УДК 159.9

Взаимосвязь копинг-стратегий с профессиональным выгоранием у буровиков (на примере ООО «ПИП «Сиаль»)

Бирюлина Кристина Сергеевна – студентка Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.
Дворцова Елена Валерьевна – кандидат психологических наук, доцент Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Аннотация: Данная статья является теоретическим обзором исследования проблемы взаимосвязи профессионального выгорания и копинг-стратегий у буровиков на базе ООО «ПИП «Сиаль», г. Новокузнецк. Проведено эмпирическое исследование уровня профессионального выгорания и способов совладающего поведения в стрессовых ситуациях, а также корреляционный анализ полученных результатов, выявивший наличие достоверной прямой связи между изучаемыми явлениями. Результаты исследования могут быть полезны в работе психологов и руководителей предприятий, а также при разработке рекомендаций по профилактике выгорания и формирования продуктивных стратегий поведения.

Ключевые слова: копинг-стратегии, способы совладающего поведения, выгорание, профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание, буровики, профессиональная деятельность буровиков.

Keywords: coping strategies, ways of coping behaviour, burnout, professional burnout, emotional burnout, drillers, professional activity of drillers.

Сегодняшний мир можно назвать нестабильным, сложным и неоднозначным. Темп жизни в современном мире постоянно увеличивается, а люди в нем все больше подвержены эмоциональным перегрузкам и хронической усталостью. Постоянная коммуникация с другими людьми оказывает на специалистов особое влияние в виде психоэмоциональной истощенности. Стрессовые ситуации, в которые попадают специалисты, занимающиеся тяжелым физическим трудом, повторяются довольно часто. Именно эти люди в силу специфики своей деятельности находятся в зоне риска. Среди расстройств профессионалов данной области на первом месте находится синдром профессионального выгорания, являясь негативным последствием, который обусловлен спецификой работы, выполняемый ими.

Несмотря на то, что проблема зависимого поведения описана уже сотни лет, медико-социальная реабилитация зависимых в нашей стране находится только в начале своего пути. Исследования возможности реабилитации зависимых, по разным программам, в западных странах имеет многолетнюю историю, а в нашей стране данные исследования имеют намного меньшие объемы. Исходя из этого, исследование проблемы профессионального выгорания среди работников, занимающихся тяжелым физическим трудом, к которым относятся буровики, имеет большое значение для понимания механизмов его развития и возможности профилактики деструктивных состояний.

Понятие «копинг» происходит от английского «to cope» – («справляться, преодолевать»). Впервые термин «копинг» был использован L. Murphy в 1962 году в исследовании способов преодоления детьми кризисов развития [2].

По мнению Р. Лазаруса, С. Лазаруса и С. Фолкмана, копинг – это динамическое взаимодействие человека с ситуацией, когнитивное, поведенческое и аффективное усилие, направленное на разрешение внешних или внутренних противоречий [5].

Авторы данного определения описывают это усилие как человеческое начинание, т.е. процесс преодоления трудностей самой жизни. В то же время эти усилия могут быть как успешными, так и не приносить желаемых результатов. В любом случае задача совладания с негативными жизненными ситуациями состоит либо в преодолении трудностей, либо в смягчении их негативных последствий, либо в их избегании, либо просто в терпимом отношении к их существованию.

Классификация копинг-стратегий, созданная Фолкман и Лазарусом включает проблемно-ориентированный и эмоционально-ориентированный (временно-помогающий) копинг. Использование проблемно-ориентированных копингов предполагает разрешение ситуации через когнитивные и поведенческие усилия, а эмоционально-ориентированных копингов – сохранение самоконтроля через мысли и действия, которые временно снижают физическое и психологическое действие стресса [1]. Необходимо сказать, что эмоционально-ориентированные копинги не решают проблемную ситуацию, а лишь временно с помощью мыслей и действий облегчают действие стрессора, помогают человеку почувствовать себя лучше.

Различные копинг-стратегии могут быть эффективными в разных ситуациях, в зависимости от индивидуальных потребностей и предпочтений. Некоторые из наиболее распространенных копинг-стратегий включают в себя: проблемное решение – попытка решить проблему напрямую, используя логику и анализ; эмоциональная регуляция – попытка изменить свои чувства и эмоции, связанные с трудной ситуацией; социальная поддержка – обращение к друзьям, семье или профессионалам для получения помощи и поддержки; избегание – избегание ситуации или отвлечение внимания на другие вещи; религиозные или духовные практики – использование молитв, медитации или других религиозных или духовных практик для управления стрессом и справления с трудными ситуациями.

Термин «выгорание» («burnout») начали использовать для определения различных психических явлений сравнительно недавно. Впервые данный термин в своих исследованиях использовал американский психоаналитик Герберт Фрайденберг. Термин использовался для описания расстройств личности у здоровых людей, который возникает как следствие интенсивного и нагруженного эмоционально общения, в процессе профессиональной деятельности, с клиентами, пациентами, учениками [6].

Исследователями К. Маслач и С. Джексоном была разработана концептуальная модель выгорания. В предложенной модели выгорание рассмотрено как синдром, который проявляется в нескольких базовых симптомах: эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личностных достижений [4].

П. Брилл определяет синдром профессионального выгорания как профессионально обусловленное дисфункциональное состояние здорового индивида без существенных патологий, обладающее двумя специфическими симптомами и снижением уровня достижений на работе. Основной же причиной выгорания выделяются высокие ожидания, которые не могут быть реализованы в реальной жизни. Два компонента, которые определяет автор: наличие дисфорических симптомов, характеризующих эмоциональную сферу; не допущение возможности выгорания вне профессиональной деятельности и среди лиц, которые страдают психическими расстройствами.

Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова относят синдром выгорания к числу феноменов личностной деформации и представляют, как: «Многомерный конструкт, набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Это ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций» [3].

Для проведения эмпирического исследования взаимосвязи копинг-стратегий с профессиональным выгоранием, мы диагностировали буровиков на базе ООО «ПИП «Сиаль», г. Новокузнецк. Генеральную совокупность выборки составили 26 человек в возрасте от 24 до 64 года. Гипотезой данного исследования было предположение, что существует взаимосвязь между копинг-стратегиями и профессиональным выгоранием у буровиков, а именно: чем выше профессиональное выгорание, тем выше копинг-стратегия «бегство-избегание» и ниже копинг-стратегия «разрешение проблемы» и «поиск социальной поддержки». Анализ и обработка данных производилась с помощью метода ранговой корреляции Спирмена.

Для выявления выбранных буровиками стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях обратимся к анализу результатов, полученных в ходе проведения опросника «Способов совладающего поведения» (Р. Лазаруса, С. Фолкмана). Результаты диагностики представлены на рисунке 1.

1 

Рисунок 1. Средние значения по методике «Способов совладающего поведения».

Наибольшая выраженность стратегии «поиск социальной поддержки» – 57,12, что предполагает попытки разрешения проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки.

Следующие в порядке убывания следуют стратегии: «дистанцирование» – 55,42, респонденты склонны преодолевать негативные переживания в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее, также им характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания; «бегство-избегание» – 54,27, респонденты склонны преодолевать негативные переживания в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения; «принятие ответственности» – 54,12, респонденты признают свою роль в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения.
Меньше всего используются такая стратегия как «конфронтационный копинг» – 49,96. Такие респонденты склонны предпринимать агрессивные действия, вступать в конфликты с коллегами и начальством, чтобы избавиться от проблемы.

Мало используется стратегия «положительная переоценка» – 48,46. Испытуемые используют возможность преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. А также редко используется стартегия «самоконтроль» – 49,88. Испытуемые предпринимают попытки преодолеть негативные чувства и переживания в связи с проблемой за счет подавления эмоций, контроля своего поведения и стремления к самообладанию.

Проведем анализ данных, полученных с помощью методики «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Е. Джексон). Результаты диагностики профессионального выгорания буровиков представлены на рисунке 2.

2

Рисунок 2. Средние значения по методике «Диагностика профессионального выгорания».

По шкале «эмоциональное истощение» полученное значение находится в диапазоне средних значений – 21,5, но данный показатель уже близок к высокому уровню. У таких испытуемых эмоциональное истощение может проявляться в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом.
По шкале «деперсонализация» выявились средние результаты, ближе к низкому – 5,62, что предполагает возможность формирования у испытуемых особых, деструктивных взаимоотношений с окружающими людьми, в данном случаев с коллегами по работе.

По шкале «редукция профессиональных достижений» получились низкие результаты – 26,54. Испытуемые испытывают недовольство собой, негативное самовосприятие в профессиональном плане, чувство собственной несостоятельности и безразличие к работе.
Далее необходимо проанализировать результаты применения методики «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф), представленные на рисунке 3.

3 

Рисунок 3. Средние значения по методике «Шкала психологического благополучия».

На данном рисунке мы можем видеть, что по всем шкалам методики «Шкала психологического благополучия» все значения попали диапазон средних значений. Наиболее выражены факторы «автономия» – 5,38 и «личностный рост» – 5,00, меньше всего значение «самопринятие» – 4,15.

Высокий балл по шкале «автономия» характеризует респондента как самостоятельного и независимого, способного противостоять попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом, самостоятельно регулирует собственное поведение, оценивает себя в соответствии с личными критериями.

Высокий балл по шкале «личностный рост» говорит нам о том, что респонденты постоянно совершенствуют свои знания, умения и навыки, накапливают необходимый опыт в профессиональной деятельности, они стремятся достичь поставленных целей и для этого усиленно работают над собой.
Наименьший балл по шкале «самопринятие» характеризует респондента как человека, который позитивно относиться к себе, знает и принимает различные свои стороны, включая хорошие и плохие качества, положительно оценивает свое прошлое.

В ходе применения корреляционного анализа методик «Диагностика профессионального выгорания» (К. Маслач, С. Е. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой), «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман), «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф) по критерию Спирмена, были получены следующее корреляции.

По шкале «конфронтация» выявлена положительная корреляция с «эмоциональным истощением» (r = 0,568, при p ≤ 0,01), что свидетельствует о том, что частое использование не конструктивной стратегии, быстрее приведет к эмоциональному выгоранию, а по представленной выборке значения по эмоциональному истощению итак близки к высоким. Отрицательные корреляции с «управление окружением» (r = -0,441, при p ≤ 0,05), «целью в жизни» (r = -0,44, при p ≤ 0,05) и «самопринятием» (r = -0,723, при p ≤ 0 ,001), то есть частое использование стратегии поведения «конфронтация» сопровождается контролем всей внешней деятельности, целью в жизни и чувством направленности, позитивным отношением к себе.

По шкале «дистанцирование» выявлены положительные корреляции с «эмоциональным истощением» (r = 0,585, при ≤ 0,01) и «деперсонализацией» (r = 0,398, при p ≤ 0,05), то есть чем выше степень использования стратегии поведения «дистанцирование», тем намного чаще человек переживает эмоциональное напряжение в процессе работы, что может проявляться в физической усталости, чувстве психологического и эмоционального истощения. Отрицательные корреляции с «автономией» (r = -0,473, при p ≤ 0,05), «самопринятием» (r = -0,505, при p ≤ 0,01) и «целью в жизни» (r = -0,556, при p ≤ 0,01), то есть чем выше степень использования копинг поведения «дистанцирование», тем ниже уровень позитивного функционирования человека, реализации его потенциала, успешность в реализации своих планов и удовлетворенность самим собой.

По шкале «самоконтроль» выявлена положительная корреляция с «принятием ответственности» (r = 0,58, при p ≤ 0,01), то есть чем выше степень использования копинг поведения «самоконтроль», тем больше вероятность полного принятия любого развития ситуации и любых последствий.
По шкале «поиск социальной поддержки» выявлены положительные корреляции с «положительной переоценкой» (r = 0,605, при p ≤ 0,01), «положительными отношениями» (r = 0,695, при p ≤ 0,001), «личностным ростом» (r = 0,498, при p ≤ 0,01) и «автономией» (r = 0,516, при p ≤ 0,01), то есть чем выше степень использования стратегии поведения «поиск социальной поддержки», тем выше уровень положительного отношения человека к самому себе, к своим личностным и профессиональным качествам, он способен обеспечивать контроль над событиями в своей повседневной жизни, устанавливать здоровые межличностные отношения, стремиться к независимости и развитию собственного потенциала. Отрицательная корреляция с «деперсонализацией» (r = -0,58, при p ≤ 0,01), то есть содействие окружения в преодолении жизненных трудностей человека способствует снижению негативных переживаний и установок по отношению к другим людям.

По шкале «принятие ответственности» положительные корреляции с «положительной переоценкой» (r = 0,445, при p ≤ 0,05), «эмоциональным истощением» (r = 0,612, при p ≤ 0,001), «управление окружением» (r = 0,442, при p ≤ 0,05) и «самопринятием» (r = 0,698, при p ≤ 0,001), то есть чем выше степень использования стратегии поведения «принятие ответственности», тем выше уровень признания и уважения своей индивидуальности, способности видеть в любой ситуации положительные стороны. Такой человек обладает необходимой компетенцией в управлении окружением, способен создавать условия деятельности, подходящие для успешного выполнения своих профессиональных задач. Однако частое использование данной стратегии поведения может привести к перенапряжению, исчерпыванию физических и эмоциональных ресурсов. Отрицательная корреляция с «целью в жизни» (r = -0,45, при p ≤ 0,05), соответственно, чем выше степень использования стратегии поведения «принятие ответственности», тем меньше человек задумывается о своих потребностях, не замечает своих «хочу», можно сказать, что он не выбирает в своей жизни себя.

По шкале «бегство-избегание» выявлены положительные корреляции с «эмоциональным истощением» (r = 0,745, при p ≤ 0,001) и «деперсонализацией» (r = 0,635, при p ≤ 0,001), то есть чем выше степень использования стратегии поведения «бегство-избегание», тем больше выраженность эмоционального истощения в результате чрезмерной работы, эмоционального отстранения и безразличия, тенденции к негативной оценки своей компетентности. Отрицательные корреляции с «положительными отношениями» (r = -0,433, при p ≤ 0,05), «автономией» (r = -0,736, при p ≤ 0,001), «управление окружением» (r = -0,648, при p ≤ 0,001), «личностным ростом» (r = -0,528, при p ≤ 0,01), «целью в жизни» (r = -0,548, при p ≤ 0,01) и «самопринятием» (r = -0,699, при p ≤ 0,001), соответственно, частное использование стратегии поведения «бегство-избегание» способствует снижению количества доверительных отношений с окружающими. Такой человек принимает важные решения полагаясь на мнение других, испытывает сложности в организации повседневной деятельности.
По шкале «планирование решения проблемы» выявлены положительные корреляции с «положительными отношениями» (r = 0,634, при p ≤ 0,001), «автономией» (r = 0,427, при p ≤ 0,05), «личностным ростом» (r = 0,425, при p ≤ 0,05), то есть чем выше степень использования стратегии поведения «планирование решения проблемы», тем выше уровень доверительных отношений с другими людьми, способность принимать самостоятельные решения, восприятие себя «растущим» и самореализовывающимся. Отрицательная корреляция с «деперсонализацией» (r = -0,567, при p ≤ 0,01), то есть частое использование стратегии поведения «планирование решения проблемы» обусловливает снижение потери отзывчивости и соучастия в процессе общения с окружающими людьми, исключает случаи негативного и циничного отношения.

По шкале «эмоциональное истощение» выявлены отрицательные корреляции с «автономией» (r = -0,591, при p ≤ 0,01), «управление окружением» (r = -0,796, при p ≤ 0,001), «целью в жизни» (r = -0,678, при p ≤ 0,001) и «самопринятием» (r = -0,744, при p ≤ 0,001), то есть чем выше уровень эмоционального истощения, тем ниже уровень самостоятельности и независимости человека, его способности противостоять попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом, что приводит к отсутствию чувства направленности в жизни и позитивного отношения к себе как личности.
По шкале «деперсонализации» выявлены отрицательные корреляции с «положительными отношениями» (r = -0,648, при p ≤ 0,001), «автономией» (r = -0,638, при p ≤ 0,001) и «управление окружением» (r = -0,398, при p ≤ 0,05), соответственно, чем выше показатель деперсонализации, тем ниже показатель доверительных отношений с окружающими людьми, в межличностных отношениях изолирован и фрустрирован, не способен принимать решения самостоятельно, имеет трудности в контроле внешней деятельности.
По шкале «редукция профессионального достижения» выявлены положительные корреляции с «управление окружением» (r = 0,43, при p ≤ 0,05), «целью в жизни» (r = 0,644, при p ≤ 0,001) и «самопринятием» (r = 0,439, при p ≤ 0,05), то есть что чем больше степень удовлетворенности человека собой как личностью и как профессионалом, тем больше степень управления окружением как способа создания комфортных условий работы и отдыха, он не лишен жизненной цели, перспектив или убеждений, определяющих смысл его жизни, также наделен умением принимать в себе различные стороны, включая как хорошие, так и плохие качества.
Согласно полученным результатам корреляционного анализа, можно сделать вывод о том, что установлена значимая взаимосвязь между определенными показателями профессионального выгорания и совладающим поведением в стрессовых ситуациях.

Исходя из полученных данных, мы выяснили, что выдвинутая нами гипотеза о том, что существует взаимосвязь копинг-стратегий с профессиональным выгоранием, а именно: чем выше профессиональное выгорание, тем выше копинг-стратегия «бегство-избегание» и ниже копинг-стратегия «планирование решения проблемы» и «поиск социальной поддержки» подтверждается частично, так как не все показатели профессионального выгорания имеют взаимосвязь с данными копинг-стратегиями.

Список литературы

  1. Битюцкая Е. В. Опросник способов копинга: методическое пособие / Е. В. Битюцкая. – М. : МГОУ. – 2015. – 79 c.
  2. Водопьянова Н. Е. Копинг-стратегии как фактор профессиональной адаптации / Н. Е. Водопьянова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2015. – Т. 5. – № 1. – С. 73-82.
  3. Водопьянова Н. Е. Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб. : Питер. – – 358 с.
  4. Кустова В. В. Феномен синдрома эмоционального выгорания педагогов: монография / В. В. Кустова. – М. : ИрГУПС. – 2016. – 167 с.
  5. Лазарус Р. Совладание (coping) // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб. : Питер. – 2003. – С. 514-538.
  6. Ленглэ А. Эмоциональное выгорание – пепел после фейерверка // Здоровье и успех. – 2021. – № 5. – С. 16-17.