УДК 316.012

Роль доверия в SHIVA-мире

Литвина Кристина Яковлевна – доцент кафедры Отраслевой экономики и финансов Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Аннотация: В статье рассматриваются основные характеристики существующих концепций VUCA, BANI и SHIVA миров, их влияние на социальное доверие. В статье анализируется генезис развития институционального доверия в России при переходе из одной исторической формации мира в другую.

Ключевые слова: доверие, shiva-мир, риск, неопределенность, социализация, социальные регуляторы.

Новое тысячелетие открыло новую эпоху для человечества, в которой стали происходить изменения мирового масштаба во многих отраслях. Безусловно, изменения в мировом сообществе спровоцировали изменения и в социальном обществе в России. Следует отметить, что происходящие изменения часто носили противоречивый характер, когда менялись отношения к собственности, нравственным ценностям, тоталитарной социалистической идеологии, общество стало открыто к принятию новых культур, технологических инноваций, тенденций и пр. При этом, при таком переходе к открытому обществу происходило его усложнение и дезинтеграция. Цели общества и отдельных индивидов стали противоречивыми, все более сложно поддающимися согласованию друг с другом, различные социальные группы стали противостоять друг другу и пр.

Одним из способов преодоления дезинтеграции в любые исторические периоды времени является формирование согласованной позиции социальных групп, их интересов, целей, задач, социальной активности каждого конкретного индивида в процессе социальной рефлексии, к одной из важных задач которой относят нахождение или разработку способов согласования целей, устремлений общества и каждого конкретного индивида, что невозможно к реализации без системного исследования доверия различных социальных друг другу.

Период с 1985 года до 2020 года характеризовался как VUCA-мир, создателями этого термина являются американские экономисты У.Беннис и Б. Нанус. Ученые описывали современный на тот момент мир, стоящий накануне окончания «холодной войны», как изменчивый (Volatility), неопределенный (Uncertainty), сложный (Complexity) и двусмысленный (Ambiguity).

Разумно предположить, что изменчивом и сложном мире очень непросто действовать по четкому плану, очень трудно руководствоваться установками, которые являются одним из ключевых составляющих социального доверия. В этот период времени активно развивается такое направление как эмоциональный интеллект (emotional intelligence) и так называемые «мягкие» навыки (soft skills).

В начале XXI века в России происходили структурные изменения в обществе, связанные с вопросом функционирования общества и существования доверия на всех трех уровнях взаимодействия: межличностном, межгрупповом и институциональном доверии. [1]

На самом деле, закономерно, что в периоды общественных трансформаций происходит обострение вопросов, связанных с доверием, особенно с доверием к государству, которое как инициатор, в данном случае в России, масштабных реформ несет основную ответственность за результат преобразований и модернизации страны.

Институциональное доверие выходит за рамки личностно-непосредственных отношений и переходит в сферу опосредованных, институциональных отношений, но институциональное доверие содержит в себе личностную компоненту, так как доверие институтам проявляется часто в форме доверия к конкретным персонам, отвечающим за реализацию конкретных норм, правил, программ и т.д. Таким образом, «доверие к институтам – это опосредованная человеческими отношениями форма доверия» [2].

Последние пять лет характеризуются сменой парадигм, которые существенным образом влияли на формирование доверия в обществе. Период пандемии коронавируса, начавшийся весной 2020 года, характеризовал новую реальность, акроним которой BANI (создатель Футуролог Джамаис Кашио). BANI – это Brittle (хрупкий), Anxious (тревожный), Nonlinear (нелинейный), Incomprehensible (непостижимый).

Идеологией создания акронима BANI стало ужесточение характеристик акронима VUCA, когда каждый термин только усиливался относительно предыдущих значений. Таким образом, термин «изменчивость» превратился в «хрупкость», «неопределенность» стала «тревожностью», «сложность» стала представлять собой «нелинейность», «неоднозначность» стала «непостижимостью».

Футуролог также объяснил важность внедрения всех этих определений в название описываемой реальности. По словам Кашио, это «способ лучше оценивать текущее состояние мира и реагировать на него».

По оценкам различных экспертов BANI-мир должен был просуществовать ориентировочно 5-7 лет. Однако, как показала реальность BANI-мир был лишь переходным периодом в гораздо более категоричный мир, где уничтожалось старое и создавалось новое, который начался с 2022 года и позже стал именоваться акронимом SHIVA. [3]

SHIVA. Split – расщепленный, Horrible – ужасный, Inconceivable – невообразимый, Vicious – беспощадный, Arising – возрождающийся.

Анализируя значения характеристик SHIVA-мира, можно сделать вывод, что он гораздо более категоричен, чем BANI-мир, который еще давал ложные надежды социальным акторам жить дальше, не прибегая к трансформациям.

«Расщепленный» – это не просто сломанный. Это значит, что починить нельзя. То есть прежние методы взаимодействия, схемы и модели не просто устарели, они фактически прекратили свое существование, использование их бесполезно. Разница между «тревожным» и «ужасным» примерно такая же. В фоновом состоянии тревожности акторам можно действовать, искать новые решения, двигаться вперед. Ужас сковывает, не дает сделать ни шагу, мешает принимать оперативные решения, направленные на противостояние вызовам, что не может не сказываться на доверие, существующем как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне в социуме.

«Нелинейность» BANI мира приводила к различным, разнонаправленным результатам действий, как те, которые были предприняты, так и тех, которые так и не предпринимались. Таким образом, крайне сложно спрогнозировать к каким результатам могут привести незначительные на первый взгляд решения: к масштабным последствиям или к ничтожным результатам. Для SHIVA-мира нелинейность трансформировалась уже в «невообразимость», когда нет никакой уверенности, что любое принятое решение может привести хоть к какому-то результату.

«Непостижимость» BANI-мира можно характеризовать как следствие той информационной перезагрузки, которая произошла в обществе. Когда от наличия огромного количества данных, которые стали возможны к получению благодаря наличию информационных систем и технологий, нельзя надеяться на получение какое-либо положительного результата или решения для различных групп социальных акторов. SHIVA-мир фактически не предоставляет даже возможности его постигнуть, в чем и выражается его беспощадность по отношению к социуму, которое в нем находится. При этом есть надежда на то, что, когда хаос разрушит все имеющееся в этом мире и после этого начнет зарождаться новая реальность, наступит время «возрождения» и появится новая точка отсчета.

SHIVA-мир достаточно молодой и малоизученный, соответственно, всем социальным акторам предстоит приложить немало усилий для создания условий выживания в этом новом мире. При этом, следует понимать, что риск, который является одной из главных характеристик социального доверия, не просто усиливается, а становится невозможным к расчетам, так как показатели неизвестности не просто усиливаются, а ужесточаются многократно.

Список литературы

  1. Кривопусков В. В. Доверие в российском обществе в постсоветский период: динамическая характеристика // Гуманитарий Юга России. 2013. № 1. С. 150-158.
  2. Вахтина М.А. Доверие к государству как фактор повышения его эффективности // Journal of institutional studies (Журнал институциональных исследований). Т. 3 № 3 2011 С. 59.
  3. Выйти из BANI: как топ-менеджерам приспособиться к миру SHIVA. URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/486415-vyjti-iz-bani-kak-top-menedzeram-prisposobit-sa-k-miru-shiva.

Интересная статья? Поделись ей с другими: