УДК 379.85

Понятие договора возмездного оказания услуг по туристическому обслуживанию

Чеботарёв Иван Андреевич – магистрант факультета Юриспруденции Волгоградского Государственного университета Института права.

Аннотация: В статье рассматривается понятие договора возмездного оказания услуг по туристическому обслуживанию. Указываются определение ключевых терминов статьи, история возникновения туристического обслуживания как в зарубежных странах, так и в РФ, а также их значение для государства, приводится рынок услуг, которые получают туристы, посещая страны. Приводятся мнения ученых по аналогичной тематике исследования, а также ссылки на основные законы, регулирующие данную деятельность.

Ключевые слова: туризм, туристическое обслуживание, услуги, туроператор, турист, деятельность.

Прежде чем начинать разбирать тему исследования, для начала следует дать понятие такому термину как туризм и туристическое обслуживание, а также как они вообще зародились. Неофициальным понятием туризма является, путешествия, которое совершает человек в свободное для себя время, в познавательных, профессионально-деловых, спортивных, либо оздоровительных целях. Также существует понятие, которое нам предоставляет законодательство. А точнее в Федеральном законе от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", согласно данному закону, туризм, это временные выезды, в целях путешествия гражданами РФ, а также иностранными, либо лицами без гражданства, в лечебно-оздоровительные, познавательных, спортивных, а также без каких либо целей по занятию деятельности.[1] Туристическое обслуживание- это множество видов деятельности, направленное на предоставление туристам многочисленных удобств, при потреблении или последующей покупкой услуг во время путешествия. Разобрав понятие ключевого термина нашего исследования, пора перейти к изучению истории. Сама туристическая деятельность берет свое начало еще с древних времен, в античную эпоху греки и римляне совершали сухопутные и морские путешествия, с целью изучения и захвата новых для себя земель, торгуя с другими государствами, а также изучая их культуру. Современный же туризм, который мы можем прочувствовать и увидеть сейчас начал свое зарождение сравнительно недавно, он начал складываться в Англии в середине XIX века. Точная же дата его зарождения датируется 1841 годом. Примерно же в это время и начал возникать туризм в России, на тот момент в Российской Империи, государство начало открывать для остального мира. Страну начали посещать в основном аристократы, интеллектуалы и обычные искатели приключений, уже тогда многие туристы были очарованы природой и пейзажами этой страны. Уже к 20 веку Россия стала достаточно популярным направлением для всех европейских путешественников, опыт познавания страны давался им уникальным. Но уже в 1917 году туризм в Россию остановился из-за возникновения большевистской революции, страну больше не могли посещать иностранные туристы и только лишь после распада Советского союза в 1991 году, туризм начал снова зарождаться. Но уже в середине 19 века началось зарождение туристического обслуживания. Основная цель данного обслуживания состоит в удовлетворении услуг туриста, в том что он хочет, многочисленные товары украшали рынок России в то время, было доступно множество товаров, которые скупали иностранные гости, тем самым укрепляя экономику государства. Были доступны многие услуги, включая питание в ресторанах, проживания в гостиницах, даже транспорт, на тот момент популярным являлся железнодорожный транспорт. Также стоит отметить, в своей работе Ивасенко А.Г указывал, что постепенное развитие туризма, способствует стимулирующему развитию таких отраслей, как транспорт, торговля, связь, строительство, сельское хозяйство, которое предоставляет товары народного потребления.[2] Хочется отметить взаимосвязь двух понятий, которые на первый взгляд не связаны между собой, но имеют общее назначение, это туризм и образование. Ключевая роль обоих заключается в предоставлении знаний для личности, его роста как в духовном, интеллектуальном плане.[3] Сам же договор по оказанию туристических услуг, его же можно и трактовать как договор туристического обслуживания, подразумевает под собой, что одна сторона, именуемая туроператором, обязуется оказать второй стороне, именуемая туристом, единый комплекс туристических услуг, в соответствии с предпочтениями по путешествию и целями отдыха. В свою же очередь турист обязуется оплатить все предоставленные услуги. Данный договор по оказанию услуг является консенсуальным, в нем предполагается, то что стороны обязаны согласовать все его условия, иначе такой договор будет являться несогласованным. Также такой договор можно охарактеризовать как двусторонний, взаимный и возмездный, обе стороны имеют свои права и обязанности, возмездность договора заключается в том, что заказчик обязуется оплатить все предоставляемые ему услуги от первой стороны. В большинстве случаев туристическое обслуживание является договором присоединения, это означает, что вторая сторона, т.е турист не участвует в согласовании существенных условий договора, турист имеет право лишь присоединиться к данному договору, на условиях компании, у которой он и приобретает данные услуги, этот случай можно считать отличительным от многих других договоров. Как обоснованно указывают Иншакова А.О. и Квициния Н.В.: « В механизме правового регулирования дефиниции выполняют важнейшие функции, такие как направляющие и ориентирующая».[4] Как уже видно из вышеперечисленной информации, субъектом данного договора будет являться ИП или организация предоставляющая услуги и турист. Существенное условие каждого договора является его предмет и договор туристического обслуживания не исключение, о существенности предмета указано в статье 432 ГК РФ, указание предмета по договору влияет на его исполнение по договору. Предмет туристического обслуживания является комплекс услуг, которые предоставляются туроператором по перевозке, размещению, которые оказываются за цену предусмотренную договором. Возмездность данных услуг закрепляется в Гражданском Кодексе, в главе 39, статьи 779, там предоставляется перечень услуг именуемые возмездными в их число и входить туристическое обслуживание.[5] Стоит отметить, что в данной статье не указывается закон регулирующий туристическое обслуживание, не существует специального закона направленного на регулирование именно этой деятельности, поэтому нормы ГК должны иметь преимущества по сравнению с иными законами, регулирующими туристическую деятельность.

Список литературы

  1. Andrey Sadkov, Natalia Kvitsinia, Viktoria Sandalova The phenomenon of digitalization of the legal business education // SHS Web of Conferences Volume 109 (2021) International Scientific and Practical Conference “Law and the Information Society: Digital Approach” (LISID-2020) Volgograd, Russia, November 6, 2020, Article Number 01035, DOI https://doi.org/10.1051/shsconf/202110901035
  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023)
  3. Иншакова А.О., Квициния Н.В. Реформа законодательства об оказании квалифицированной юридической помощи: конституционно-правовые последствия реализации // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2018. - №2. - С.79-83.
  4. Ивасенко А. Г. Мировая экономика: учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. — М.: КНОРУС, 2010.
  5. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

[1] Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

[2] Ивасенко А. Г. Мировая экономика: учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. — М.: КНОРУС, 2010.

[3] Andrey Sadkov, Natalia Kvitsinia, Viktoria Sandalova The phenomenon of digitalization of the legal business education // SHS Web of Conferences Volume 109 (2021) International Scientific and Practical Conference “Law and the Information Society: Digital Approach” (LISID-2020) Volgograd, Russia, November 6, 2020, Article Number 01035, DOI https://doi.org/10.1051/shsconf/202110901035

[4] Иншакова А.О., Квициния Н.В. Реформа законодательства об оказании квалифицированной юридической помощи: конституционно-правовые последствия реализации // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2018. - №2. - С.79-83.

[5] "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.09.2023)