УДК 159.9

Прокрастинация среди студентов

Калиниченко Мария Андреевна – студентка Лечебного факультета Кубанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Аннотация: Данная статья рассматривает проблему феномена прокрастинации. Особое внимание уделяется связи этого явления с ленью. В рамках данной статьи проведено эмпирическое исследование, направленное на выявления уровня осведомленности о феномене прокрастинации студентов 2 курса лечебного факультета.

Ключевые слова: прокрастинация, «Шкала оценки академической прокрастинации» Л. Соломона и Э. Ротблума, лень, социальная тревожность, вызов, плохой перфекционизм.

Введение

Зачастую люди, стремясь к самосовершенствованию, составляют план дня или ведут ежедневник, куда записывают все важные дела, которые нужно сделать, но всё равно не успевают. Откладывают «на потом», занимаясь другими мелкими обязанностями, забывая о более актуальных. Как правило, действительно важная работа либо выполняются в последний момент, либо остаются несделанными навсегда. Явление откладывание дел называется прокрастинацией [4,5]. 

Однако, очень легко перепутать феномен прокрастинации с ленью. Лень – явление осознанного распознавания какого-либо дела бессмысленным.

Цель исследования: изучить и проанализировать явление прокрастинации среди студентов второго курса медицинского университета.

Материалы и методы: теоретический анализ литературы по заданной проблеме и применение методик, направленных на диагностику прокрастинации. В качестве методики была использована «Шкала оценки академической прокрастинации» Л. Соломона и Э. Ротблума.

Основная часть

Впервые проблему прокрастинации рассмотрел Пол Рингебах в своей работе «Прокрастинация в жизни человека». Вслед за ним Джузеппе Феррари поделил всех прокрастинаторов на две группы: напряженные и расслабленные.

Напряженные прокрастинаторы откладывают занятия из-за двух основных проблем. Первой является страх неудачи: зачем проигрывать, если можно вообще отказаться играть. Вторая проблема противоположна первой – страх успеха. Это связано с заниженной самооценкой прокрастинатора и его нежеланием выделяться из толпы [1,3].

К расслабленным прокрастинаторам относятся в основном студенты. Благодаря самовнушению они избавляются от неприятных мыслей, связанных с необходимостью выполнять какую-либо работу. Всё это противоречит нормальному процессу обучения, у обучающегося становится всё больше и больше нерешенных проблем, с которыми справиться всё сложнее и сложнее. Такие обстоятельства могут привести к двум разным исходам: либо студент осознает всю серьёзность ситуации и постепенно решает накопившиеся задания, либо состояние прокрастинатора ухудшается и дела продолжают копиться из-за страха перед стрессом, который придется испытать при решении этих проблем.

Как было выяснено выше, прокрастинация играет большую роль в студенческой жизни, из-за неё студенты не успевают получать или вовсе не получают нужный объём знаний. Это влияет на качество обучения и на жизнь человека в будущем, то есть прокрастинация имеет долгую перспективу.

Для оценки прокрастинации среди студентов 2 курса медицинского университета в статье была использована методика Л. Соломона и Э. Ротблума: «Шкала оценки академической прокрастинации», которая содержит следующие показатели данного феномена: социальная тревожность, лень, вызов, плохой перфекционизм [2,4].

Социальная тревожность представляет собой совокупность общей тревожности, сопровождающую человека независимо от его деятельности, и страха перед оценкой собственной работы другими людьми.

Вызов – поведение так называемых «активных прокрастинаторов», которые склонны к откладыванию выполнения какого-либо дела на последнюю минуту, поскольку только в последний момент возникает необходимая для выполнения задания активация организма.

Плохой перфекционизм – постоянный страх сделать что-либо хуже, не достичь лучшего результата, постоянное недовольство сделанным, мысли о том, как избежать ошибок.

В результате проведения исследования был выявлен средний уровень прокрастинации. Однако такие показатели как социальная тревожность и лень выражены ярче всего и почти переходят границу среднего значения.

Результаты и обсуждения

Прокрастинация – психологический феномен, довольно часто встречающийся в студенческих кругах. Она становится причиной неуспеваемости, снижения интереса к учебе и неудовлетворенности жизнью. По моему мнению, для снижения уровня прокрастинации нужно внедрять основы тайм-менеджмента среди школьников и студентов, это значительно облегчит процесс обучения.

Выводы

  1. Как и все люди, проходящие обучение, студенты ежедневно сталкиваются с неотложными делами и важными задачами, но не всегда у них получается справляться с таким большим натиском обязанностей. Постепенно студент откладывает всё необходимое «на потом», сталкиваясь с явлением прокрастинации. С течением времени справиться с огромным количеством дел всё труднее, человек теряет уверенность в себе и своих илах, сомневается в правильности выбранного жизненного пути.
  2. Для борьбы с прокрастинацией необходимо еще со школьной скамьи вводить методы правильного распределения времени и собственных сил. Тогда все дела будут сделаны вовремя.

Список литературы

  1. Кузнецова М.Н., Королькова А.В., Амирова Т.Б. Роль прокрастинации в процессе обучения. 2016 г. // Межвузовская научно-практическая очно-заочная конференция «Актуальные проблемы здравоохранения и медицинского образования», посвященная памяти профессора И.А. Захарова https://medconfer.com/node/7386.
  2. Нейл Фьоре. Легкий способ перестать откладывать дела на потом. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 288 c.
  3. Ильдутова И.Н., Заверткин Р.В. Мотивация обучения в вузе: мотивы выбора профессии. 2017 г. // Всероссийская научно-практическая интернет-конференция студентов и молодых учёных научно-образовательного медицинского кластера "Нижневолжский" «YSRР-2016». Гуманитарные науки htips://medconfer.com/node/1 1692.
  4. Рожина И.Р. Прокрастинация в студенческой среде и методы её преодоления // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии; сб, ст, по матер, LXXV-LXXVlll междунар. науч.- практ. конф. № 4-7(72). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 23-28.
  5. АГ. Горбачев, Тайм-менеджмент. Время Руководителя. 24+2. М: Издательский дом «ДМК-пресс», 2007.

Интересная статья? Поделись ей с другими: