УДК 347.21

Актуальные проблемы приватизации государственного и муниципального имущества

Осипова София Сергеевна – студентка Института права Уфимского университета науки и технологий.

Яшина Дарья Сергеевна – студентка Института права Уфимского университета науки и технологий.

Научный руководитель Балякина Елена Борисовна – кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры Гражданского права Института права Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация: Несмотря на то, что в настоящий момент времени темп и объемы приватизации государственного и муниципального имущества значительно ниже, чем это было ранее, в момент появления данного института в нашей стране, рассматриваемая процедура по-прежнему является актуальной и имеет свою проблематику. Целью работы является анализ некоторых проблем осуществления приватизации государственного и муниципального имущества для дальнейшего определения путей их решения. Исследование позволило сделать вывод о преодолении имеющихся проблем.

Ключевые слова: приватизация, государственное имущество, муниципальное имущество, проблемы приватизации, гражданское право.

Институт приватизации государственного и муниципального имущества существует в Российской Федерации уже долгие годы. Процесс приватизации делится на различные этапы, в том числе временные. Каждый временной промежуток характеризуется своими особенностями, которые зависят от того, какие процессы происходят вокруг в это же время. Особенно подходящим кажется определение приватизации В.П. Камышанского, который пишет, что «приватизация представляет собой возмездную, если иное не предусмотрено законом, организованную и целенаправленную деятельность по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц, осуществляемую по решению и при непосредственном участии специальных органов в определенное время, в установленном порядке и формах» [1, с. 72]. Каждый временной этап приватизации имеет особенную проблематику ее осуществления. Какие-то проблемы сопровождают приватизацию от самого ее начала и до настоящего времени. В данной работе особый интерес вызывает осуществление приватизации в настоящее время.

Одним из показателей успешной реализации государственного и муниципального имущества путем приватизации является выполнение прогнозного плана (программы) приватизации. Как пишет Новикова С.В., «Приватизация – это не только отчуждение государственного и муниципального имущества, но и формирование новых экономических структур, создание для частных компаний возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в тех сферах экономики, которые ранее были закрыты для них. Приватизация позволяет решать проблемы демонополизации экономики, стимулирования конкуренции, пополнения государственного и местного бюджетов» [2, с. 2]. В последние годы отмечается заметное снижение темпов приватизации государственного и муниципального имущества.

Комплексное изучение процесса приватизации и анализ ее результатов помогают определить наиболее острые проблемы, способствующие замедлению ее темпов. Согласно Регламента Счетной палаты Российской Федерации (утв. Постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 07.06.2013 № 3ПК), Счетная палата осуществляет свод и анализ результатов контроля за осуществлением приватизации предприятий и выполнением прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. Одной из основных форм предоставления информации Счетной палатой РФ является издание ее Бюллетеня. Особое внимание привлекает Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации 2021 года № 5 «Управление федеральным имуществом». В данном Бюллетене аудитором Счетной палаты РФ Батуркиным А.Н. рассмотрена проблематика снижения темпов приватизации федерального имущества.

Рассмотрим некоторые обозначенные проблемы и вытекающие из них вопросы:

  1. Отсутствие предпродажной подготовки активов

У государства достаточно активов, которые нуждаются в приватизации. При детальном анализе Федерального Закона от 21.12.2001 № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» среди инструментов предпродажной подготовки выделяется только проведение оценки имущества. Согласно ст. 12 указанного ФЗ, начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Отсутствие закрепленного перечня мероприятий по предпродажной подготовке лишает возможности повысить инвестиционную привлекательность активов, их востребованность в коммерческом обороте. На данный момент имущество продается в том состоянии, в каком оно есть. Это состояние не всегда может быть привлекательным и соразмерным цене, указанной в отчете об оценке. Но, также есть и другая сторона данной проблемы. При проведении предпродажной подготовки федерального имущества к приватизации государство будет нести затраты на соответствующие мероприятия, что отразится на стоимости имущества. При этом вид имущества и его состояние должны стать более привлекательными для покупателей. Более чем понятна позиция потенциальных покупателей не приобретать актив низкого качества. В связи с этим, представляется необходимым внести изменения в законодательство и обозначить перечень мероприятий по предпродажной подготовке активов с целью повышения их привлекательности для покупателей.

  1. Преобладание среди всех способов приватизации посредством публичного предложения и без объявления цены

Стоит отметить, что под способами приватизации понимаются «предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного имущества в частную собственность физических и юридических лиц» [3, с. 13]. Продажа посредством аукциона, публичного предложения и продажа без цены являются последовательными этапами приватизации имущества в случаях, когда имущество не удается реализовать с первого раза в силу различных указанных в законе причин, по которым один из этапов может быть признан несостоявшимся. Естественно, что каждый последующий этап предполагает более низкую цену продажи, чем цена, указанная в отчете об оценке. Если изучить Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2020– 2022 гг. за 2021 год, опубликованный на официальном сайте Росимущества, то можно увидеть количество несостоявшихся торгов. Так, при продаже находящихся в федеральной собственности акций (долей в уставных капиталах) хозяйственных обществ, за 2021 год было всего проведено 179 торгов, 124 из которых признано несостоявшимися. По объектам имущества государственной казны количество несостоявшихся торгов составляет 9922 . Таким образом, действительно часто первоначальные попытки реализовать имущество и проводимые в связи с этим торги оказываются несостоявшимися. В связи с данной тенденцией закономерно привнести изменения в порядок проведения аукциона и продажи посредством публичного предложения, добавив возможность повторно проводить процедуру при признании первой попытки проведения несостоявшейся.

  1. Неудобство законодательства о приватизации.

Процесс приватизации полностью связан с экономикой. В ходе приватизации постоянно возникали какие-либо проблемы, которые вызывали необходимость производить корректировки законодательства. Это совершенно естественно для нового процесса в переходный момент времени, когда вся система полностью перестраивается. На данный момент времени все включенные «экономические» доработки законодательства привели к тому, что достаточно проблематично без системного толкования нескольких нормативно-правовых источников, регулирующих отношения по осуществлению приватизации, полностью разобраться в правовом механизме ее действия. Сложилась ситуация, когда новеллы, предложенные в рамках экономических разработок, включаются в законодательство без соответствующей разработки формулировки и механизма реализации данной нормы, в связи с чем существует необходимость в комплексном анализе действующего законодательства с учетом вышеуказанных подходов» [4, с. 1]. Возможным решением данной проблемы представляется систематизация законодательства о приватизации, уменьшение количества нормативно-правовых источников в пользу увеличения содержания и информативности оставшихся источников.

  1. Частые отказы в приватизации государственного или муниципального имущества

Проанализировав судебную практику, можно выделить основные причины отказа в приватизации.

Чаще всего отказывают в следующих двух случаях: местная администрация оставляет участок в резерве для будущего строительства инженерных коммуникаций и иных нужд; нахождение на приватизируемом земельном участке объектов недвижимости в стадии строительства, однако в этом случае, если именно владелец данных недостроенных объектов обратится с заявлением о приватизации участка, на котором они находятся, то уполномоченный орган обязан предоставить данный участок обратившемуся лицу в случае, конечно же, исполнения последний иных обязательных условий, предусмотренных законодательством.

В ходе рассмотрения вышеуказанных проблем мы приходим к выводу, что единственным возможным путем их решения является разработка и внесение в законодательство о приватизации дополнений и изменений в части проведения мероприятий по предпродажной подготовке имущества, а также в части проведения аукциона и продажи имущества посредством публичного предложения. Вносимые изменения и дополнения будут способствовать запланированной в прогнозном плане (программе) приватизации имущества. Также актуальным является недопущение увеличения количества нормативных источников, регулирующих сферу приватизации, поскольку в настоящее время инструментом изучения норм, регулирующих сферу приватизации, является комплексный анализ нескольких источников.

Список литературы

  1. Камышанский В.П. Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом // Закон. 2005. № 20. С. 72 – 75.
  2. Новикова С.В. Приватизация государственного и муниципального имущества: дис. … к-та юрид. наук. М., 2006. 180 с.
  3. Тяпкина Е. А. Способы приватизации // Гражданин и право. 2003. № 2. С. 13 – 17.
  4. Дубец Е.К. Проблемы приватизации государственного имущества: дис. … к-та юрид. наук. Саратов, 2005. 175 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: