УДК 159.9.072

Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Кузнецова Надежда Анатольевна – студентка магистратуры Шадринского государственного педагогического университета

Научный руководитель Быкова Елена Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии Шадринского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматривается проблема тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены результаты исследования уровня тревожности дошкольников. Общая выборка исследования составила 100 детей 5-6 лет и 98 родителей. Разработана и апробирована программа снижения тревожности. Полученные результаты свидетельствуют о её эффективности.

Ключевые слова: тревожность, старшие дошкольники, дети, снижение, программа.

Особым и важнейшим этапом в жизни ребенка признан дошкольный возраст. В этом возрасте берет основу тот фундамент относительно устойчивого внутреннего мира, который впоследствии помогает формироваться личности ребенка и дает основание называть его так. Дошкольный этап – это этап, когда дети начинают усваивать нормы и правила поведения, которые приняты обществом, а на основе этих правил, сопряженных с собственной индивидуальностью в дальнейшем выстраивают отношения со взрослыми и сверстниками.

На дошкольном этапе ребенок оценивать поступки с разных сторон, но, прежде всего, с точки зрения морали, а также подчинения этим нормам. В системе образования в настоящий момент на ведущий план выдвигается проблема сохранения эмоционального благополучия ребенка. Это включает в себя: позитивное самоощущения и самоидентификацию, комфорт внутреннего состояния, спокойствие в целом, позитивное отношение к себе и окружающему миру, адекватную оценку своих возможностей, без перекосов в высокую или низкую самооценку: «Необходимо учитывать, что в период адаптации для эффективного включения в новые социальные отношения, совместную деятельность с новыми взрослыми, ребенку наиболее эффективно может поспособствовать полученный ранее опыт. Отрицательный эмоциональный опыт, неблагоприятные обстоятельства могут способствовать появлению различных негативных последствий, в том числе и повышенной тревожности ребенка» [1.с, 5].

Последние годы тенденция в психологии развития детей дошкольного возраста имеет неутешительные факты, которые свидетельствуют об увеличении количества детей, чью эмоциональную сторону можно охарактеризовать повышенной тревожностью и неуверенностью в себе, а также эмоционально нестабильностью. «Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворенностью возрастных потребностей ребенка. Современные условия в обществе, нестабильность в семейных отношениях и ранняя интеллектуализация способствуют проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребенка, повышают уровень его тревожности» [2.с,17].

Тревога вызывается факторами склонности к беспокойству и стрессам, приходящих к ребенку не только из мира взрослых, но и из системы отношений в семье, которые устанавливаются родителями между собой и ребенком. Также на тревожность действует и поведение и отношение воспитателей и других детей во взаимодействии между личностями. «В большинстве случаев тревога возникает по вине самих родителей, что вызвано семейными неурядицами, эмоциональной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, даже родительским невниманием. Существует также связь между тревогой детей и тревогой родителей. Дети тревожных родителей испытывают страхи и беспокойство более интенсивно, чем дети эмоционально благополучных родителей» [3].

Соответственно, сознавая проблему тревожности и одновременно её расцвета среди детей дошкольного возраста, ученые начали проводить исследования на теоретическом и практическом уровнях, вследствие чего имеет место быть большое количество трудов о проблеме тревожности у школьников, в частности, и взрослых.

Но исследований, посвященных тревожности и пути решения тревожности путем снижения, очень мало. Установленный факт недостаточности исследований может мотивировать отсутствие своевременной помощи детям дошкольного возраста, у которых наблюдается повышенный уровень тревожности, что приводит к возникновению целого комплекса психологических трудностей детства: дезорганизации продуктивной и интеллектуальной деятельности, появление неврозов.

Осознавая актуальность поставленной проблемы, целью исследования стал аспект следующего содержания — выявление уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста. При этом решили разработать и апробировать программу снижения тревожности.

В качестве гипотезы мы выявили предположение о том, что программа, которая разработана, должна способствовать снижению тревожности, но при соблюдении ряда условий. Эти условия таковы: 1) включить в работу с детьми методы арт-терапии, элементы игротерапии, элементы сказкотерапии, психогимнастика; 2) проводить работу с родителями по проблеме снижения тревожности детей дошкольного возраста.

В зарубежной и отечественной психологии проблеме тревожности посвящены исследования В. Амена, В.М. Астаповой, М. Дорки, А.И. Захарова, Н.В. Имедадзе, В.Р. Кисловской, И.А. Мусиной, Е.В. Новиковой, А.М. Прихожан, Е.И. Рогова, А.С. Спиваковской, Ч. Спилбергера, Р. Тэммл, Ю.Л. Ханиной и др.

По мнению М. Левитова, «тревожность – это психическое состояние, выражающееся как опасения и нарушения спокойствия, вызванные возможными неприятностями» [4, c. 63].

А. М. Прихожан закрепила за тревожностью определение того, что «это эмоционально-личностное образование, которое имеет когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты»[5.с,17]. Мнение ученого основывается на том, что существует определенный уровень тревожности, который в допустимой норме присущ всем людям, возникает почти у каждого человека и одновременно является необходимым, чтобы адекватно приспосабливаться к окружающей действительности, наполненной стрессами. Тревожность, по мнению А. М. Пригожан, если присутствует в качестве стойкого новообразования, тем самым может подтверждать свои наличием нарушения в личностном развитии, которые могут препятствовать нормальному формированию личности, деятельности, общению. Ученый поясняет, что тревожность как устойчивое образование обусловлена неудовлетворением межличностного общения, его особенностей и прежде всего потребностей своего Я. А.М. Прихожан выделяет следующие «виды тревожности:

– устойчивая тревожность, возникающая в какой-либо сфере, которую можно обозначить как частную или специфическую (например, тестовая);

– общая, генерализованная тревожность, которая может меняться в зависимости от значимости для человека вызывающей ее причины» [5.с,17].

Кроме того, автор выделяет три формы тревожности:

  1. Острая тревожность - не регулируется или слабо регулируется, является сильной, осознанной, проявляется внешне через симптомы тревоги, своими силами человек побороть её не в состоянии.
  2. Регулируемая и компенсируемая тревожность. Личность, обладающая такой формой тревожности, может выработать действенные способы, позволяющие побороть существующую тревожность.
  3. Культивируемая тревожность – это тревожность осознаваемая, которая воспринимается человеком как положительное свойство личности. Культивируется тревожность может способствовать достижению желаемого.

A.M. Прихожан при этом пишет, что тревожность, возникающая в детском возрасте, может являться устойчивым личностным образованием, которое может сохраняться на протяжении длительного периода времени. «Тревожность имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты» [6.с,71].

Исследование снижения тревожности путём эксперимента у детей старшего дошкольного возраста разделилось и реализовывалось в пять этапов: поиск проблематики; констатирующий этап исследования; разработка и внедрение программы снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста; выявление результативности программы; количественная и качественная обработка всех данных.

Для эксперимента использовались такие методики для определения начального уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста, как «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Жорки, В. Амен), модифицируемый вариант теста «Рисунок семьи» (г.Т. Хоментаускас, Лосева В. К.,), опросник по выявлению тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко. Объём выборки испытуемых составляет 100 детей старшего дошкольного возраста, 48 мальчиков, 52 девочки в возрасте 5-6 лет, 98 родителей.

На рис. 1. представлены результаты распределения испытуемых в зависимости от уровня тревожности.

img

Рисунок 1. Результаты распределения испытуемых в зависимости от уровня тревожности в %

Внедрялась нами разработанная программа коррекционно-развивающая снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста на этапе формирующего эксперимента.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками поделилась на три этапа: диагностический, установочный и коррекционно-развивающий.

Целью диагностического этапа определилась в применении методик для того, чтобы выявить уровень тревожности у старших дошкольников.

Установочный этап заключался в налаживании доверительных отношений с детьми, в создании эмоционально-комфортного состояния личности для создания благоприятного психологического климата и появления интереса к занятиям; адаптации детей в новых условиях работы на коррекционно-развивающих занятиях.

Процесс эмпирического исследования включал и предполагал создание: благоприятной и уютной атмосферы в группе, которая бы способствовала сближению детей друг с другом; создание положительного настроя для занятий; снятие напряжения и тревожности; формирование положительного отношения друг к другу; развитие волевых качеств, необходимых для успешного проведения коррекционно-развивающего занятия. В конце названного этапа наблюдалась открытость детей к взаимодействию с психологом и к друг другу, проявлялась заинтересованность и увлеченность процессом.

Занятия коррекционно-развивающего этапа состояли из двух этапов работы: работа с родителями и работа с детьми.

В работе с родителями проводились родительские собрания и семинары-практикумы. На этих занятиях родители изучили понятие тревожного ребенка, а также узнали, как помочь тревожному ребенку справиться со своей тревожностью. Родители проходили письменно тесты «Какой я родитель», затем начинали понимать, какой выбирать стиль взаимодействия с ребенком и что нужно поменять, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи, снизить тревожность, преодолеть коммуникативные барьеры со сверстниками. Основной целью практикума стала и воплощалась гармонизация детско-родительских отношений. Из 12 участников 12 (100%) отметили положительную динамику после работы с родителем.

В групповых занятиях в работе с детьми на стороны коррекционно-развивающего этапа использовались игры на снятие напряженности, агрессии, страхов, невротических состояний, а также игры на развитие сплоченности группы, социальным навыкам. Такие социальные игры были направлены для успешного взаимодействия с окружающими людьми как помощь детям.

Отдельно отметим, что каждое занятие начиналось с приветствия и упражнения, которое способствовало созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, условий для появления интереса к занятию и в установлении доверительных отношений.

В основной части занятия при помощи игр и упражнений, направленных на снижение тревожности у детей, их использование способствовало повышению уверенности в общении с психологом и со сверстниками, также проявлялась активная позиция детей во время занятий, устранился страх темноты и одиночества, снизилось психоэмоциональное напряжение, повысилось понимание эмоционального состояния другого человека и умение адекватно выражать свое состояние.

В заключительной части присутствовали релаксационные упражнения, после выполнения которых расслаблялись мышцы. Также в этой части установилось позитивное эмоциональное состояния путем введения метода коррекционного воздействия - релаксации. К концу этапа дети научились прислушиваться к своему телу, отличая расслабление мышц, осознавая состояние покоя или напряженности, сосредоточение на себе, своих ощущениях, отключались от неприятных мыслей.

Различные методы и техники способствовали снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Арт-терапия выступила простым и эффективным способом психологической помощи. Арт-терапия берет начало из творчества в целом и игры как формы выражения себя. Правильно, когда ученое сообщество называет арт-терапию лечением творчеством. С помощью арт-терапии дети пребывали и научились гармонизации через развитие собственной личности посредством самовыражения и самопознания.

Игротерапия – это второй вид психотерапии, в которой мы использовали терапевтическое воздействие игрой для того, чтобы помочь детям преодолевать психологические и социальные проблемы, которые затрудняли им личностное и эмоциональное развитие. По своей сути игра – это ведущий вид деятельности для детей, через который они познают разные аспекты бытия. С помощью игры дети учатся сохранять и приобретать психическое здоровье (эмоциональное благополучие). Игра определяет их отношения с окружающими, помогает ребенку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения, повысить жизненный тонус, улучшить эмоциональное и физическое состояние, помогает детям развивать способности, преодолевать конфликты и достигать психологического равновесия.

Музыкотерапия, через восприятие музыки, помогала детям снять напряжение, расслабиться, прислушаться к своим ощущениям в теле. Музыкальные ритмы действительно качественно помогали детям расслабится, осознавая себя в ритме.

Релаксация (расслабление, на котором нужно сконцентрироваться) явилась одним из путей преодоления внутреннего напряжения. Осознанную релаксацию можно трактовать как сознательное расслабление мышц. С помощью релаксации дети постепенно научились управлять своими чувствами и эмоциями. Управление чувственно-эмоциональной сферой – это еще один шаг к воспитанию у детей уверенности в себе, способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведение нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя.

Сказкотерапия – это метод, который использует сказочную форму для интеграции личности. Сказкотерапия подобна творческой философии, выступает как система знаний в метафорическом ключе для помощи в развитии творческих способностей, для расширения границ мировосприятия и вырисовыванию правильной картины мира, для совершенствования взаимодействий с окружающим миром через метафоры и аллегории с поучительными выводами в конце. Дети, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищут пути решения проблем, которые встают перед ним.

Метод психогимнастики включил в себя ряд этюдов, упражнений и игр. Все эти формы направлялись с целью воздействия на психику ребенка для её развития и коррекции различных сторон. Например, как познавательной сферы психики, так и эмоционально-личностной сферы. Психогимнастика как метод помогла детям в очень важных навыках. Во-первых, это расслабление. Во-вторых, это снятие внутреннего напряжения. Дети, помимо перечисленного, научились развивать самоконтроль и волевую саморегуляцию, что детям в принципе сложно дается в любом возрасте.

На этапе контрольного эксперимента проверялась эффективность программы снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты исследования на примере экспериментальной группы показали, что произошли значительные положительные изменения в уровне снижения тревожности у испытуемых: возросло количество дошкольников с низким уровнем тревожности.

Численность же дошкольников в условиях проведения эксперимента с высоким уровнем тревожности довольно-таки уменьшилось.

Как итог эксперимента можно заключить, что дети стали чувствовать себя увереннее в общении друг с другом и со взрослыми, в детях появилась уверенность в собственных силах при осуществлении какой-либо деятельности, снизилась тревожность, страхи.

Мы сравнили эти результаты и результаты контрольной группы. На основе их сравнения мы делаем вывод о том, что после указанных мероприятий в ходе эксперимента в виде коррекционных воздействий уровень тревожности у дошкольников в экспериментальной группе значительно снизился, но при этом в контрольной группе хоть и произошли изменения, но не такие значительные.

Мы утверждаем, что корректирующее воздействие оказалось эффективным для групп эксперимента, потому что полученные данные в ходе контрольного эксперимента, их обработка, упорядочение в систему подтвердили это.

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что поставленная нами гипотеза в начале нашей статьи, которая базируется на исследовании программы для снижения тревожности у дошкольников старшего возраста нашла своё подтверждение по итогам проведения программы. В итоге мы резюмируем, что поставленные задачи и цель исследования были достигнуты в полном объёме.

Список литературы

  1. Гусова, А. Д. Психоэмоциональное переживание, проявляющееся через тревогу / А. Д. Гусова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – № 3(16). – С. 252-254. – Текст : непосредственный.
  2. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. -230 с. – Текст : непосредственный.
  3. Карапетян, С. Н. Проблема тревожности детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семье с авторитарным типом воспитания / С. Н. Карапетян // Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики: психологическая и методическая поддержка субъектов образования в современных реалиях : материалы научно-практической конференции школьников, студентов, молодых ученых, Красноярск, 20 апреля 2022 года - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. – С. 93-94. – Текст : непосредственный.
  4. Леонтьев, А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев. – Текст : непосредственный // Культурно-историческая психология. - 2020. - Т. 16. - №. 2. - С. 118-124. – Текст : непосредственный.
  5. Перлз, Ф. Гештальт-семинары / Перевод с англ. - М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2007. - 352 с. – Текст : непосредственный.
  6. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 192 с. : ил. – Текст : непосредственный.