УДК 159.922.8

Профили субъективного качества жизни и ранних дезадаптивных схем в юношеском возрасте

Терехина Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Психотерапии и психологического консультирования Национального исследовательского Томского государственного университета.

Лещинская Светлана Борисовна – кандидат психологических наук, научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Национального исследовательского Томского государственного университета.

Аннотация: Цель данного исследования заключается в выявлении роли ранних деадаптивных схем в субъективной оценке качества жизни в юношеском возрасте. Среди студентов университета выделены два профиля на основании показателей всех компонентов субъективного качества жизни и ранних дезадаптивных схем. Для студентов (42,1% респондентов), представляющих профиль 2, по сравнению с профилем 1 характерна большая удовлетворенность жизни в настоящем и более позитивные отношения к собственному предполагаемому будущему, менее выраженные риски суицидального поведения (в отношении когнитивного и мотивационного компонентов субъективного качества жизни), низкая выраженность ранних деадаптивных схем. Профиль 1 обнаружен у больше половины студентов, которые отмечают низкую удовлетворенность своей настоящей жизнью, умеренно повышенную безнадежность в отношении своего будущего, отличаются повышенными рисками суицидального поведения, отражающими дефициты мотивационного компонента качества жизни, характеризуются более высокой выраженностью большинства схем дезадаптивного мышления. Выявленные в исследовании различия между профилями в дезадаптивных схемах являются мишенями психологического сопровождения студентов в процессе образовательной деятельности.

Ключевые слова: образовательная среда, студенты, юношеский возраст, субъективное качество жизни, ранние дезадаптивные схемы.

Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации, номер проекта MK-2932.2022.2 «Психологические предикторы качества жизни и психологической безопасности студентов в разных образовательных средах».

Период юношеского возраста, на который приходится у большинства людей образовательная деятельность (университет, колледж, техникум и пр.), характеризуется многочисленными вызовами, которые могут приводить к возникновению кризисных состояний у молодых людей. Последствия этих состояний могут быть деструктивными как для личности, так и для общества в целом. Определение факторов, обусловливающих возникновение кризисных состояний у людей разных возрастов является актуальной задачей научной психологии, также, как и поиск ресурсов, способствующих их преодолению [3]. Одним из таких факторов могут выступать ранние дезадаптивные схемы. Ранние дезадаптивные схемы (РДС) представляют собой психологический конструкт, включающий в себя представления человека о себе, мире и других людях, устойчивый комплекс воспоминаний, эмоций, убеждений и телесных ощущений, который был сформирован в детстве и развивался в течение жизни [1]. Основными отличительными особенностями РДС являются: дисфункциональные переживания, возникающие в результате взаимодействия ребенка в процессе общения с членами семьи; восприятие схем как фактических знаний о себе и окружающей действительности; активация внешними факторами [4]. Формируясь в детстве, РДС актуализируются в процессе взрослой жизни, в частности в юношестве, так как именно этот возраст выполняет важную задачу возраста – личностное самоопределение и осознание собственной жизненной цели [2].

Цель данного исследования заключается в выявлении роли ранних деадаптивных схем в субъективной оценке качества жизни в юношеском возрасте (на примере студентов университета). Выборку составили 380 человек в возрасте от 18 до 23 лет (180 юношей и 200 девушек) – студенты Национального исследовательского Томского государственного университета, г. Томск. Психодиагностические методики: Опросник Ранних неадаптивных схем Дж. Янга; для определения эмоционального компонента субъективного качества жизни использована Шкала позитивного и негативного аффекта (PANAS) (в адаптации Е.Н. Осина); для оценки когнитивного компонента использовались две методики: Шкала удовлетворенности жизнью (SWL) (в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина) и Шкала безнадежности А. Бека; мотивационный компонент субъективного качества жизни изучался с помощью Опросника суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой), который позволит описать дефициты и ресурсы данного компонента. Внутренняя согласованность (альфа-Кронбаха) всех шкал составляла от 0,80 до 0,90. Статистический анализ: методы описательной статистики, сравнительный (критерий Манна-Уитни), кластерный анализ (метод межгрупповой связи, расстояние – Косинус). Внутренняя согласованность всех шкал α-Кронбаха варьировалась от 0,80 до 0,94.

Проводился кластерный анализ по показателям всех компонентов субъективного качества жизни и ранних дезадаптивных схем, позволивший всю выборку студентов разделить на 2 кластерные группы (2 типа), различающиеся (по критерию Манна Уитни, p≤0,05) между собой выраженностью когнитивного и мотивационного компонентов качества жизни (рисунок 1) и по большинству (14 из 17) ранних дезадаптивных схем (рисунок 2). Для студентов (42,1% респондентов), представляющих профиль 2 (условно назван «Благополучный») по сравнению с профилем 1 характерна большая удовлетворенность жизни в настоящем и более позитивные отношения к собственному предполагаемому будущему, менее выраженные риски суицидального поведения (в отношении когнитивного и мотивационного компонентов субъективного качества жизни), низкая выраженность ранних деадаптивных схем.

1

Рисунок 1. Выраженность показателей компонентов субъективного качества жизни у двух профилей (* - указаны схемы, по которым выявлены значимые различия).

2

Рисунок 2. Выраженность ранних дезадаптивных схем у двух профилей (* - указаны схемы, по которым выявлены значимые различия).

Профиль 1 обнаружен у больше половины студентов, которые попадают в группу риска формирования проблем в психологическом здоровье в период обучения в университете, т.к. субъективная оценка качества жизни рассматривается в качестве значимого индикатора психологического здоровья человека [5, 6]. Студенты, попавшие в профиль 1, отмечают низкую удовлетворенность своей настоящей жизнью, умеренно повышенную безнадежность в отношении своего будущего, отличаются повышенными рисками суицидального поведения (совершения для привлечения внимания, неспособности контролировать свои эмоции, убеждение о своей несостоятельности и ненужности, неадекватное восприятие своей сущности, отрицательная концепция мира, невозможность конструктивного планирования своего будущего), отражающими дефициты мотивационного компонента качества жизни, характеризуются более высокой выраженностью большинства схем дезадаптивного мышления (они сильнее чувствуют, что им не хватает заботы, внимания и любви от окружающих, им не на кого положиться и спросить совета, у них сильнее выражено убеждение о недоверии к миру и другим людям, о предательстве и обмане их от других людей, они социально изолированы и одиноки, никто их не понимает, они убеждены в своей неполноценности и ущербности, считают, что не достойны любви и понимания, считают себя зависимыми от помощи других в повседневной жизни, боятся, что может случиться что-то плохое (сойдут с ума, заболеют, умрут), проявляют чрезмерную близость и становятся не способными отделять собственное мнение от точки зрения другого значимого человека, склоны к самопожертвованию и подавлению собственных эмоций, им важно получить одобрение от других людей, вгоняют себя в жесткие стандарты, но при этом демонстрируют убежденность в собственном превосходстве и исключительности по сравнению с другими, испытывают сложности в самоконтроле и самодисциплине, склонны к негативизму и пессимизму).

Выявленные в исследовании различия между профилями в дезадаптивных схемах являются мишенями психологического сопровождения студентов в процессе образовательной деятельности с целью коррекции ригидных мыслительных стратегий для профилактики нарушений социальной адаптации, снижения качества жизни и ухудшения психологического здоровья молодежи в процессе обучения в университете.

Вывод

Среди студентов университета выделены два профиля на основании показателей всех компонентов субъективного качества жизни и ранних дезадаптивных схем. Для студентов (42,1% респондентов), представляющих профиль 2 по сравнению с профилем 1 характерна большая удовлетворенность жизни в настоящем и более позитивные отношения к собственному предполагаемому будущему, менее выраженные риски суицидального поведения (в отношении когнитивного и мотивационного компонентов субъективного качества жизни), низкая выраженность ранних деадаптивных схем. Профиль 1 обнаружен у больше половины студентов, которые отмечают низкую удовлетворенность своей настоящей жизнью, умеренно повышенную безнадежность в отношении своего будущего, отличаются повышенными рисками суицидального поведения, отражающими дефициты мотивационного компонента качества жизни, характеризуются более высокой выраженностью большинства схем дезадаптивного мышления. Выявленные в исследовании различия между профилями в дезадаптивных схемах являются мишенями психологического сопровождения студентов в процессе образовательной деятельности.

Список литературы

  1. Галимзянова М. В., Касьяник П. М., Романова Е. В. Выраженность ранних дезадаптивных схем и режимов функционирования схем у мужчин и женщин в период ранней, средней и поздней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. — — Вып. 3. — С. 109–125. — DOI: 10.21638/11701/spbu16.2016.310.
  2. Левкова Т. В. Ранние дезадаптивные схемы студентов вуза в концепции уровней жизненного самоопределения личности // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — — №8 (198). — С. 431-437.
  3. Черемискина И. И, Люкшина Д. С. Ранние дезадаптивные схемы и жизнестойкость у молодых людей в контексте переживания личностного кризиса // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2022. — №3 (40). — С. 53-57.
  4. Karaush I. S., Kupriyanova I. E. Early Maladaptive Schemas as Stress and Emerging Mental Pathology “Moderators” // Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal – Siberian journal of psychology. — — №83. — P. 122–140. — DOI: 10.17223/17267080/83/7.
  5. Karuniawati H., Sari N., Hossain M.S., Ismail W.I., Haq A.H.B., Yulianti T., Taufik T., Sudarsono G.R. Assessment of Mental Health and Quality of Life Status of Undergraduate Students in Indonesia during COVID-19 Outbreak: A Cross-Sectional Study // International Journal of Environmental Research and Public Health. — 2022. — Vol. 19(19). — DOI: 10.3390/ijerph191912011.
  6. Li H., Zhong, B. Quality of life among college students and its associated factors: a narrative review // AME Medical Journal. — 2022. — Vol. 7. — DOI: 10.21037/amj-22-96.

Интересная статья? Поделись ей с другими: