УДК 159.9
Модель исследования эмоциональной компетентности
Лубнина Любовь Владимировна – магистрант Амурского государственного университета.
Аннотация: В статье рассматриваются анализ исследования эмоциональной компетенции отечественными и зарубежными учеными. Приводятся результаты анализа литературы, касающиеся эмоциональной компетенции. Рассматриваются методы диагностики эмоциональной компетентности, которые наиболее часто используются исследователями: методика М.Холла, которую представил Е.П. Ильин, методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT), Тест ЭмИн Д. Люсина и другие. Представлен ряд методик для исследования эмпатии и рефлексии. Описаны достоинства, недостатки и возможности методик по исследованию эмоциональной компетентности и ее компонентов.
Ключевые слова: эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект, методы психодиагностики, эмпатия, рефлексия.
В настоящее время большое внимание уделяется изучению эмоциональной компетентности в современном обществе. Особенно это касается специалистов, работающих в социальных учреждениях, которые в своей профессиональной деятельности общаются с разными людьми и оказывают помощь в сложных ситуациях.
Становление гуманистических ценностей в нашем обществе основано на развитии эмоциональной компетентности. Анализ ряда зарубежных (Д. Гоулмана, J. Mayer, P. Salovey, D. Caruso, R Bar – On и другие) и отечественных учений (Г.В. Юсупова, М.А. Титова, А.В. Запорожец, Ю.И. Лановенко, Н.А. Аминов) по вопросу эмоциональной компетентности показал, что можно выделить несколько направлений в изучении этого понятия [1, 2, 4]. Все они рассматривают эмоциональную компетентность через призму какого-то одного аспекта. Эмоциональную компетентность можно определить, как систему социально принятых способов выражения эмоциональных состояний, совокупность свойств личности человека, выполняющих комплексную регуляцию между аффектом, интеллектом и поведением. Эта система проявляется как во внутреннем, психическом пространстве личности, в плане взаимодействия, а также отражает рефлексию, эмоциональной саморегуляции, эмпатии.
Проблема исследования эмоциональной компетентности в настоящее время связана, прежде всего, с существованием различных подходов к определению самого понятия.
Анализ литературы показал, что если первые исследования эмоциональной компетентности делали акцент на сходстве этого конструкта с эмоциональным интеллектом, то исследования последних лет показывают, что это формируемая и развиваемая система способностей, которая отражает эмоциональную зрелость индивида [5].
Терминологические исследовании компетентности порождают и различие в подходах диагностике данного конструкта. Для исследования выбирают методики, которые позволяют диагностировать: умение понимать и управлять собственными и чужими эмоциями и исследовать особенности, которые помогают по выстраивать отношения.
Методика М. Холла, в представлении Е.П. Ильин, хорошо используется по данному направлению. Методика представлена рядом утверждений (30) и делится на 5 шкал, которые затрагивают показатели, касающиеся компонентов эмоциональной компетентности.
И.Н. Андреева, в данной методике, выделяет несовпадение смысловой нагрузки с названием шкал. Самомотивацию анализирует, как произвольное управление своими эмоциями, распознавание эмоций других людей – как способность воздействовать на эмоциональное состояние других людей. В данной методике отсутствует информация по психометрике. Это лишает исследователей права рассматривать данную методику как адекватное и валидное средство измерения эмоционального интеллекта [1].
Методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT), составлена на базе модели Дж. Мэйера и П. Сэловея, Н. Шутте. Она представлена 33 утверждениями и разделена на 3 шкалы: оценка и выражение эмоций; регулирование эмоций и использование эмоций при решении ситуации.
Данная методика показала хорошие психометрические показатели при конструировании - внутреннюю надежность. Методику легко использовать в работе и подсчете результатов. Можно отметить следующий минус - это достоверность ответов. Следует отметить и тот отрицательный фак, что отсутствуют данные об психометрической стандартизации в русскоязычной среде. [1].
ЭмIQ-2 – методика, созданная на территории России. Первоначальная версия теста «Эмоциональный интеллект-1» была создана Е.А. Орёл на базе западных исследований по данной тематике. Вторая разработка осуществлялась В.В. Одинцовой под научным руководством А.Г. Шмелева и получила название тест «Эмоциональный интеллект-2».
«Эмоциональный интеллект-2» состоит из 66 вопросов и имеет 5 вариантов ответа. Эти вопросы распределены по шести шкалам, касающимся личностным особенностям:
- шкала общая;
- шкала самоанализ и самозащита показывает насколько испытуемый анализирует свои эмоций;
- самоконтроль, шкала внутренней мотивации;
- выражение эмоций;
- социальная чуткость (оценка мотивам);
- самооценка чуткости (собственное состояние).
Исследование варианта методики проводилась среди добровольцев, по средствам интернет-ресурсов.
Методику применяют врезных сферах человеческой деятельности, например, в системе «человек-человек», где идет общение между людьми.
«Тест ЭмИн Д. Люсина» содержит в себе два разных вида эмоционального интеллекта. Автор показывает особенности, связь и различия внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта. Эта модель интеллекта показывает знания человека не только о себе, о своем внутреннем мире, но и его особенности и стремлении.
Тест состоит из 40 вопросов с вариантами ответа по 4-балльной шкале, которые группируются по 6 факторам.
Эта модель эмоционального интеллекта, отличается от других. В её конструктор не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Работы по стандартизации и изучению психометрических показателей данного теста ведутся [4].
«Опросник эмоционального интеллекта К. Барчард», в адаптации Г.Г. Князева, Л.Г. Митрофановой, О.М. Разумниковой, включает 68 вопросов. Вопросы опросника измеряются по 5-балльной шкале. Целью опросника является измерение разнонаправленных особенностей и способностей, используя при этом метод самоотчета.
Благодаря этим шкалам, можно более подробно изучить: внимание к эмоциям, позитивную экспрессивность, сопереживание радости и несчастья и другое.
В 2009 году Юсупов И.М., Юсупова Г.В. разработали стандартизацию своего опросника «Тест эмоциональной компетентности» [7].
В основу конструирования ими опросника легли представления о том, что измеряемый конструкт состоит из четырех базовых компонентов – саморегуляции, регуляции взаимоотношений, рефлексии и эмпатии. Эти компоненты образуют четыре блока, названные авторами поведенческим, когнитивным, интраперсональным и интерперсональным. В процессе стандартизации опросника авторы выявили, что показатели эмоциональной компетентности не связаны с показателями интеллекта.
Кроме опросников, диагностирующих эмоциональный интеллект могут активно использоваться опросники, которые измеряют отдельные компоненты эмоциональной компетентности. К таким компонентам относят прежде всего эмпатию и рефлексию [6].
Для диагностики эмпатии как личностного свойства могут быть использованы следующие методики:
- Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко
- Диагностика уровня эмпатии (И. М. Юсупов)
- Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиана, Н. Эпштейна.
- Исследования рефлексии как одного из видов способности могут быть использованы:
- «Рефлексивных процессов»: распознавания, осознания, идентификации» (Прохоров А.О., Чернов А.В.);
- «Методика диагностики индивидуальной меры рефлексивности» (А.В. Карпов, В.В. Пономарёва);
- опросник «Метакогнитивной включенности в деятельность» (MAI);
- методика «Уровня выраженности и направленности рефлексии» (М. Гранта).
Таким образом, сегодня при исследовании эмоциональной компетентности берутся методики, предназначены для измерения эмоционального интеллекта. Исследователи отмечают сходство и различия в этих понятиях и конструктах. Последнее время получили широкое распространение исследования, посвящённые составлению специализированных опросников. Однако, последние не получили широкого распространения. Используемые психодиагностические инструменты позволяют достаточно подробно охарактеризовать конструкт эмоциональной компетентности.
Список литературы
- Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388 с.
- Баркова, Е.К. Теоретическая модель эмоциональной компетентности студентов-психологов /Е.К. Баркова // Молодой ученый, 2016. № 17 (121). С. 283-286.
- Горбунова, И.В. Контент - анализ структуры эмоциональной компетентности /И.В. Горбунова //Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. Вып. 2 / 2021: электрон. науч. журн. [Электронный ресурс] / ред. кол.: Б.А. Крузе (глав. ред.), Е.А. Рябухина (отв. ред. вып.), А.В. Худякова, А.Ю. Скорнякова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2021. С 238-243. Режим доступа: http://vestnik1.pspu.ru/files/1-2013-2.pdf.
- Романов, В.А. Социальная и эмоциональная компетентность: сравнительный анализ /В.А. Романов // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 58. Ч. 1. С. 189-192.
- Романова, Е. Н. Дифференциация понятий «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетенция» /Е.Н. Романова// Международный научно-исследовательский журнал, 2021. № 1. С. 150-152.
- Французова, О.Е. Эмоциональная компетентность личности как предмет исследования / О.Е. Французова // Гаудеамус: психолого-педагогический журнал. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. - 2016. - Т. 15, № 3. - С. 114-117.
- Юсупов, И.М. Успех в карьере: интеллект или эмоциональная компетентность? / И.М. Юсупов, Г.В. Юсупова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. № 3. С. 85