных целей, приоритетов, способов организации жизнедеятельности, построения внутреннего и внешнего взаимодействия её членов друг с другом и с обществом [4].

Формирование системы ценностных ориентаций в структуре семейно-брачных отношений – это сложный, многоступенчатый, зачастую стихийный процесс. Более того, важно понимать, что семейные ценности носят специфический характер для каждой эпохи. Так, например, уникальный памятник русской литературы XV-XVI вв., свод морально-нравственных законов существования семьи – «Домострой», не знает современного определения понятия – семья [5].  В нем акцент делается на слове «дом», констатируя его как единое хозяйственное, культурное и духовное целое. Члены «дома» взаимодействуют в условиях господства и подчинения, что является необходимым условием его нормального существования. Так же из текста следует, что любовь к детям это нечто вполне естественное, так же как и внимание к их физическому благополучию, тогда как внимание к духовному развитию ребенка не считается столь приоритетным и ценным.

Подобные тезисы абсолютно точно контрастируют с текущими ценностно-смысловыми ориентациями современного общества. И подобное расхождение рационально, оно естественно. Современная автоматизация производства, с реактивным ростом сферы потребления, стремлением к полному и сиюминутному удовлетворению человеческих потребностей, чрезмерной озабоченностью вопросами социального престижа, экономической обеспеченности и, как следствие, возникновением различного рода когнитивных искажений, психофизиологических проблем (неврозов, расстройств, депрессий) – диктуют свои, отвечающие запросам времени, ценности и установки. Общество отходит от традиционности в ценностно-смысловом, культурном отношении, также как оно отходит от неё в отношении экономическом, например, при выборе и эксплуатации средств производства.

Наиболее остро в контексте рассмотрения проблематики формирования системы и структуры современных семейных ценностей, её соотнесённости с традиционной парадигмой, встаёт демографический вопрос. По данным Росстата в условиях текущей демографической ситуации за 13 лет с 2023 года (население 146 372 395 чел.) по 2036 год (население 142 993 262 чел.), согласно среднему варианту прогноза, численность население сократиться на 3 379 133 человека, а согласно низкому варианту прогноза эта цифра может достигнуть 12 095 200 человек [6]. Изменения в структуре и качестве семейных ценностей, их текущей направленности – это не первопричина всего происходящего, это следствие, реальное следствие глобальных общемировых преобразований, цивилизационных изменений.

Кризисные явления протекают почти во всех сферах демографической жизни России, наблюдается снижение числа рождаемости, и как одно из следствий – стремительная естественная убыль населения, происходит рост числа бракоразводных процессов, увеличение среднего возраста вступления в брак, сокращение количества многодетных семей. Результаты, проведённого нами опроса показали, что эти и многие другие, явные и латентные процессы продолжают увеличивать свою интенсивность не из-за отсутствия у молодых людей намерений создавать семью и заводить детей, не из-за смены традиционной парадигмы семейных ценностей, а из-за совокупности иных, не всегда очевидных факторов.

Общество в настоящее время стремиться выйти на качественно новый уровень организации жизни, в том числе жизни в её духовном, культурном контексте. Наблюдается высокая ориентированность индивида на собственное «Я» (личные потребности, интересы, цели), на развитие эмоционального интеллекта, приобретение необходимых коммуникативных навыков, с целью успешного функционирования в социуме. Молодые люди стремятся прийти к ясному пониманию своих истинных намерений, самоидентификации себя как целостной, социально адаптированной личности. Так, согласно результатам опроса, наиболее приоритетными ценностями семейной жизни респонденты выделили: «поддержка, забота, взаимопонимание» - 85,4%; «эмоциональный и психологический комфорт» - 76,4%; «совместное времяпрепровождение и досуг» - 44,7%. Такой результат - существенный маркер структурных изменений в духовном поле современной личности, и эти изменения нельзя назвать отрицательными.

Если приводить сравнение традиционной, основанной на христианской морали, и современной, основанной на принципах либерализма и демократии, систем семейных ценностей, то важно отметить, что моногамия и в настоящем, является предпочтительной формой построения отношений для 83,3% респондентов. В тоже время только 45,4 % опрошенных, считает вступление в брак обязательным условием, однако 87,8 % всё же планируют в будущем регистрировать свои отношения официально. Этот факт может свидетельствовать о мощном влиянии, мировоззренческих и, главным образом, экономических концепций и идей, на восприятие и сознание масс.

Тремя главными жизненными ценностями для респондентов стали: «семья и дети» (61,8%), «физическое и ментальное благополучие» (61,8%), «финансовое благополучие» (60,2%). В вопросе о количестве желаемых детей большинство респондентов отдали свой голос за семью, где два ребёнка – 47,2%, тогда как за одного ребёнка отдали свой голос – 22,8% опрошенных, за троих – 11,4%, за четверых – 2,4 %, за пятерых и более – 2,4%, совсем не планируют заводить детей только 22,8 % респондентов. Более того, по мнению 71,6% опрошенных многодетна семья в настоящий период теряет свою популярность. Главную причину подобной ситуации испытуемые видят в следующем: «в отсутствие необходимых финансовых возможностей» - 62,6%; «в эмоциональной неподготовленности будущих родителей» – 11,4%; «в нежелании брать на себя такую ответственность» – 10,6%.

При ответе на вопрос: «кто в первую очередь должен заниматься воспитанием детей?», где можно было выбрать не более двух категорий ответа, большинство проголосовало за вариант, «с участием обоих родителей» – 91,1%, на втором месте в этом вопросе идут именно «государственные учреждения» – 21,1%. Существенным является и то, что только 45,6% опрошенных считают, что государство оказывает достаточную поддержку семьям с детьми. Испытуемые так же выделяют первостепенно важные меры такой поддержки, к ним относят: «предоставление жилой площади» – 37,4%; «осуществление социальных выплат и пособий» – 31,7%,  «выдаче материнского капитала» – 17,9%. Немаловажным является и тот факт, что 24,4% респондентов, характеризуют свой уровень финансового благополучия, как «достаточно низкий», а 65,9% как «средний». 

Счастливым могут назвать своё детство 85,4 % опрошенных, но вместе с этим только 40,7 % могут признать семейную жизнь своих родителей образцом для подражания.  Именно в этом и кроется главное противоречие между прошлым и настоящим, между традиционностью и современностью. Если трактовать перечень традиционных семейных ценностей согласно мнению рабочей группы Высшего совета «Единой России» - всероссийской политической партии РФ, крупнейшей в нашей стране, то в их состав следует включать следующие: брак, как союз мужчины и женщины; многодетную, многопоколенческую семью в качестве основы российского общества; материнство, отцовство и детство; ответственность родителей за своих детей, за воспитание в них чувства патриотизма, уважения к старшим.

И самое главное было декларировано руководителем рабочей группы Владимиром Катренко: «традиционные семейные ценности не входят в противоречие с прогрессивными ценностями современного общества, а лишь выступают их базой, неким фундаментом, верным ориентиром для определения целей семейной политики и поиске эффективных ответов на демографические вызовы»[7]. Именно поэтому важно перестать олицетворять «традиционность» в системе ценностно-смысловых ориентаций с линейностью, строгой регламентацией, всеобщей унификацией и предписанием. Эти принципы в настоящее время во многом перестали быть столь актуальными и жизнеспособными. Общество перешло к новому типу организации и развития, но это вовсе не значит, что традиционные ценности в этом ракурсе утратили своё значение, это значит то, что для их реализации требуются иные средства и ресурсы, в ином объёме и качестве.  

Таким образом, согласно рассмотренному нами теоритическому материалу и результатам проведенного эмпирического исследования, мы приходим к выводу, что даже не смотря на свою «инновационность», претерпевая различного рода преобразования, смещая акценты, меняя свои типы и формы, семья всё также остаётся фундаментальным, социокультурным институтом, приоритетной общественной ценностью даже в эпоху глобальных социальных перемен.

Список литературы

  1. Булгакова С.А. Кризис семьи и традиционных устоев в современном обществе. Инновационная наука. №5 (17). 2016. С. 215.
  2. Гурко Т. А. Развитие брачно-семейных отношений в России и реализация семейной политики // Социологическая наука и социальная практика. 2017. Том. 5. № 3. С. 51-71.
  3. Гурджиян М. В. Кризис семьи в современной России и пути его преодоления // Общество: философия, история, культура. 2017. №1. С. 59-62.
  4. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.А. Психология семейных кризисов. СПб: Речь, 2006. 260 с.
  5. Домострой Сильвестровского извода : Текст памятника с примеч., материалы для сравн. изуч. (образцы Домостроев: Ксенофонта и 3 зап.-европ.), объясн. ст. и словарь. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Глазунов, 1902. - V, 143 с., 2 л. фронт. (ил.), факс.; 20. - (Русская классная библиотека, изд. под редакцией А.Н. Чудинова : Пособие при изуч. рус. лит.; Вып. 2).
  6. https://rosstat.gov.ru/ URL: дата обращения – (дата обращения: 18.10.2023 г.).
  7. https://er.ru/activity/news/rabochaya-gruppa-vysshego-soveta-edinoj-rossii-sformirovala-opredelenie-tradicionnyh-rossijskih-semejnyh-cennostej – (дата обращения: 31.10.2023 г.).

Интересная статья? Поделись ей с другими: