УДК 34

Понятие и виды медиации

Волхова Алиса Александровна – доктор юридического администрирования, докторант программы Высшей школы экономики в Москве, адвокат, медиатор

Аннотация: В настоящей научной публикации представлен комплексный сравнительный анализ понятия медиации и ее видов. Медиация является эффективным инструментом разрешения конфликтов, возможностью достижения мирного соглашения между сторонами. В работе рассматриваются основные подходы к определению как медиации, так и конфликтов, без которых медиация не представляет себя самостоятельным явлением, а также  виды медиации. Основной целью статьи является систематизация и классификация видов медиации в целях понимания ее разнообразия и гибкости.

Ключевые слова: адвокатура, адвокатская деятельность, альтернативные способы урегулирования спора, медиация, предпринимательская деятельность, примирительные процедуры, суд, защита прав, экономические споры, бизнес-конфликт.

Современный мир сталкивается с различными типами конфликтов, которые неизбежны. Этому способствует не только наличие разнообразных характеров, типов мышлений, субъективных особенностей восприятия внешних раздражителей, но и технологий, которые общество использует для общения друг с другом, которые заставляют нас все меньше слушать и анализировать информацию, что ведет к искажению объективных данных и неправильной интерпретации услышанного, которая преображается в форму ответной реакции. Пол Грэм, американский эссеист и предприниматель, создатель пирамиды «несогласий» отметил, что интернет превратил письмо в общение, и вместе с тем людей злее друг к другу, из-за роста разногласий между пользователями сети, так как люди склонны спорить. Со слов Грэма, «согласие, как правило, мотивирует людей слабее, чем несогласие» [1].

Чтобы раскрыть сущность и понятие медиации необходимо обратиться к термину конфликт, как к отправной точке начала медиативного процесса.  

В научной литературе существует множество определений конфликта.

Научный словарь определяет конфликт, как противоборство, столкновение двух или нескольких субъектов обусловленное противоположностью, несовместимостью их интересов, потребностей, систем ценностей или знаний [2].

Абрамишвили Р.Н. определяет конфликт, как одну из форм взаимодействия людей, при которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой, препятствуют реализации ее цели [3].

Н. Косолапов определил конфликт, как взаимодействие между людьми, являющимися участниками конфликта, и цели которых могут достигаться исключительно за счет некоторого ограничения, ущемления действительных или воспринимаемых целей, интересов, прав или статуса других [4].

Конфликт – это элемент человеческой деятельности и существования, который начинается с конфликтной ситуации, состоящей из участников конфликта и объекта конфликта, т.е. причин, из-за которой субъекты вступают в противоборство, тем самым вызывая подобную ситуацию [5].

Конфликт от иных форм противоречий (к примеру, ссора) имеет ряд признаков, а именно осознание субъектом собственно противоречия и внутреннее психологическое восприятие сложившейся ситуации как проблемы, которая требует разрешения. Субъект конфликта вынужден предпринимать активные действия внешнего или внутреннего характера для того, чтобы найти варианты разрешения сложившейся ситуации. Психологическое восприятие конфликта – также является его признаком, потому что к конфликтам примешиваются чувства и эмоции конфликтующих сторон.

Конфликты – это нормальное явление в человеческой жизни, но существует множество заблуждений относительно природы конфликта, что придает этому явлению негативный оттенок. Одним из типичных заблуждений выступает мнение о том, что в финале конфликта кто-то должен проиграть, а кто-то выиграть или наличие повышенной эмоциональности в конфликте и оценке ситуации, что приводит к психологическому конфликту от изначально объективного противоречия. И одна из задач медиации заключается в том, чтобы нейтрализовать повышенный эмоциональный фон конфликтующих сторон, создать условия для развития объективного конфликтного процесса, результатом которого должно выступить совместное решение конфликтующих сторон. 

Традиционные методы разрешения конфликтов, такие как судебное разбирательство или административные процедуры, часто не могут предложить качественное решение, удовлетворяющее обе стороны. Возникает потребность в альтернативных способах разрешения конфликтов, которые были бы эффективными, быстрыми и удовлетворяли бы интересы всех участников и одним из таких способов выступает медиация.

Термин «медиация» происходит от латинского слова «mediare» - «посредничать». Действующее российское законодательство содержит нормы, призывающие (но не обязывающие) к оказанию содействия к примирению сторон в виде заключения мирового соглашения, или обращения за содействием к посреднику, а также использование иных процедур по урегулированию спора (пункт 5 части первой статьи 150, статей 172, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 2, пункт 2 части 1 статьи 135, статьи 138, пункта 9 части 2 статьи 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К числу мер, которые осуществляют суды в целях примирения сторон относятся:

  • устное и письменное разъяснение сторонам о сущности и преимуществах примирительной процедуры;
  • предложение сторонам урегулировать спор мирным путем или использовать иные альтернативные способы урегулирования спора;
  • предложение сторонам осуществить сверку взаимных расчетов.

Примирение сторон возможно на всех стадиях судебного процесса, включая этап исполнения вступившего в законную силу решения суда.

Некоторые авторы относят медиацию к «особой форме посредничества и особой форме примирительной процедуры [6].

В ст. 3 Директивы 2008/52/ЕС «О некоторых аспектах медиации в гражданских и торговых делах» термин медиация означает структурированный процесс, независимо от того, как он называется или на каком основании применяется, в котором две или более сторон стараются достичь добровольного соглашения о разрешении своего спора с помощью посредника. Посредник, назначенный или признанный сторонами, помогает им в проведении переговоров и может предложить решения, но не принимает решения относительно содержания спора.

В отечественной научной литературе проблема определения понятия медиации остается дискуссионной.

И.В. Решетникова рассматривает медиацию как форму примирения сторон, где посредник проводит переговоры [7]. Автор рассматривает медиацию в контексте формы примирения, где медиатор выступает в качестве фасилитатора и проводит переговоры между сторонами. Она считает, что медиация помогает сторонам общаться и находить взаимовыгодные решения, основанные на их общих интересах, что ведет к примирению и разрешению спора в мирном порядке.

О.В. Аллахвердова подчеркивает, что медиация представляет собой структурированный процесс переговоров, во время которого медиатор помогает сторонам строить диалог, выслушивать друг друга и искать возможные решения  [8]. Она акцентирует важность переговоров и добровольности участия сторон в медиации.  М.В. Гвоздева определяет медиацию как процедуру, имеющую целью достижение мирного урегулирования спора. Она подчеркивает, что медиация направлена на построение конструктивного диалога и сотрудничества между сторонами, чтобы найти компромиссные и справедливые решения. Гвоздева в своих работах также обращается к уровню добровольности и конфиденциальности в процессе медиации  [9].

Калашникова С.И. формулирует медиацию, как элемент единой системы урегулирования и разрешения правовых споров, который представляет собой самостоятельный внеюрисдикционный способ урегулирования правового спора путем переговоров сторон при содействий нейтрального лица – медиатора медиации  [10].

В статье 2 Закона О медиации термин раскрыт как «процедура по реализации способа урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях содействия медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения».

Изложенное в совокупности позволяет выделить следующие признаки медиации:

  1. Добровольность – медиация является добровольным процессом, где стороны имеют право и свободу принять решение об участии в медиации. Никто не должен быть принужден принимать участие в медиации против своей воли;
  2. Независимость посредника (медиатора), который является нейтральной стороной, не связанной с какой-либо из сторон конфликта. Он не принимает сторону в споре и не диктует решение, а служит в качестве фасилитатора и ведущего процесса;
  3. Конфиденциальность - процесс медиации обычно основан на принципе конфиденциальности, который защищает все обсуждения и информацию, раскрытую во время медиации. Участники медиации обязаны сохранять конфиденциальность информации, раскрытой в процессе медиации, за исключением случаев, предусмотренных законом;
  4. Свободная коммуникация - медиация обеспечивает свободную и открытую коммуникацию между сторонами конфликта. Участники могут высказывать свои взгляды и интересы, а медиатор помогает обеспечить взаимопонимание и продуктивный диалог между сторонами;
  5. Сотрудничество и поиск взаимовыгодного решения. Основная цель медиации - достижение согласия и взаимовыгодного решения для всех сторон конфликта. Медиатор помогает сторонам искать варианты решений, учитывающие их интересы, и содействует примирению;
  6. Гибкость и адаптивность. Процесс медиации гибок и поддерживает индивидуальное рассмотрение каждого случая. Медиатор адаптирует процесс к конкретным потребностям и обстоятельствам конфликта, что делает медиацию подходящей для разных типов споров и отношений.

Анализируя научные мнения и нормативные дефиниции, автор приходит к выводу о том, что медиация – это структурированный переговорный процесс, в рамках которого медиатором и субъектами конфликта обсуждаются как фактические, так и правовые аспекты сложившейся конфликтной ситуации, а также с помощью коммуникативных техник предпринимается попытка идентификации реальных интересов конфликтующих сторон, в том числе личных, коммерческих, деловых, семейных, общественных, которые находятся в основе всего отношения и в основании конфликта. 

Классификация медиации может подразделяться в зависимости от предмета конфликта и субъектов конфликта.

По предмету конфликта медиация подразделяется на:

  1. Семейную медиацию. Это вид медиации, в которой медиатор помогает сторонам разрешить споры, связанные с разводом, распределением имущества, определением попечительства над детьми и другими вопросами семейного характера. Цель семейной медиации - помочь супругам или семьям достичь справедливого и устойчивого соглашения, учитывая потребности и интересы каждого члена семьи.
  2. Корпоративная медиация применяется для разрешения конфликтов, возникающих внутри организаций и компаний. Она может относиться к внутренним конфликтам между сотрудниками, разногласиям между управленческими командами. Целью корпоративной медиации является создание мирного и справедливого решения, которое удовлетворяет интересы и потребности всех сторон.
  3. Гражданская медиация предназначена для разрешения споров между физическими лицами или организациями, касающихся договорных споров, ущерба, соседских отношений и других гражданских проблем.
  4. Коммерческая или бизнес- медиация используется для разрешения споров в бизнес-сфере, таких как споры между поставщиками и покупателями, конфликты внутри компаний, распределение активов и другие коммерческие вопросы.
  5. Трудовая медиация используется для разрешения споров между работниками и работодателями, связанных с условиями труда, увольнениями, конфликтами на рабочем месте и другими вопросами трудовых отношений.
  6. Международная или политическая медиация относится к разрешению конфликтов между государствами, международными организациями или другими сторонами с международным измерением. Международная медиация широко применяется для предотвращения конфликтов, урегулирования территориальных споров, посредничества в международных переговорах и создания мирных соглашений.

Это лишь некоторые виды медиации. В зависимости от конкретной ситуации и области применения, медиация может принимать разные формы и включать специфические методы работы для достижения конструктивного и принятого сторонами решения.

Список литературы

  1. Политология. Энциклопедический словарь. М.: 1993. С.142.
  2. Абрамишвили Р.Н. Особенности житейских представлений о противоречиях и конфликтах.
  3. Косолапов Н. Конфликты постовесткого пространства: проблемы дефиниции и типологии // МэиМО 1995. № 2. С.36.
  4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2002.
  5. Т.Н. Пушкина. Понятие и значение медиации // Вестник Удмуртского Университета. 2017. Т. 27, вып. 3.
  6. Решетникова И.В. Медиация как метод разрешения споров // Закон. – 2015. – № 3.
  7. Аллахвердова О.В. Практика международной модернизации медиации // Международное право и международные отношения. – 2017. – Т. 7. – № 2.
  8. Гвоздева М.В. Медиация в процессе рассмотрения гражданского дела судом // Вестник Воронежского государственного университета. – 2017. – № 1.
  9. Калашникова С.И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции: автореферат диссертации кандидата на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.15 / Калашникова Светлана Игоревна; [Место защиты: Ур. гос. юрид. акад.]. – Екатеринбург, 2010. – 26 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: