УДК 159.9

Модель исследования эмоциональной компетентности

Лубнина Любовь Владимировна – магистрант Амурского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются анализ исследования эмоциональной компетенции отечественными и зарубежными учеными. Приводятся результаты анализа литературы, касающиеся эмоциональной компетенции. Рассматриваются методы диагностики эмоциональной компетентности, которые наиболее часто используются исследователями: методика М.Холла, которую представил Е.П. Ильин, методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT), Тест ЭмИн Д. Люсина и другие. Представлен ряд методик для исследования эмпатии и рефлексии. Описаны достоинства, недостатки и возможности методик по исследованию эмоциональной компетентности и ее компонентов.

Ключевые слова: эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект, методы психодиагностики, эмпатия, рефлексия.

В настоящее время большое внимание уделяется изучению эмоциональной компетентности в современном обществе. Особенно это касается специалистов, работающих в социальных учреждениях, которые в своей профессиональной деятельности общаются с разными людьми и оказывают помощь в сложных ситуациях.

Становление гуманистических ценностей в нашем обществе основано на развитии эмоциональной компетентности. Анализ ряда зарубежных (Д. Гоулмана, J. Mayer, P. Salovey, D. Caruso, R Bar – On и другие) и отечественных учений (Г.В. Юсупова, М.А. Титова, А.В. Запорожец, Ю.И. Лановенко, Н.А. Аминов) по вопросу эмоциональной компетентности показал, что можно выделить несколько направлений в изучении этого понятия [1, 2, 4]. Все они рассматривают эмоциональную компетентность через призму какого-то одного аспекта. Эмоциональную компетентность можно определить, как систему социально принятых способов выражения эмоциональных состояний, совокупность свойств личности человека, выполняющих комплексную регуляцию между аффектом, интеллектом и поведением. Эта система проявляется как во внутреннем, психическом пространстве личности, в плане взаимодействия, а также отражает рефлексию, эмоциональной саморегуляции, эмпатии.

Проблема исследования эмоциональной компетентности в настоящее время связана, прежде всего, с существованием различных подходов к определению самого понятия.

Анализ литературы показал, что если первые исследования эмоциональной компетентности делали акцент на сходстве этого конструкта с эмоциональным интеллектом, то исследования последних лет показывают, что это формируемая и развиваемая система способностей, которая отражает эмоциональную зрелость индивида [5].

Терминологические исследовании компетентности порождают и различие в подходах диагностике данного конструкта. Для исследования выбирают методики, которые позволяют диагностировать: умение понимать и управлять собственными и чужими эмоциями и исследовать особенности, которые помогают по выстраивать отношения.

Методика М. Холла, в представлении Е.П. Ильин, хорошо используется по данному направлению. Методика представлена рядом утверждений (30) и делится на 5 шкал, которые затрагивают показатели, касающиеся компонентов эмоциональной компетентности.

И.Н. Андреева, в данной методике, выделяет несовпадение смысловой нагрузки с названием шкал. Самомотивацию анализирует, как произвольное управление своими эмоциями, распознавание эмоций других людей – как способность воздействовать на эмоциональное состояние других людей. В данной методике отсутствует информация по психометрике. Это лишает исследователей права рассматривать данную методику как адекватное и валидное средство измерения эмоционального интеллекта [1].

Методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT), составлена на базе модели Дж. Мэйера и П. Сэловея, Н. Шутте. Она представлена 33 утверждениями и разделена на 3 шкалы: оценка и выражение эмоций; регулирование эмоций и использование эмоций при решении ситуации.

Данная методика показала хорошие психометрические показатели при конструировании - внутреннюю надежность. Методику легко использовать в работе и подсчете результатов. Можно отметить следующий минус - это достоверность ответов. Следует отметить и тот отрицательный фак, что отсутствуют данные об психометрической стандартизации в русскоязычной среде. [1].

ЭмIQ-2 – методика, созданная на территории России. Первоначальная версия теста «Эмоциональный интеллект-1» была создана Е.А. Орёл на базе западных исследований по данной тематике. Вторая разработка осуществлялась В.В. Одинцовой под научным руководством А.Г. Шмелева и получила название тест «Эмоциональный интеллект-2».

«Эмоциональный интеллект-2» состоит из 66 вопросов и имеет 5 вариантов ответа. Эти вопросы распределены по шести шкалам, касающимся личностным особенностям:

  • шкала общая;
  • шкала самоанализ и самозащита показывает насколько испытуемый анализирует свои эмоций;
  • самоконтроль, шкала внутренней мотивации;
  • выражение эмоций;
  • социальная чуткость (оценка мотивам);
  • самооценка чуткости (собственное состояние).

Исследование варианта методики проводилась среди добровольцев, по средствам интернет-ресурсов.

Методику применяют врезных сферах человеческой деятельности, например, в системе «человек-человек», где идет общение между людьми.

«Тест ЭмИн Д. Люсина» содержит в себе два разных вида эмоционального интеллекта. Автор показывает особенности, связь и различия внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта. Эта модель интеллекта показывает знания человека не только о себе, о своем внутреннем мире, но и его особенности и стремлении.

Тест состоит из 40 вопросов с вариантами ответа по 4-балльной шкале, которые группируются по 6 факторам.

Эта модель эмоционального интеллекта, отличается от других. В её конструктор не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Работы по стандартизации и изучению психометрических показателей данного теста ведутся [4].

«Опросник эмоционального интеллекта К. Барчард», в адаптации Г.Г. Князева, Л.Г. Митрофановой, О.М. Разумниковой, включает 68 вопросов. Вопросы опросника измеряются по 5-балльной шкале. Целью опросника является измерение разнонаправленных особенностей и способностей, используя при этом метод самоотчета.

Благодаря этим шкалам, можно более подробно изучить: внимание к эмоциям, позитивную экспрессивность, сопереживание радости и несчастья и другое.

В 2009 году Юсупов И.М., Юсупова Г.В. разработали стандартизацию своего опросника «Тест эмоциональной компетентности» [7].

В основу конструирования ими опросника легли представления о том, что измеряемый конструкт состоит из четырех базовых компонентов – саморегуляции, регуляции взаимоотношений, рефлексии и эмпатии. Эти компоненты образуют четыре блока, названные авторами поведенческим, когнитивным, интраперсональным и интерперсональным. В процессе стандартизации опросника авторы выявили, что показатели эмоциональной компетентности не связаны с показателями интеллекта.

Кроме опросников, диагностирующих эмоциональный интеллект могут активно использоваться опросники, которые измеряют отдельные компоненты эмоциональной компетентности. К таким компонентам относят прежде всего эмпатию и рефлексию [6].

Для диагностики эмпатии как личностного свойства могут быть использованы следующие методики:

  • Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко
  • Диагностика уровня эмпатии (И. М. Юсупов)
  • Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиана, Н. Эпштейна.
  • Исследования рефлексии как одного из видов способности могут быть использованы:
  • «Рефлексивных процессов»: распознавания, осознания, идентификации» (Прохоров А.О., Чернов А.В.);
  • «Методика диагностики индивидуальной меры рефлексивности» (А.В. Карпов, В.В. Пономарёва);
  • опросник «Метакогнитивной включенности в деятельность» (MAI);
  • методика «Уровня выраженности и направленности рефлексии» (М. Гранта).

Таким образом, сегодня при исследовании эмоциональной компетентности берутся методики, предназначены для измерения эмоционального интеллекта. Исследователи отмечают сходство и различия в этих понятиях и конструктах. Последнее время получили широкое распространение исследования, посвящённые составлению специализированных опросников. Однако, последние не получили широкого распространения. Используемые психодиагностические инструменты позволяют достаточно подробно охарактеризовать конструкт эмоциональной компетентности.

Список литературы

  1. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
  2. Баркова, Е.К. Теоретическая модель эмоциональной компетентности студентов-психологов /Е.К. Баркова // Молодой ученый, 2016. № 17 (121). С. 283-286.
  3. Горбунова, И.В. Контент - анализ структуры эмоциональной компетентности /И.В. Горбунова //Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. Вып. 2 / 2021: электрон. науч. журн. [Электронный ресурс] / ред. кол.: Б.А. Крузе (глав. ред.), Е.А. Рябухина (отв. ред. вып.), А.В. Худякова, А.Ю. Скорнякова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2021. С 238-243. Режим доступа: http://vestnik1.pspu.ru/files/1-2013-2.pdf.
  4. Романов, В.А. Социальная и эмоциональная компетентность: сравнительный анализ /В.А. Романов // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 58. Ч. 1. С. 189-192.
  5. Романова, Е. Н. Дифференциация понятий «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетенция» /Е.Н. Романова// Международный научно-исследовательский журнал, 2021. № 1. С. 150-152.
  6. Французова, О.Е. Эмоциональная компетентность личности как предмет исследования / О.Е. Французова // Гаудеамус: психолого-педагогический журнал. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. - 2016. - Т. 15, № 3. - С. 114-117.
  7. Юсупов, И.М. Успех в карьере: интеллект или эмоциональная компетентность? / И.М. Юсупов, Г.В. Юсупова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. № 3. С. 85