УДК 159.932

Проектирование деятельности педагога по развитию эмоционального слуха у старших дошкольников на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации

Тютенькова Виктория Александровна – студентка факультета психолого-педагогического образования Нижнетагильского государственного социально-педагогического института.

Аннотация: В статье рассматриваются проектирование деятельности педагога по развитию эмоционального слуха у старших дошкольников на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации. Проводится рассуждение, а проблемах развития эмоционального слуха в современных психолого-педагогических исследованиях. Возможности развития эмоционального слуха у старших дошкольников на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации. Изучается уровень развития эмоционального слуха у старших дошкольников. А также проводится педагогический проект по развитию эмоционального слуха у старших дошкольников на музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: развитие, слух, развитие эмоционального слуха, проблемы развития слуха, возможности развития эмоционального слуха, диагностика эмоционального слуха.

Изучение уровня развития эмоционального слуха у старших дошкольников

Диагностика эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Солнышко» комбинированного вида детский сад № 28. В исследовании приняли участие 14 детей в возрасте 5–6 лет.

Для определения уровня развития эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста использовались: метод эмоционально-семантической дивергенции — расхождение смысла слова и его эмоциональной интонации, разработанный В. П. Морозовым [19].

Цель: определение уровня развития эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Описание:

  • суть методики оценивания активного эмоционального слуха состоит в произнесении ребенком одной и той же речевой фразы с разной эмоциональной интонацией. Ребенку предлагают произнести три фразы: «Прости, я сам все расскажу», «Они сейчас придут сюда», «Так вот кто громко плакал здесь». При произнесении каждой из этих фраз он должен выразить голосом эмоциональное состояние радости, печали, гнева, страха, а также произнести фразу нейтрально (безэмоционально) (15 заданий);
  • суть методики оценивания пассивного эмоционального слуха состоит в том, что ребенку предъявляют запись эмоциональных фраз с интервалом около 8–10 с (в свободном звуковом поле или через наушники). После прослушивания очередной фразы он должен определить эмоцию из числа воспроизводимых и дать ответ (15 заданий).

Обработка и интерпретация результатов: эмоциональный слух оценивают по числу правильно произнесенных и определенных эмоций (в процентах) по отношению к числу предъявленных фраз по формуле: ЭС= , где Ax — число правильно определенных эмоций, AΣ — число предъявленных эмоциональных фраз. Всего 30 заданий в тесте.

Уровни развития активного эмоционального слуха:

  • от 100% до 80% — высокий уровень развития эмоционального слуха, характеризующийся тем, что ребенок правильно произносит нужную интонацию, может преобразовать высказывание в радостное, печальное, гневное, произнести фразу с интонацией страха или нейтрально, подключает мимику и жесты, владеет голосом настолько, что окружающим понятна передаваемая эмоция;
  • от 79% до 50% — средний уровень развития эмоционального слуха, характеризующийся тем, что ребенок в большинстве случаев передает интонации, не всегда правильно использует мимику и жесты, либо не может соотнести их с интонацией;
  • 49% и менее — низкий уровень, характеризующийся тем, что при произнесении ребенку редко удается выразить голосом интонации, его фразы похожи друг на друга, не используется мимическое и жестовое сопровождение.

Уровни развития пассивного эмоционального слуха:

  • от 100% до 80% — высокий уровень развития эмоционального слуха, характеризующийся тем, что ребенок правильно определяет интонацию на записи, может предположить контекст произнесения фразы или ситуацию, в которой она могла звучать, героя, который произносит ее, не допускает ошибок при определении интонации разными голосами;
  • от 79% до 50% — средний уровень развития эмоционального слуха, характеризующийся тем, что ребенок в большинстве случаев верно определяет интонации, может допускать ошибки при определении интонации, переданной разными голосами, путает интонацию и тон, тембр, высоту голоса;
  • 49% и менее — низкий уровень, характеризующийся тем, что при прослушивании ребенку редко удается правильно определить интонации, вместо них он может называть характеристики силы или высоты голоса, не может предположить обстоятельства произнесения, настроение говорящего.

Уровни развития эмоционального слуха в целом, полученные путем исчисления суммы всех правильных ответов по обоим тестам и переводе в проценты:

  • от 100% до 80% — высокий уровень развития эмоционального слуха, характеризующийся тем, что ребенок правильно определяет интонацию интонации на записи и верно передает интонации;
  • от 79% до 51% — средний уровень развития эмоционального слуха, характеризующийся тем, что ребенок в большинстве случаев верно определяет интонации, может передавать интонации, но допускает ошибки, путаясь в вербальном обозначении эмоций, сопровождении их жестами и мимикой;
  • 50% и менее — низкий уровень, характеризующийся тем, что при прослушивании ребенку редко удается правильно определить интонации, а также понятно передать эмоции голосом, вместо интонационных характеристик ребенок может регулировать и оценивать силу голоса, его высоту, допускает ошибки в вербальном обозначении эмоций, путает их.

Результаты проведенной диагностики представлены в Приложении 1.

В таблице 1 представлены результаты диагностики активного эмоционального слуха у старших дошкольников:

Таблица 1. Результаты диагностики уровня развития активного эмоционального слуха у старших дошкольников.

Уровень

Кол-во (чел)

Кол-во (%)

высокий

1

7%

средний

8

57%

низкий

5

36%

Графически результаты диагностики активного эмоционального слуха у старших дошкольников представлены на рисунке 1.

Рисунок1

Рисунок 1. Результаты диагностики уровня развития активного эмоционального слуха у старших дошкольников

Согласно полученным данным, только у 7% детей (1 человек) зафиксирован высокий уровень развития активного эмоционального слуха. Ребенок смог верно исполнить большинство нужных фраз, передавал интонации голосом, а также активно использовал мимику. Ребенок хорошо владеет не только интонационными характеристиками, но и может регулировать силу голоса, изменять тон, передавать эмоции, входя в образ. У большинства детей (57%) зафиксирован средний уровень развития активного эмоционального слуха: дети чаще всего допускали ошибки при передаче интонации страха, интонационное звучание при передаче эмоции печали и при произнесении без эмоций часто не отличались. У 36% детей, у которых был зафиксирован низкий уровень развития эмоционального слуха, были частые ошибки в передаче эмоций, характеризующиеся тем, что дети изменяли только силу голоса, то есть произносили фразы громче или тише, при этом эмоции никак не передавались.

В таблице 2 представлены результаты диагностики пассивного эмоционального слуха у старших дошкольников:

Таблица 2. Результаты диагностики уровня развития пассивного эмоционального слуха у старших дошкольников.

Уровень

Кол-во (чел)

Кол-во (%)

высокий

3

21%

средний

11

79%

низкий

0

0%

Графически результаты диагностики пассивного эмоционального слуха у старших дошкольников представлены на рисунке 2.

Рисунок2

Рисунок 2. Результаты диагностики уровня развития пассивного эмоционального слуха у старших дошкольников

Согласно полученным данным, высокий уровень развития пассивного эмоционального слуха получен в трех случаях (21% детей). Эти дети смогли верно назвать большинство эмоций на аудио, смогли дать характеристику этих эмоций, описать варианты их проявления. У 79% детей зафиксирован средний уровень развития пассивного эмоционального слуха. Дети допустили много ошибок, среди которых были неверные определения интонации, неверная трактовка эмоций и их возможного проявления, смешивание интонаций при их произнесении голосом одного героя. Низкого уровня развития пассивного эмоционального слуха не обнаружено.

Объединение данных позволило определить общий уровень развития эмоционального слуха у дошкольников, распределение которого представлено в таблице 3.

Таблица 3. Результаты диагностики уровня развития эмоционального слуха у старших дошкольников.

Уровень

Кол-во (чел)

Кол-во (%)

высокий

1

7%

средний

11

79%

низкий

2

14%

Графически результаты диагностики эмоционального слуха у старших дошкольников представлены на рисунке 3.

Рисунок3

Рисунок 3. Результаты диагностики уровня развития эмоционального слуха у старших дошкольников.

Согласно полученным данным, у 7% детей эмоциональный слух развит на высоком уровне, то есть, у ребенка были высокие показатели как по передаче интонации и эмоций, так и по их пониманию и определению. У 79% детей эмоциональный слух развит на среднем уровне и у 14% детей — на низком.

Обобщив результаты диагностики, можно отметить, что показатели развития пассивного эмоционального слуха в целом выше, чем активного. Детям легче определять эмоции и интонации, чем передавать их. Владение голосом дается сложнее. При этом много ошибок, связанных с характеристиками голоса по силе и высоте, вместо интонационных характеристик. Высокий уровень развития эмоционального слуха зафиксирован только у одного ребенка, тогда как у остальных — средний и низкий. Поэтому мы делаем вывод о необходимости поведения специально организованной работы по развитию эмоционального слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) [Текст] / — М. : Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] / — М. : Эксмо, 2016. — 300 с.
  3. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст] [Текст] / Э. Б. Абдуллин. — М.: Академия, 2004. — 336 с.
  4. Автушенко, И. А. Речь актера и эмоциональный слух [Текст] / И. А. Автушенко // Театр. Живопись. Кино. Музыка. — 2009. — № 2. — С. 9–21.
  5. Бабаева, Т. И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. — 352 с.
  6. Бабич, Н. Ф. Формирование ладового слуха и его роль в эмоциональном развитии детей [Текст] / Н. Ф. Бабич // Художественное образование и наука.— 2018. — № 1. — С. 21–27.
  7. Безбородова, Л. А. Теория и методика музыкального образования [Текст] / Л. А. Безбородова. — М.: Флинта, 2014. — 235 с.
  8. Веракса, Н. Е. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с.
  9. Гани, С. В. Музыкальная среда как фактор развития музыкальных способностей [Текст] / С. В. Гани // Психология и педагогика. — 2018. — № 4. ¾ С. 81–84.
  10. Кинарская, Д. К. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика [Текст] / Д. К. Кирнарская. — М.: Академия, 2003. — 368 с.
  11. Ковязина, И. В. Эмоциональный слух как путь компенсации общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / И. В. Ковязина // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 5. — С. 282–290.
  12. Комаровская, О. А. Эмоциональный слух в идентификации художественной одаренности детей [Текст] / О. А. Комаровская // Сибирский педагогический журнал. — 2013 — № 2. — С. 204–209.
  13. Коренева, Т. Ф. Парциальная программа «В мире музыкальной драматургии»: музыкально-ритмическая деятельность с детьми дошкольного возраста [Текст] / Т. Ф. Коренева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 48 с.
  14. Куревина,О. А. Путешествие в прекрасное: Пособие по художественно-эстетическому развитию для детей. Часть 2 (5–6 лет) [Текст] / О. А. Куревина. — М.: Баласс. — 64 с.
  15. Куцай, К. В. Эмоциональный слух как средство повышения уровня коммуникативных навыков [Текст] / К. В. Куцай // Молодой ученый. — 2021. — № 51. — С. 455–458.
  16. Латушкина, Е. В. О развитии эмоционального слуха [Текст] / Е. В. Латушкина // Фундаментальные исследования. — 2005. — № 7. — С. 97–98.
  17. Люсин, Д. В. Эмоциональная конгруэнтность при восприятии неоднозначных выражений лица [Текст] / Д. В. Люсин // Экспериментальная психология. — 2019. — № 1. — С. 27–39.
  18. Мелик-Пашаев, А. А. Ради чего берутся за перо? Пробуждение чуткости ребенка к «эмоциональному тону» художественного произведения [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев // Музыкальное искусство и образование. — 2013. — № 3. — С. 34–41.
  19. Морозов, В. П. Эмоциональный слух как новое психологическое понятие [Текст] / В. П. Морозов // Статья в сборнике «Разработка понятий современной психологии». — М.: Институт психологии РАН, 2021. — С. 321–358.
  20. Морозов, В. П. Язык эмоций и эмоциональный слух [Текст] / В. П. Морозов. — М.: Институт психологии РАН, 2017. — 397 с.
  21. Овсянкина, Г. П. Музыкальная психология: учебное пособие [Текст] / Г. П. Овсянкина. ¾ СПб.: Союз художников, 2007. ¾ 240 с.
  22. Парамонова, Л. А. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Л. А. Парамонова. — М.: Сфера, 2018. — 192 с.
  23. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей [Текст] / О. П. Радынова. ¾ М.: Владос, 2017. ¾ 608 с.
  24. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры. Природа и музыка: Конспекты занятий с нотным приложением [Текст] / О. П. Радынова. — М.: Сфера, 2021. — 176 с.
  25. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры. Программа. Настроения, чувства в музыке: Конспекты занятий с нотным приложением [Текст] / О. П. Радынова. — М.: Сфера, 2022. — 208 с.
  26. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке. Музыкальные инструменты: Конспекты занятий с нотным приложением / О. П. Радынова. — М. : Сфера, 2022. — 208 с.
  27. Тимченко, О. В. Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкально-ритмическую деятельность [Текст] / О. В. Тимченко // Педагогика и современность. ¾ ¾ № 2. ¾ С. 66–69.
  28. Фан, И. Развитие эмоционального слуха в музыкальном воспитании детей: теория и практика [Текст] / И. Фан, Л. В. Ясинских. — Екатеринбург: УрГПУ, 2022. — 240 с.
  29. Холопова, В. Н. Методика анализа музыкальных эмоций [Текст] / В. Н. Холопова. — М.: Московская консерватория, 2018. — 36 с.
  30. Цилинко, А. П. Развитие эмоционального слуха как условие формирования профессиональных компетенций вокалиста [Текст] / А. П. Цилинко // Культура и искусство. — 2018. — № 1. — С. 62–67.
  31. Юдина, А. М. Музыкальные способности и задатки [Текст] / А. М. Юдина // Дошкольное образование. ¾ ¾ № 4. ¾ С. 377–381.
  32. Ясинских, Л. В. Развитие эмоционального слуха как педагогическая проблема [Текст] / Л. В. Ясинских // Ст. в Сб. Лучшая научная статья 2017. — Пенза: Наука и Просвещение, 2017. — С. 192–195.
  33. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Электронный ресурс] / Н. А. Ветлугина. ¾ Режим доступа: https://sheba.spb.ru/shkola/metmuz-detsad-1982.htm (дата обращения: 12.04.2023).
  34. Стародумова, К. А. Эмоциональный слух как основа семейного воспитания [Электронный ресурс] / К. А. Стародумова. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37163083 (дата обращения: 21.05.2023).
  35. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Электронный ресурс] / Б. М. Теплов. ¾ Режим доступа: https://klex.ru/8nb (дата обращения: 12.03.2023).