УДК 34

Принципы профессиональной этики сотрудника таможенных органов в вопросе противодействия коррупции

Копьёв Алексей Владимирович – кандидат юридических наук, доцент Волгоградского государственного университета.

Горшков Олег Владимирович – магистрант Института Права Волгоградского государственного университета

Аннотация: В статье автор акцентирует внимание на важности антикоррупционной политики Российской Федерации и рассматривает способ противодействия коррупции посредством этических кодексов и принципов, зафиксированных в них, на примере этического кодекса Федеральной таможенной Службы Российской Федерации. Автор объясняет значение статей Кодекса, соотнося их с законодательной базой Российской Федерации.

Ключевые слова: противодействие коррупции; Федеральная таможенная служба Российской Федерации; этический кодекс.

Современная организационная структура различного вида предприятий в целом невозможна без установки определённых норм и правил, регулирующих различные процессы внутри коллективов. Производственные процессы, отношения внутри коллективов и многое другое нуждается в непосредственном закреплении в локальных нормативных актах – инструкциях, положениях, правилах и т.д.

Особым видом вышеназванных документов является этический кодекс, который характеризуется системой правил или этических принципов, управляющих поведением группы людей, выражающих понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью сообщества, в котором действует кодекс. Наиболее часто встречающейся разновидностью этического кодекса считается профессиональный кодекс. Он принимается организациями, вне зависимости от их формы и выражает правила присущие людям одной профессии или группе смежных видов деятельности. В этих документах дается разъяснение действиям работника в зачастую конфликтных ситуациях или ситуациях приводящих к конфликтам интересов. Также кодексы этики, как следует из названия, дает морально-нравственную оценку действиям сотрудников в случаях если они противоречат законодательству и принятым локально-нормативным актам.

Кроме вышеназванных функций, этические кодексы являются одним из возможных средств противодействия коррупции. Ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» дает точное понятие коррупции – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [1, Ст. 6228]. Стоит отметить, что проблема коррупции, достаточно распространённая в Российской Федерации и в мировом обществе в целом. Во многом данная проблема возникает из-за особенностей современного бюрократического аппарата, управляющего государством и дающем некоторым членам общества больше полномочий. Подобное выделение власть имущих лиц из общей массы в совокупности с особенностями человеческой психологии способствуют развитию наклонностей к злоупотреблению своим должностным положением с целью быстрого получения выгоды, что и является коррупционным поведением. Критерии коррупции достаточно широки так как любое действие по прямому или косвенному оказанию услуг за прямое или завуалированное вознаграждение можно принять за коррупцию. Кроме того, под данное понятие попадает и предоставление должностным лицом преимуществ каким-либо организациям, а также использование должностными лицами своего положения и неформальных связей с целью продвижения своих, или сторонних интересов за вознаграждение [2, с 30].

Тем не менее следует отметить, что ни эпизодические отдельные меры, ни различные «компании» не могут эффективно противостоять проявлениям коррупции, которая выступает как сложная, комплексная социальная и правовая проблема, требующая адекватного отношения, то есть подхода, включающего в себя соответствующий комплекс разнообразных средств и мер[3, с 124].

Профилактика коррупции является первой среди основных средств борьбы с коррупцией. Реализация профилактики возложена на множество аспектов социальной жизни общества, в том числе и на этические кодексы, которые получили особое распространение в сферах государственной и муниципальной службы. Одним из примеров подобного кодекса может послужить Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (далее – Кодекс).

Данный Кодекс был утвержден Приказом Федеральной таможенной службы Министерства Финансов Российской Федерации № 1187 от 30 декабря 2021 года, в связи с чем является относительно новым и достоверным в вопросе отображения нынешней политики государства к вопросам поведения на посту государственного служащего. Особое место в обновленном варианте Кодекса занимает вопрос противодействия коррупции в Российской Федерации, в связи с чем Федеральный Закон от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 «О противодействии коррупции» входит в число положений, на основе которых разработан документ.

В вопросе противодействия коррупции следует выделить пункты 9 и 10 Кодекса непосредственно посвященные антикоррупционному поведению сотрудников. Так, согласно 9 пункту: «Должностные лица таможенных органов обязаны: противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе: уведомлять руководителя ФТС России, органы прокуратуры Российской Федерации обо всех случаях склонения к злоупотреблению служебным положением, даче или получению взятки…» [4, с 4]. Данный параграф подробно поясняет сотрудникам государственной службы о возможных вариациях правонарушений, попадающих под категорию коррупционных правонарушений. К таковым согласно Кодекса относятся: получение взятки, злоупотребление полномочиями, подкуп, незаконное использование должностного положения, а также склонение других лиц к вышеперечисленным деяниям. Отдельно Кодекс обозначает важность уведомления вышестоящих лиц о получении подарков: «Уведомлять руководителя ФТС России (начальника таможенного органа) обо всех случаях получения подарка…». Это мероприятие способствует профилактики коррупции внутри Федеральной таможенной службы путем предоставления отчетности в вышестоящие инстанции. Подобным эффектом обладает и мероприятие по предоставлению сведений о доходах, расходах и имуществе государственных служащих и их ближайших родственниках. Данные вариации контроля способствуют предупреждению и выявлению коррупционного поведения сотрудников таможни. Во многом именно предупреждение совершения правонарушения является наиболее действенным способом борьбы с тем или иным видом борьбы с незаконным поведением. Доказательством этому может послужить наличие в рабочей среде большого числа инструкций, инструктажей и всевозможных ознакомительных материалов, которые несомненно предотвращают многие нежелательные для общества происшествия, начиная от травматизма на рабочем месте и заканчивая борьбой с террористическими элементами.

10 пункт Кодекса выделяет обязанности руководящего состава ФТС России по отношению к другим должностным лицам. В данном пункте говорится, что: «Должностные лица таможенных органов, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим должностным лицам таможенных органов, должны … принимать меры к тому, чтобы подчиненные им должностные лица таможенных органов не допускали коррупционно опасного поведения…». Данный пункт определяет ответственных лиц, регулирующих и контролирующих положения Кодекса. Исходя из него руководство Федеральной таможенной службы Российской Федерации обязано предпринимать все возможные действия для недопущения проявления коррупционного поведения среди своих подчиненных. Также в обязанности руководство входит выявление и обеспечения ответа перед законом лиц, уже совершивших коррупционное деяние. Несомненно, отношение руководства к совершенным действиям или правонарушениям сильно влияет на сотрудников и их ответственность перед законом или этическими принципами. Наше общество сосредоточенно на точном следовании иерархическим принципам в вопросе организации рабочего процесса, в связи с чем начальство получает не только статус непосредственного руководителя, выдающего задания и указывающего на ошибки в выполняемой работе, но и наставника. В ходе именно этого наставничества в подсознании человека формируется эталонный образ должностного лица, которому будет следовать большинство подчиненных и как, следовательно, совершать или пресекать правонарушения. В этом и заключается этическая роль начальства, которую подчеркивает этический кодекс в своих пунктах о руководстве ФТС России.

Исходя из вышеназванного можно выделить важность борьбы
 с коррупцией для развития общества и государства с этической, социальной, экономической и нравственной стороны. Тем не менее данная задача отличается от прочих своей сложностью и разнообразием факторов, влияющих на нее.

Этические кодексы, существующие во многих организациях, являются реальным примером осуществления профилактики коррупции. Нормы, указанные в данном документе, распространяются на все уровни персонала организации, в связи с чем охватывается вся ее структура, что повышает качество мероприятий по борьбе с коррупцией.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. О противодействии коррупции: федеральный закон № 273-ФЗ: [принят Государственной думой 19 декабря 2008 года: одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года]. – Москва: Собрание законодательства РФ. – 2008. – 29 дек. (№ 52 (ч. 1)). – Ст. 6228.
  2. Ахметова, Н.А. Проблема типологизации коррупции/ Н.А. Ахметова. — Текст: непосредственный // Вестник Волгоградского государственного университета. — 2011. — № №2 (15). — С. 28-34.
  3. Епифанов, А.Е. Теоретические основы механизма противодействия коррупции / А.Е. Епифанов, А.Л. Симон. — Текст: непосредственный // Вестник Волгоградского государственного университета. — 2013. — № №4 (21). — С. 123-130.
  4. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов российской федерации, утверждённый и введённый в действие Приказом Министерства финансов Российской Федерации Федеральной таможенной службы от 30 декабря 2021 года № 1187: Приказ Министерства финансов Российской Федерации Федеральной таможенной службы от 30 декабря 2021 года № 1187 // Федеральная таможенная служба. 2023. URL: https://customs.consultant.ru/documents/1153548?items=1&page=1 (дата обращения 11.12.2023).