УДК 159.9

Изучение экзогенных психических расстройств после дорожно-транспортного происшествия (обзор научной литературы)

Трушина Валерия Сергеевна – студентка Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского Минздрава России.

Рузняева Диана Сергеевна – студентка Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского Минздрава России.

Онищенко Александр Николаевич – доктор медицинских наук, профессор кафедры Мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского Минздрава России.

Аннотация: В данном литературном обзоре обсуждаются и сравниваются психические расстройства у пострадавших после дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в Российской Федерации и зарубежных странах, методы их профилактики и возможности реабилитации. Особое внимание уделяется исследованию факторов риска, которые могут повысить вероятность попадания в дорожно-транспортное происшествие, а также гендерным особенностям реагирования на стресс участников ДТП.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, посттравматическое стрессовое расстройство, экзогенные психические расстройства.

Введение

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) представляет собой событие, которое происходит в ходе движения транспортного средства по дороге и включает в себя наличие пострадавших или раненных людей, поврежденных транспортных средств, инфраструктуры, грузов, а также причинение иного материального ущерба [6].

Первая помощь (ПП) оказывается гражданам Российской Федерации и другим лицам, находящимся на ее территории, до предоставления медицинской помощи в случае несчастных случаев, травм, отравлений и других состояний и заболеваний, которые угрожают их жизни и здоровью. Обязанность предоставления первой помощи возлагается на лиц, определенных законом или специальным правилом, и обладающих соответствующей подготовкой. Эти лица включают в себя сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы, представителей аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, а также водителей транспортных средств и других лиц [5, 6].

ДТП представляют собой одну из наиболее распространенных категорий чрезвычайных ситуаций (ЧС). В течение последних нескольких лет наблюдалось постепенное уменьшение количества ДТП в Российской Федерации. По данным ГИБДД, в 2016 году было зафиксировано 173694 случая ДТП, в 2017 году их число снизилось до 169432, а в 2018 году составило 151291. Кроме того, сокращалось и количество людей, пострадавших или погибших в этих инцидентах [8].

Развивающаяся острая реакция на стресс у участников ДТП может вызвать дистресс, который проявляется на физиологическом и психологическом уровнях. Этот дистресс часто приводит к серьезным нарушениям социальной адаптации, а также способствует развитию выраженных состояний тревоги, страха, эмоционального напряжения, депрессивных переживаний и стойких изменений в личности. В некоторых случаях это может привести к посттравматическому стрессовому расстройству [7]. Психические расстройства, возникающие в результате данного инцидента, могут привести к потере работоспособности, что подчеркивает важность предоставления специализированной медицинской помощи в самые ранние сроки [4].

Цель исследования: изучить экзогенно-органические психические последствия дорожно-транспортных происшествий по данным научной литературы, сравнить оказываемую помощь после дорожно-транспортных происшествий в России и зарубежных странах.

Результаты

По данным российских литературных источников, большинство участников ДТП, в том числе и с такими особенностями характера как импульсивность, сдержанность, тревожность, реагируют на произошедшее в виде реакции дезадаптации [3]. Некоторые пострадавшие проявляют гиперкинетические реакции, в то время как другие реагируют гипокинетически. Однако среди участников ДТП также можно найти тех, кто реагирует адаптивными реакциями. Также было выяснено, что все психические проявления гендерно зависимы [5, 7].

Гиперкинетическая форма реакции у мужчин может быть классифицирована на два наиболее распространенных варианта поведения. В первом случае водители сами не проявляют активности в общении и пассивно следуют инструкциям. Однако имеется выраженное напряжение в мышцах и ограниченность в движениях, которые впоследствии уменьшаются. Затем у этих мужчин возникает ощущение интенсивной тревожности и грусти, сопровождаемое проявлением эмоциональных реакций, включая плач. Это означает, что острое реагирование на стресс у водителей, покинувших место ДТП, является примером дезадаптивного поведения. Избегание, как неадаптивная стратегия справления, является результатом эмоциональной реакции на проблемную ситуацию [7].

В случае второго варианта реакции, сразу после инцидента мужчины-водители покидали свои водительские места и, под действием волнения, проявляли беспокойство, метались от пострадавшего (жертвы) к автомобилю. Их движения были энергичными и бесцелевыми, с явным выражением моторного возбуждения. Со временем поведение становилось более организованным. Одновременно наблюдалась выраженная астения, пассивность и бездействие, которые характеризовались отсутствием интереса к собственной судьбе. Через 60 минут после ДТП, мужчины-водители готовы были вступить в беседу с врачом и охотно обсудить случившееся [6, 7].

Гиперкинетическая реакция на ситуацию ДТП у женщин в первые минуты после аварии характеризуется состоянием возбуждения. Часто женщины начинали конфликтовать с малознакомыми людьми и вступали в необоснованные споры. В течение часа после ДТП их поведение становилось более организованным, одновременно с этим возникали астенические расстройства. Они становились малоразговорчивыми, вялыми, пассивными и безынициативными. В последствие женщины готовы были вступать в беседу, сохраняя ориентацию во времени, месте и собственной личности. У них также наблюдалось выраженное психомоторное возбуждение. Ситуация ДТП приводила к быстрому физическому и психическому истощению из-за внутреннего напряжения. Несмотря на преобладание таких поведенческих особенностей, как агрессивные реакции, конфликтность, нетерпимость и раздражительность, уровень тревоги оставался низким [7].

Гипокинетическая реакция у мужчин обычно характеризуется ощущением нереальности того, что происходит, и восприятием себя как наблюдателя со стороны. В таких случаях они сами не вступают активно в контакт, и их движения замедлены. Однако через 60 минут после ДТП их настроение постепенно изменяется. Они становятся избыточно оживленными и стремятся представить себя в лучшем свете. Их оценка произошедшей ситуации может быть неадекватной. Выделяются такие симптомы, как пассивность, усталость, чувство опустошенности, часто маскированные через усиленное компенсаторное поведение [5, 7].

Гипокинетическая реакция у женщин характеризовалась ощущением нереальности происходящего и восприятием себя как наблюдателя со стороны. Они с трудом воспринимали обращенную к ним речь, как постороннюю, и им было сложно сосредотачиваться на смысле задаваемых вопросов. В течение последующего часа после ДТП они продолжали оставаться пассивными, малоподвижными и молчаливыми. Их движения замедлены, и мимические реакции были слабо выражены. Примерно через 2 часа после ДТП настроение у женщин начинало постепенно меняться. Они становились избыточно оживленными и старались представить себя в выгодном свете [7].

При внешне адекватной форме реагирования на ситуацию ДТП, мужчины в первые минуты после аварии выглядят спокойными и не проявляют тревоги за жизнь и здоровье жертвы. Многие из участников ДТП скрывают свои эмоции, считая, что "эмоции мешают делу". Прибывшим на место происшествия врачам они не выражают жалоб. В течение последующих 30-40 минут после ДТП они продолжают демонстрировать спокойствие и хорошую ориентацию в месте, времени и собственной личности. Через 60 минут после аварии они по-прежнему остаются спокойными и охотно вступают в беседу, сообщая, что прекрасно помнят все обстоятельства ДТП. Их поведение остается организованным, их речь чаще всего ускорена, и они склонны к детализации при описании происшедшего [4, 5, 7].

При внешне адекватной форме реагирования, женщины стараются оказать помощь пострадавшему. Внешне они проявляют спокойствие, и их поведение характеризуется упорядоченностью. Они полностью ориентированы в месте, времени и собственной личности. Некоторые из женщин избегают прикасания к пострадавшему, объясняя это тем, что до прибытия скорой медицинской помощи нельзя трогать или перемещать пострадавшего, чтобы избежать дополнительных травм. В течение последующих 30-40 минут после ДТП, женщины продолжают оставаться спокойными и готовыми ответить на вопросы. Примерно через 2 часа после ДТП, они остаются полностью ориентированными в своей личности, времени и месте, и готовы вступать в контакт [7].

Медицинская помощь участникам ДТП носит комплексный характер и включает в себя в первые часы после ЧС психотерапевтический подход - дебрифинг [4]. Дебрифинг включает в себя основной элемент, который представляет собой вербализацию. Эта вербализация направлена на повторное переживание события (ре-переживание), пересмотр травматических аспектов пережитого события в контексте поддержки со стороны группы, которая поддерживает участников. Он также направлен на "нормализацию" реакций, включая понимание и переживание происходящего, а также на стимулирование анализа переживаний на когнитивном уровне. Дебрифинг предоставляет информацию о различных способах психологической реакции после пережитого психотравматического события. Таким образом, дебрифинг обучает тому, как осмыслить травмирующую ситуацию, сам процесс дебрифинга и его последствия [1]. Дебрифинг выполняет функцию "закрытия прошлого" путем подведения итогов и выявления итогового смысла пережитого события. Он также способствует возникновению "нового начала", которое предполагает творческое использование опыта в дальнейшей жизни и в процессе развития понимания самого себя и окружающего мира. В этом контексте дебрифинг выполняет роль метода для кризисной интервенции, профилактики и обучения. Если психотерапия оказывается недостаточно эффективной, то в таких случаях применяется психофармакотерапия [2].

Зарубежные исследования подтверждают влияние эмоций на поведение водителей на дороге. Например, тревога может привести к опасному и рискованному вождению, а ярость или гнев могут вызвать превышение скорости и множество нарушений правил дорожного движения. Раздражение может привести к потере самоконтроля и ухудшению контроля над автомобилем, а нервозность или тревожность могут сказаться на принятии решений и концентрации, что ведет к совершению большого количества ошибок. Кроме того, исследования показывают, что как негативные, так и чрезмерно положительные эмоциональные состояния могут существенно влиять на качество вождения и уровень безопасности на дороге [10]. Кроме того, возраст, пол, опыт вождения и уровень удовольствия от вождения, а также мотивация водителя, оказывают влияние на его эмоциональные реакции. Например, молодые водители чаще испытывают гнев, чем пожилые участники дорожного движения. У мужчин гнев может возникать, когда им мешают другие водители, в то время как у женщин злость может появляться при столкновении с прямой враждебностью, незаконными действиями или препятствиями на дороге. Эмоции также влияют на внимание водителей, иногда переводя их внимание с задачи вождения на эмоциональные стимулы, что может снизить уровень внимания и обработки информации, что, в свою очередь, имеет решающее значение для безопасности на дороге. Все это подчеркивает важность эмоций как фактора в безопасности дорожного движения [3].

Современные зарубежные авторы в последнее десятилетие стали проводить исследования, посвященные изучению взаимосвязи качества жизни в отдаленном периоде со степенью тяжести полученных травм в результате ДТП. Например, в Австралии было проведено исследование, в котором приняли участие 382 участника ДТП и выявлено, что их качество жизни было ниже уровня условной нормы. Снижение качества жизни коррелировалось с различными факторами, такими как возраст, наличие болевых ощущений, посттравматическое стрессовое расстройство и депрессивное состояние. Интересным результатом было то, что более низкое качество жизни, связанное с состоянием здоровья, коррелировало с менее тяжелыми травмами, полученными в результате ДТП. Этот низкий уровень качества жизни, связанный с состоянием здоровья, не испытывал положительной динамики в течение двух лет после ДТП. Хотя физические и психологические последствия травм оказывают существенное воздействие на всех уровнях тяжести, некоторые группы пациентов оказываются более уязвимыми (пожилые люди, женщины, люди с более низким социально-экономическим статусом и с посттравматическим стрессовым расстройством). Было также обнаружено, что у женщин наблюдалось более существенное снижение всех показателей качества жизни по сравнению с мужчинами (при сравнении периода до аварии и двух месяцев после нее). У мужчин спустя 8 месяцев после аварии был зафиксирован полный возврат к показателям, характерным для предаварийного периода. Однако у женщин в течение 8 месяцев после аварии такого восстановления не произошло, и они так и не достигли популяционных норм качества жизни [9].

Заключение

Последствия ДТП могут различаться в зависимости от вида реакции, которая возникает в ответ на аварию. Если рассматривать гиперкинетическую форму реакции, то она оказывает минимальное воздействие на качество жизни, как у мужчин, так и у женщин в долгосрочной перспективе. В случае гипокинетической формы реакции, которая проявляется через ощущение нереальности происходящего и неадекватные эмоциональные реакции, представители обоих полов могут столкнуться с трудностями в повседневной жизни. С другой стороны, внешне адекватные формы реагирования, включая рациональные и минимальны реакции психологические защиты, у мужчин и женщин, как правило, не проявляют краткосрочной стрессовой реакции на аварию, и их последствия на качество жизни могут быть менее значительными. Недостаточное внимание уделяется психологическим аспектам последствий травм, полученных в авариях. Вместо этого, эти последствия рассматриваются главным образом с медицинской точки зрения. Однако стрессовые реакции, которые возникают после аварии, могут существенно влиять на психосоциальное функционирование, показатели качества жизни и психологическое благополучие в течение продолжительного периода времени, даже до нескольких месяцев после происшествия. Малоизученным остаётся вопрос об отсроченных проявлениях реакции на стресс после ДТП. Имеется дефицит пролонгированных исследований, позволяющих проследить динамику последствий пережитых событий. Результаты обзора показывают, что, несмотря на увеличение различных показателей качества жизни с течением времени после аварии у большинства пациентов никогда не достигается популяционная норма. Также для повышения качества оказания медико-психологической помощи необходимо учитывать преморбидные характеристики личности, которые могут влиять на развитие отсроченных реакций на стресс.

Список литературы

  1. Арпентьева М.Р. Дебрифинг как форма социально-психологического консультирования / М.Р. Арпентьева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. - №4. - С. 108-111.
  2. Бек А. Когнитивная психотерапия расстройств личности / А. Бек, А. Фримен. - СПб: Питер, 2020. – 448 с.
  3. Булыгина В.Г. Психология высокорискового вождения (обзор зарубежных исследований) / В.Г. Булыгина, А.А. Дубинский, С.В. Шпорт, Д.С. Калинкин // Психология и право. – 2016. - №6(2). – С. 72–92.
  4. Механтьева Л.Е. Психологические аспекты первой помощи в чрезвычайных ситуациях / Л.Е. Механтьева, А.В. Петрова, Т.П. Склярова, О.Ю. Ширяев. – Воронеж, 2017. - 61 с.
  5. Механтьева Л.Е. Актуальность оказания первично-специализированной медицинской помощи при психических расстройствах при ДТП / Л.Е. Механтьева, Л.А. Никулина, Е.В. Мохова и др. // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. - 2019. - №1(10). - С. 262-264.
  6. Хартманн В.Д. Разработка новой методики обучения сотрудников МЧС при проведении АСР при совершении ДТП / В.Д. Хартманн // Вестник науки. – 2023. - №6(63). - Том 1. - С. 1054-1062.
  7. Шпорт С.В. Медико-психологическое сопровождение участников дорожно-транспортных происшествий / С.В. Шпорт, А.С. Васильченко, А.А. Дубинский и др. - М.: ФГУ ГНЦССП, 2018. – 20 с.
  8. Шпорт С.В. Клинико-психиатрические и социально-психологические последствия дорожно-транспортных происшествий (обзор литературы) / С.В. Шпорт, А.С. Васильченко, М.Ю. Стрюцкова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2019. - №2(103). – С. 82-89.
  9. Kenardy J. The effect of mental health on long-term health-related quality of life following a road traffic crash / J. Kenardy, M. Heron-Delaney, J. Warren, E. Brown // Results from the UQ SuPPORT study. – 2015. № 46(5): - P. 883–890.
  10. Trogolo L.A. The role of difficulties in emotion regulation on driving behavior. Journal of Behavior / L.A. Trogolo, F. Melchior, L.A. Medrano // Health and Social Issues. - 2014. - Vol. 6, №1. - P. 107-177.

Интересная статья? Поделись ей с другими: