УДК 34

Правовой режим инсайдерской информации

Боровая Елизавета Борисовна – студентка магистратуры Юридического факультета Московского финансово-промышленного университета «Синергия».

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению инсайдерской информации как объекта правового регулирования. Проанализировано законодательно закрепленное определение инсайдерской информации, выделены ее основные признаки. Рассмотрена проблема широкого толкования данного определения и предложен метод ее разрешения.

Ключевые слова: инсайдерская информация, гражданское право, экономика, правовое регулирование, деловой оборот.

Значимость информации в современном обществе сложно переоценить. Особой ценностью обладает информация, доступная ограниченному кругу лиц – коммерческая, деловая, служебная или иная тайна. Злоупотребление такой информацией может приводить к ее передаче третьим лицам или заключению недобросовестных коммерческих сделок, как самими обладателями информациями, так и третьими лицами. Именно поэтому крайне важна правовая определенность понятия инсайдерской информации и ограничений ее распространения.

В Российской Федерации статус инсайдерской информации установлен Федеральным законом от 27.07.2010 N 224-ФЗ. Согласно данному закону, инсайдерская информация представляет собой сведения, в результате раскрытия которых может быть оказано значительное воздействие на стоимость финансовых инструментов, валюты, или обращаемых на организованном рынке товаров [5]. При этом такие сведения обязательно должны обладать признаком достоверности.

На практике раскрытие инсайдерской информации влияет на деловой оборот следующим образом. Попав в открытый доступ, она дает потенциальным инвесторам возможность заранее узнать о событиях, планируемых в деятельности рынка, при этом такие события окажут влияние на финансовый результат компании. Таким образом лица, которым доступна инсайдерская информация, могут манипулировать ею для получения денежной или иной выгоды при совершении сделок, а лица, не обладающие доступом, оказываются в менее выгодном положении. Такое распределение возможностей является нарушением принципа добросовестной конкуренции.

Поскольку информация – нематериальный объект, его передача может быть многократной и совершаться одним и тем же лицом в адрес неограниченного круга других, заинтересованных лиц, что схоже с распространением объекта ИС. Одновременно стоит заметить, что информация все же таким объектом не является, так как не соответствует обязательным критериям творчества и новизны [2].

Правовое регулирование информации в РФ в настоящее время представлено нормативно-правовыми актами, различающимися по своей юридической силе, а именно международными договорами, Конституцией, федеральными законами и закона субъектов, подзаконными актами, актами органов власти. Такая массивность в регулировании позволила установить основные принципы функционирования информационного права, урегулировать передачу информации и ее защиту. Однако все же нельзя говорить о том, что существенный объем правового регулирования означает его качество и всеобъемлющий характер. В информационном регулировании все еще существуют пробелы, которые необходимо урегулировать, а массивность существующего регулирования в том числе осложняет их выявление, поскольку большой объем осложняет достижение комплексности и системности, а следовательно – изучение и анализ действующего законодательства.

Как в законодательстве, так и в науке не прекращаются дискуссии о разграничении информации и других объектов гражданского права, поскольку ее особая природа затрудняет определение связанных с информацией правоотношений, их содержание и субъектов.

В данный момент информационное право регулируется в большей части Федеральным законом № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Этот закон содержит определение информации как сведений о предметах, фактах, событиях, явлениях, представлениях и лицах в любой форме. Также, согласно федеральному закону, информация может быть объектом правоотношений, в том числе гражданских, а нарушение данного ФГ может повлечь за собой ответственность.

В то же время, в Гражданском кодексе определение информации как объекта гражданского права не приведено, что вызывает вопросы об относимости информации к объектам гражданских прав. Здесь стоит отметить, что объект гражданского права – это определенное благо, и гражданские правоотношения возникают по поводу появления, изменения, передачей или прекращением прав на те или иные блага. При этом объекты гражданского права обладают рядом признаков, которые выделяют ученые.

Первый признак – дискретность – представляет собой возможность дифференциации объекта от других. Информация в этом смысле имеет определенную форму, запись на носителе, и, в связи с этим физическую выраженность. По носителю и по содержанию информация может быть дифференцирована.

Второй признак – юридическая привязка, то есть возможность правового закрепления объекта за субъектов гражданского права и нормативную гарантию этой возможности. Информация, как правило, является результатом умственной и физической деятельности человека, и выражается как в творчестве, которое отдельно регулируется правом интеллектуальной собственности, так и в иных непоименованных формах. Лица, создающие эту информацию, связаны с ней как авторы, патентообладатели и т.д. Они могут распоряжаться своими правами на информацию по своему усмотрению, с учетом установленных законом ограничений.

Третий признак – полезность. Ученые полагают, что для гражданского права важны именно те объекты, которые полезны субъектам, т.е. эти средства возможно использовать, передавать, перерабатывать и т.д., и поэтому субъекты вступают в гражданские отношения касательно этих средств. Трудно представить объект, который нельзя было бы продать или передать, и информация совершенно точно не является таким объектом. Информация необходима человеку практически для всего – люди учатся, работают, развиваются во многом именно благодаря информации. Таким образом, можно сказать, что о полезности информации как объекта гражданских прав спорить не приходится.

Четвертым признаком называют системность, то есть интегрированность объекта во взаимодействие с другими объектами гражданских прав. Информация, как уже было указано выше, неразрывно связана с правом интеллектуальной собственности, а также практически со всеми другими объектами.

Итак, на основании всех перечисленных признаков можно уверенно говорить, что информация является объектом гражданских прав, и в связи с этим инсайдерская информация, как один их подвидов данного объекта, также выступает объектом гражданских прав [4].

Распространение инсайдерской информации как объекта гражданских прав происходит по волеизъявлению лица, обладающего такой информацией, точно также, как и косвенное влияние этой информации на гражданский оборот [1]. Неправомерное распространение информации приводит к тому, что у ее первоначальных правообладателей, а также у владельцев прав на объекты, в отношении которых распространена информация, может возникать упущенная выгода [3]. В этом случае распространитель может понести гражданско-правовую ответственность, если будет доказано, что информация попала в открытый доступ по его воле.

Возникает инсайдерская информация также в результате гражданско-правовых отношений. Выше уже было сказано о том, что она не существует сама по себе, инсайдерская информация всегда привязана к другому, основному объекту. Например, это может быть информация о планируемой сделке, которая окажет влияние на ценообразование и финансовые показатели.

Таким образом, можно выделить следующие признаки инсайдерской информации как объекта правового регулирования:

  1. Инсайдерская информация обладает экономической значимостью;
  2. Инсайдерская информация может оказать влияние на деловой оборот и поведение его участников;
  3. Инсайдерская информация ограничена в доступе, и, как следствие, в обороте;
  4. Инсайдерская информация возникает в результате гражданско-правовых отношений, и сама является объектом гражданских прав.

Одной из основных проблем действующего режима инсайдерской информации является возможная широта толкования этого понятия. Сведения, которые могут оказать экономическое влияние в результате их раскрытия, могут быть не только информациями о планируемых сделках или вложениях. Экономическое влияние может быть оказано и в результате раскрытия информации о готовящейся смене руководства, выпуске нового продукта или экологической катастрофе, произошедшей по вине компании. Перечень можно продолжать очень долго, и возникает вопрос: какую информацию допустимо считать инсайдерской, а какую нет? Поскольку экономическое влияние хоть и предсказуемо, но далеко не всегда очевидно, ответ на этот вопрос также неоднозначен. Наиболее приемлемым решением представляется считать инсайдерской ту информацию, которая оказывает именно прямое, а не опосредованное воздействие, в обратном же случае практически любая информация будет подходить под определение инсайдерской. Тем не менее, данный вопрос остается актуальным и требует дальнейшего исследования в рамках последующих научных работ.

Список литературы

  1. Вожакин Т. А. Понятие и признаки инсайдерской информации //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2016. – Т. 16. – №. 3. – С. 97-104.
  2. Джикаева Ф. З., Лолаева А. С. Понятие и признаки объектов интеллектуальной собственности //Аграрное и земельное право. – 2020. – №. 9 (189). – С. 14-18.
  3. Емельянова Е. А. Проблемы реализации права на возмещение убытков, причиненных неправомерным использованием инсайдерской информации //Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. – 2013. – №. 2. – С. 10-20.
  4. Лебедева Д. С., Яценко А. О. Информация как объект гражданского права //Ученые записки Крымского федерального университета имени ВИ Вернадского. Юридические науки. – 2017. – Т. 3. – №. 4. – С. 163-167.
  5. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. I).

Интересная статья? Поделись ей с другими: