УДК 341.215.4

Правовое положение беженцев и международные права защиты

Потемкин Кирилл Андреевич – студент Института права Уфимского университета науки и технологий.

Научный руководитель Идельбаева Гульфия Ишбулдовна – доцент кафедры Международного права и международных отношений Института права Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация: В данной статье предлагается к рассмотрению вопрос становления и развития миграционного права как отрасли права. Выделяются особенности данной отрасли права и ее составляющие, раскрывается взаимодействие с другими отраслями права, анализируются источники международного и национального миграционного права. Отдельное внимание уделяется правовому регулированию статуса беженца, международным правам защиты его статуса и перспективам его совершенствования. Отмечается, что Россия, как и другие страны, выстраивает сегодня систему миграционного права, с одной стороны, опираясь на международное право, а с другой – учитывая национальные приоритеты.

Ключевые слова: миграционное право, отрасль права, правовой статус беженца, миграционное законодательство, институт миграционного права.

Актуальность данной статьи обусловлена таким фактом как вынужденной миграцией около 82,4 миллиона человек по всему миру. В данный момент времени, складывающаяся обстановка в мире показывает нам необходимость рассмотрения данного вопроса, связанного с контролем правового статуса беженцев, их защиты и предоставления убежища в других странах. Люди были вынуждены покинуть свои дома, а миллионы являются лицами без гражданства, без доступа к основным правам: право на образование, право на здравоохранение, право на свободу передвижения.

 В 1951 году вместе с ратификацией Конвенции ООН о статусе беженцев (далее – Конвенция о статусе беженцев) и учреждением Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, что означало старт международно-правовой система защиты прав беженцев. Конвенция о статусе беженцев устанавливает основные стандарты защиты беженцев и содержит основные положения по определению статуса беженца, но не контролирует полный перечень вопросов, связанных с получением убежища в другой стране. В 1967 году Конвенция была дополнена Протоколом о статусе беженцев [1]. Таким образом, проанализировав правовую доктрину и действующие законодательные акты можно дать определение понятию «беженец». «Беженец» - «человек, вынужденно покинувший страну своего гражданства и которому необходимо убежище в другой стране по причине: войны, религиозных конфликтов, политической нестабильности или стихийного бедствия». Также необходимо дать понятие термина «убежище». «Убежище» - это предоставляемое другим государством укрытие от преследований и другой опасности в стране происхождения [2].

Так, рассматривая понятие «беженец» можно выделить следующие критерии признания лица «беженцем»: а) лицо находится за пределами страны своего происхождения; б) у лица есть законный страх подвергнуться преследованию, и в) у лица нет возможности или желания воспользоваться защитой своей страны.

Человеку приходится опасаться преследований по следующим признакам: его раса, религия, гражданство (национальность), принадлежность к определенной социальной группе и его политические убеждения. Только после того, как все критерии будут выполнены, человек может считаться беженцем.

Кроме того, Конференция по народонаселению и развитию 1994 года уделила большое внимание современной концепции иммиграции:

  • миграцию считают динамичной и рациональной деятельностью, направленной на поиск новых возможностей трудоустройства, это основная характеристика трудовой миграции [3];
  • стимулирующими факторами миграции являются: несправедливое распределение ресурсов в области развития, выбор несоответствующих технологий и отсутствие доступа к имеющимся земельным ресурсам;
  • с международной миграцией взаимосвязаны и другие проблемы, например: потеря людских ресурсов, возникновение политической, экономической или социальной напряженности в страны, в которые направляются беженцы;
  • до тех пор пока не будет обеспечена безопасность на территории своей страны проблема международной миграции будет сохраняться [4].

Однако важно отметить, что многие категории мигрантов, признанных ООН де-факто беженцами до сих пор не подпадают под юрисдикцию этих соглашений, особенно в отношении палестинских иммигрантов и жителей зон конфликтов.

В статье 1 Федерального закона «О беженцах» дается определение «беженца» - человек, который хочет приехать или уже приехал в РФ, не имеет гражданства РФ и вынужден покинуь место своего жительства на территории другого государства по причине подвержения насилию или преследованиям по признаку расы, религии, национального происхождения или социального положения.

Проанализировав законы можно сделать вывод о том, что создана высокоэффективная система оказания помощи и защиты личности для тех, кто был вынужден покинуть место своего постоянного проживания, но существуют и сложности связанные с защитой таких прав.

Не менее известное право это право на свободу передвижения, которое закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Международном пакте о гражданских и политических правах человека 1966 года, однако, за последние годы такое право стало вопросом национального суверенитета, интересов безопасности и экономических интересы

Нельзя не отметить и Глобальный договор о беженцах, который был сформулирован и одобрен в 2018 году при поддержке Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Генеральной Ассамблеи ООН. В Глобальном договор указывает на необходимость эффективного и качественного международного сотрудничества для решения международных проблем гуманитарного характера, закрепленной в Уставе ООН, и соответствует принципу национального суверенитета и равенства государств.

На международном и региональном уровнях европейское миграционное законодательство имеет хорошо развитую систему, которая описывает несколько уровней управления мигрантами в ЕС. Многоуровневая миграционная политика ЕС определяет последовательные правовые стратегии для решения общих проблем в ЕС. Система основана на вертикальных отношениях между странами, которые являются межправительственными, и горизонтальных отношениях, которые предназначены для решения проблемы миграции, которая усилилась в результате европейского миграционного кризиса 2015 года [5].

Во многих странах мира, в том числе и в России сегодня создается своя система миграционного законодательства, опираясь, с одной стороны, на международное миграционное законодательство, а с другой – учитывая собственную идентичность и приоритеты страны в решении проблем. Формирование теоретических документов, касающихся миграционной политики является важной особенностью российского миграционного законодательства. В Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019–2025 гг. намечены две главные особенности воздействия на процессы международных перемещений на территорию РФ: лица, переехавшие в РФ на постоянное место жительства становятся одним из источников увеличения демографии в стране в целом и в ее регионах, а также увеличение иностранных лиц, работающих на территории РФ и относящиеся к профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями экономики РФ является необходимостью для ее дальнейшего развития» [6].

Важнейшей особенностью международной политики Российской Федерации является необходимость теснейшей связи внутреннего миграционного законодательства с миграционным законодательством стран СНГ и других ближайших государств. Международные аналитики поставили Российскую Федерацию на второе место в мире по количеству проживающих на ее земле мигрантов, уступая США. Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Армения, Азербайджан, Молдова и Украина являются основными странами происхождения большей части притока беженцев. Временная трудовая миграция является важной формой международной миграции выступает, в которой задействовано не менее 6 млн человек, значительная часть которых осуществляют свою занятость в нерегистрируемой форме [7]. В сложившейся ситуации глобальную роль имеет развитие миграционного права СНГ и ЕАЭС, учет государствами в рамках этих интеграционных образований современных миграционных процессов, в том числе вызванных новейшими событиями.

Таким образом, по мнению ученых, развитие общества и государства, в том числе его социальная направленность, обуславливает необходимость решения существующих миграционных проблем как важнейшую предпосылку. Юристы заинтересованы в разработке высокоэффективного подхода к контролю миграционных процессов как внутри страны, так и за рубежом. Стратегия направлена, среди прочего, на прием и отправку государств, которые получают прибыль от миграции, предотвращение нелегальной миграции и уважение прав и свобод мигрантов. Повышенное внимание уделяется международному сотрудничеству с целью разработки системы мер, которая позволит минимизировать негативные последствия миграции.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (ред. от 13.06.2023) // Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 12.
  2. Волох В. А. Трактовка понятия «беженец» в международном праве // Образование и право. – 2016. – №11. – С. 136-140.
  3. Карасва Л. В. Значение норм международного частного права в регулировании трудовых отношений мигрантов из стран СНГ в Российской Федерации: автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. юрид. наук. – М., 2007. – 30 с.
  4. Лайтман В. И. Разграничение понятий «беженец» и «мигрант» в международном праве // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. – 2016. – №5. – С.27.
  5. Coping with migrants and refugees: Multilevel governance across the EU / ed. T. Caponio, I. Ponzo. – London ; New York, 2022. – P. 219.
  6. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 (ред. от 12.05.2023) "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы" // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 24.11.2023).
  7. Влияние экономического кризиса на миграционные тенденции и миграционную политику в Российской Федерации и регионе Восточной Европы и Центральной Азии : аналит. доклад. – Москва, 2009. – C. 11.

Интересная статья? Поделись ей с другими: