УДК 159.9

Формирование интернет-зависимости у студентов в условиях стресса

Денека Дарья Владимировна – студент магистратуры Кубанского государственного университета.

Аннотация: В статье раскрывается понятие стресса и рассматривается его влияние на формирование зависимостей у индивида. Проводится исследование среди студентов, посвященное выявлению взаимосвязи между стрессом и интернет-зависимостью. Проанализированы уровни стресса и нервно-психического напряжения, а также изучена взаимосвязь с интернет-зависимостью. Исследование показало, что значительная часть студентов проявляет высокий уровень стресса и нервно-психического напряжения, а также имеет выраженные признаки интернет-зависимости.

Ключевые слова: интернет-зависимость, стресс, аддикция, механизм защиты, психологическое здоровье.

Введение

Стресс является центральным понятием понимания как жизнедеятельности индивида, так и процесса эволюции. Все существа сталкиваются с угрозой гомеостаза, на который следует отвечать адаптивными реакциями. Наше будущее как индивидов и как вида зависит от нашей способности адаптироваться к сильным стрессовым факторам. В настоящее время человечество, в целом, и студенческая прослойка, в частности, на общественном уровне сталкивается с нехваткой

институциональных ресурсов, эпидемией. Такие факторы стрессовых реакций относятся и к индивидуальному уровню прохождения ситуации, и могут определяться как предпосылки формирования аффективных ответных реакций, одним из которых является интернет-зависимое поведение.

Такая форма адаптации к проживанию постоянных стрессовых воздействий начала характеризовать молодых людей в начале ХХІ века и может обуславливаться доступностью и независимостью от финансового состояния, места пребывания и временного фактора. Пандемия была еще одним фактором формирования интернет-зависимого поведения у студентов, принимавшего свое развитие из социокультурной природы индивида, а также перехода всей образовательной среды на виртуальные платформы. Резкая виртуализация жизненных процессов студентов – еще один источник развития стресса.

Понятие стрессовых ситуаций широко используется, когда требования происходящего угрожают превысить ресурсы личности и могут провоцировать острую стрессовую реакцию. У лиц студенческого возраста это может быть адаптивным ответом и, как правило, не создавать сложных посттравматических последствий. Однако, если стрессовые факторы слишком сильны и слишком устойчивы у лиц, находящихся в нестабильных жизненных обстоятельствах, и уязвимы к внешним воздействиям, изменения в среде, нестабильность экономической ситуации и угроза личностной целостности могут привести к активации защитных механизмов, одним из которых является интернет-аддикция.

Изучение проблемы особенно важно в ситуации настоящего, поскольку каждый индивид нашего общества получил опыт проживания травматических событий и испытал дефицит психосоциальных ресурсов и, как следствие, снижение уровня навыков преодоления стресса. Следовательно, увеличился процент аффективных реакций, среди которых и привыкание к Интернету.

Такой феномен может рассматриваться как адекватная психическая реакция на стресс, который получило общество, проявляющееся в виде

защитного механизма – бегства. И можно предположить, что устранение первоисточника стресса сможет дать возможность минимизировать проявления интернет-зависимости.

Постановка проблемы

Стресс – это природное чувство неспособности справиться с конкретными требованиями и событиями. Однако он может стать хроническим состоянием, если личность не принимает меры по минимизации его влияния. Эти требования могут влиять на академическую деятельность, межличностные отношения, финансовую составляющую и другие индивидуальные проявления, создавая реальную или мнимую угрозу целостности личности.

А.В. Левада рассматривает понятие стресса как мотиватора, которое может быть важным для выживания, обеспечения здоровой конкуренции и проявления лидерских качеств в ситуации конфликта [4]. Так выбирая механизм отреагирования на опасность. Однако реакция, определяющая такое проявление, может переходить в гиперреакцию, которая часто проявляется в повышенном уровне тревожности и агрессии, и может формировать лояльность к этим состояниям и обеспечивать уязвимость индивида от среды.

В. К. Шамрей, А. И. Колчев, Е. С. Курасов определяют, что факторы окружающей среды, вызывающие эту реакцию, называются стрессорами. Примерами являются шум, агрессивное поведение, а также академические нагрузки, возрастные особенности и ситуативные кризисы [5]. Чувство стресса имеет тенденцию усиливаться вместе с количеством стрессовых факторов.

Для более развернутого углубления в тему была отмечена такая классификация стрессоров как:

  • рутинные стрессоры – определяются как влияние постоянно действующих раздражителей на психическую среду индивида и включают в себя бытовые ежедневные ритуалы, обязанности и организационные мероприятия;
  • внезапные стрессоры – непредсказуемое изменение, сопровождающее индивида, таково: семейная потеря или лишение работы, введение карантинных условий существования или военное вторжение на территорию государства.

Итак, личность студента в актуальном промежутке времени может подвергаться воздействиям обоих типов стрессоров: в первую очередь, получая тревожное сопровождение, вследствие пандемии, а второстепенно – академические нагрузки, как проявление бытового стрессора. Можно предположить, что студенческая среда является одной из психологически уязвимых социальных страз, и легче, чем всегда, может прибегать к чрезмерному потреблению социальных сетей и интернет-ресурсов как проявления механизмов защиты.

Исходя из оценки предполагаемой угрозы, личностные рефлексы вызывают ответы на преодоление, проявляющиеся в интегрированной реакции индивида на ситуацию, выделяют следующие виды ответных реакций:

  1. Бегство (активация): мобилизация внутренней энергии личности, направленная на преодоление стрессора, или минимизацию его влияния через активную деятельность, в результате которой уровень стресса уменьшается и возвращается к норме.
  2. Бдительность (торможение): угнетение психических проявлений в ответ на раздражитель, в результате которого стресс принимается индивидом как активная часть действительности и продолжает взаимодействовать с субъектом, формируя стрессовое расстройство.

Любой ответ на реальную или мнимую угрозу является «ситуационной стереотипией», предусматривающей алгоритм действий индивида в соответствии с переживаемой темой. Следовательно, можно указывать на то, что реакция активизации интернет-потребления как формы самозащиты или взаимодействия в сети как компенсации проявления ответа может служить стереотипной реакцией на стресс. Также важно отметить, что стрессовые

жизненные события часто предшествуют тревожным расстройствам, являющимся одной из основных причин интернет-адикции [2].

Следующим аспектом для понимания явления стресса является изучение стадий его развития в студенческом возрасте:

  1. Тревога – повышение уровня аффективного поведения в соответствии с окружающей обстановкой, невозможность найти фундамент для самостабилизации. Возможно развитие компульсивных действий как ответной реакции для сохранения контроля.
  2. Сопротивление – создание возможности для минимизации влияния стрессовых факторов на собственную психическую реальность; активация защитного механизма отрицания.
  3. Дистресс – проявление состояния, при котором индивид не в состоянии полностью адаптироваться к стрессовым ситуациям и вызванным ими последствиям и проявляет дезадаптивное поведение: агрессия, пассивность или изоляционизм [1].

Теоретический анализ этапов формирования личностного стресса создает возможность для формирования модели причин развития интернет- зависимости вследствие стрессовых влияний (см. рис. 1):

  1. Минимизация тревоги (составляющая замещение): виртуальное пространство создает безопасное место для проживания негативных ситуаций и дает возможность самоконцентрации через онлайн-игру, занятия интернет-серфингом и другими видами деятельности, в основе которых есть компульсивные характеристики действий.
  2. Социальная среда (компенсационная составляющая): поскольку лицо является социально зависимой структурой действительности – личность осуществляет переход к онлайн пространству в результате минимизации контактов с внешней средой (бегства);
  3. Дезадаптивное поведение (составляющая зависимости): пребывание в пространстве Интернета как социально приемлемая форма ненормативных проявлений личности [3].

1

Рисунок 1. Модель причин развития интернет-зависимости в результате стрессовых воздействий.

Следовательно, такое рассмотрение структуры взаимозависимости стадий стресса с проявлениями интернет зависимости позволяет указывать на то, что ситуация стресса может рассматриваться как причина возникновения интернет-адикции у студентов и служить временным или постоянным проявлением деструктивной составляющей личности.

Таким образом, рассматривая стресс как важную составляющую интернет-зависимости, мы имеем возможность расширения понимания причин формирования такого поведения через призму стрессовых влияний на личность студента:

  • проблемы в основной сфере занятости личности (школа, студенчество, работа);
  • нехватка времени или финансовая нестабильность;
  • тяжелая потеря близкого человека;
  • семейные конфликты, низкий уровень межличностного взаимодействия в рамках института семьи;
  • снижение иммунитета, частое заболевание личности;
  • изменение места пребывания (дома, работы, города, страны);
  • проблемы в построении межличностной коммуникации в партнерских отношениях;
  • аборт или потеря беременности;
  • страх преступности;
  • неблагоприятное пространство, в котором находится лицо: чрезмерный шум, переполненность и загрязнение;
  • частые ситуации личной неопределенности или ожидание

важного результата.

Опираясь на теоретический обзор проблемы, мы разработали и провели исследование, направленное на выявление уровня стрессовых реакций в студенческом возрасте и взаимозависимости стрессовых проявление личности и наличия у них тенденций интернет-зависимости.

Экспериментальная работа проводилась среди студентов ІІ – ІV курсов. Выборка составляет 50 человек: 45% юноши; 55% – девушки.

Учитывая актуальность изучения эмоциональных трудностей в острых стрессовых состояниях студенческой молодежи, была поставлена цель, прежде всего: выявить уровень стрессовых проявлений у респондентов. Была внедрена методика «Шкала психологического стресса РSM-25».

Анализ результатов методики показал, что 36% опрашиваемых имеет высокий уровень проявления стресса, 48% – средний и только 16% респондентов имеют низкий уровень стресса (см. рис. 2).

2

Рисунок 2. Результаты методики «Шкала психологического стресса РSM-25».

В результате диагностики уровня стресса у студентов был выявлен значительный рост стрессовых проявлений, причиной чего могут быть изменение места жительства, переживание коллективной травмы, повышение уровня тревожности, обусловленной событиями общества и условных или явных опасностей. Принимая во внимание результаты, следует указать на симптомы проявления стресса, которые могут быть у студентов: панические приступы, психосоматические реакции, истощение организма индивида, снижение уровня стойкости психики.

Следующей составляющей изучения эмоциональных трудностей в стрессовых состояниях студентов стала оценка нервно-психического напряжения, осуществляемая по методике «Оценка нервно-психического напряжения» Т.А. Немчин. В результате обработки этой методики было обнаружено, что уровень экстенсивного напряжения достигает 19%, уровень интенсивного нервно-психического напряжения 25%. Также 40% респондентов присущ умеренный уровень напряжения, и только 16% – низкий (см. рис. 3).

3

Рисунок 3. Результаты методики «Оценка нервно-психического напряжения» Т.А. Немчин.

Анализ полученных данных позволяет утверждать, что четвертая часть (25%) группы имеет интенсивные проявления стресса, и 19% – экстенсивные, что может быть обусловлено появлением сильных внезапных раздражителей

на фоне воздействия вредных факторов жизнедеятельности, дефицитом времени и информации, необходимых для принятия решения и организации действий. Отметим, что такие показатели могут указывать на процессы возбуждения в нервной системе студентов, что часто ведет к патологии (снижение уровня функциональной активности головного мозга, надежность его работы, возможно развитие неврозов, гипертонической болезни, стенокардии, бессонницы, язвенной болезни желудка и других недугов).

Следующий этап эксперимента был направлен на исследование взаимозависимости высокого уровня стрессовых проявлений личности и тенденций интернет-зависимости, группу которого представили 40% выборки первого этапа, в нее вошли студенты с высокими показателями стресса и нервно-психического напряжения. Выборка составляет 35 человек.

Определение уровня проявлений интернет-зависимого поведения у студентов с высоким уровнем стрессовых тенденций осуществлялось с помощью теста на Интернет-зависимость К. Янга.

Обработка полученных результатов позволила указать на то, что 38% респондентов (с высоким показателем уровня стресса) имеют высокий уровень проявления интернет-зависимого поведения, 42% обладают средним уровнем и лишь 20% имеют низкий уровень зависимости от пребывания в сети (см. рис. 4.).

4

Рисунок 4. Результаты теста на Интернет-зависимость К. Янга.

Полученные результаты позволяют утверждать, что студентам с высоким уровнем стрессовых реакций характерно аддиктивное поведение, прежде всего Интернет-зависимость. Также данные могут указывать на то, что студенты используют сеть как форму бегства или самозащиты от неблагоприятных событий жизнедеятельности.

Отметим, что последствия, связанные со стрессом, также отличаются в зависимости от личных факторов и окружающей среды. Личные факторы риска развития депрессии, тревоги или посттравматического стрессового расстройства после серьезного жизненного события, катастрофы или травмы включают в себя предварительный личностный анализ индивида, невротизм, женский пол и другие социально-демографические переменные. Также связь между зависимыми тенденциями и неблагоприятностью окружающей среды может быть двусторонней, поскольку долгое пребывание в Интернете оказывает свое влияние на психическую картину здоровья человека.

Следовательно, существует взаимозависимость между уровнем психоэмоционального напряжения и наличием стрессовых факторов в процессе активной деятельности индивида и высоким уровнем проявления интернет-зависимости. Можно сделать вывод о том, что минимизация стрессовых влияний позволит снизить проявления зависимых проявлений у студентов.

Выводы

Изучение темы стресса как предпосылки для формирования интернет-зависимого поведения студентов дало возможность раскрыть понятие стресса как естественного ощущения неспособности справиться с конкретными требованиями и событиями. Экспериментально доказано, что студентам с высоким уровнем стрессовых реакций присуще аддиктивное поведение, прежде всего интернет-зависимость. Также данные могут указывать, что студенты используют сеть как форму побега или самозащиты от неблагоприятных событий жизнедеятельности.

Следовательно, уровень психоэмоционального напряжения и наличия стрессовых факторов в процессе активной деятельности индивидуума коррелируют с высоким уровнем проявления интернет-зависимости. Минимизация стрессовых воздействий позволит снизить проявления зависимых проявлений у студентов.

Список литературы

  1. Внучко А. Ч. Проблема взаимосвязи эмоционального переживания и процесса мотивации в современном пространстве [Электронный ресурс] // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. - 2022. - № 1. - С. 73-78. - URL: item.asp?id=48288508
  2. Жантикеев С.К., Саттыклышева А.С. Интернет-зависимость или социальные сети как часть жизненного пространства молодежи // Кронос. 2020. №2 (41). С.22-25
  3. Ильина В.В., Молчанова Л.Н. Особенности копинг-поведения студентов, склонных к интернет-зависимости // Коллекция гуманитарных исследований. 2019. №5 (20). С.27-34
  4. Левада А.В. Стресс как главная причина формирования аддиктивного поведения // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2022. № 2. С. 46-50
  5. Стресс и аддиктивное поведение / В.К. Шамрей, А.И. Колчев, Е.С. Курасов [и др.] // Известия Российской военно-медицинской академии. 2020. Т. 39, № S3-4. С. 293-296.

Интересная статья? Поделись ей с другими: