УДК 34.037

Некоторые особенности исполнения решений по спорам, связанным с защитой прав несовершеннолетних

Сладкова Валерия Валерьевна – студентка Оренбургского филиала института федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина.

Научный руководитель Буянова Екатерина Владимировна – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности исполнения решений по спорам, связанным с защитой прав несовершеннолетних. Раскрывается теоретическая база, касающаяся участия в исполнительном производстве лиц, не достигших совершеннолетия. Анализируются отдельные правила исполнения судебных решений об отобрании и передаче ребенка, о порядке общения с ребенком.
На основе изучения данной темы выявлены трудности, с которыми сталкиваются практические работники при исполнении решений по вышеуказанных спорам. Предложены решения наиболее актуальных проблем. В частности, наделение процессуальным статусом несовершеннолетних в исполнительном производстве, увеличение санкций для родителей, препятствующих исполнению решения суда, более детальное рассмотрение дел, касающиеся несовершеннолетних и другое.

Ключевые слова: исполнительное производство, несовершеннолетние, процессуальный статус, отобрание ребенка, передача ребенка, порядок общения с ребенком, родители.

Исполнение решений по спорам, связанным с защитой прав несовершеннолетних является весьма актуальной проблемой. Объясняется указанное обстоятельство двумя причинами. Во-первых, на основе судебного решения обеспечивается реальное восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних, а, во-вторых, первостепенное значение уделяется именно интересам ребенка.

В соответствии с п. 4 ст. 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) [1] несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет имеют право самостоятельно защищать свои интересы в случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений.

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) [2] разделяет детей, участвующих в исполнительном производстве, на две группы: в возрасте от 14 до 16 лет и от 16 до 18 лет и наделяет их различным перечнем прав и обязанностей в данной сфере.

Связано это с тем, что несовершеннолетние в зависимости от возраста по-разному реагируют на стрессовые ситуации, не всегда могут осознавать ответственность за свои слова или действия. Именно поэтому некоторым детям нужен представитель, который бы объективно оценивал ситуацию и представлял его интересы в суде.

Споры, связанные с защитой прав несовершеннолетних достаточно сложны. Особый интерес представляют исполнительные документы, которые принимаются по итогам рассмотрения дела и содержат требования непосредственно неимущественного характера, вытекающие из семейных отношений. Они являются трудноисполнимыми на практике. Первая причина заключается в неразрывной связи требований именно с личностью участников исполнения. Вторая - с реализацией данных требований, поскольку в данном случае государство в лице пристава-исполнителя вмешивается в семейные правоотношения, которые по большей части регулируются нормами морали, а не законодательства.

Статьей 109.3 Закона об исполнительном производстве регламентируются отдельные правила исполнения следующих требований, касающихся несовершеннолетних: об отобрании ребенка; о передаче ребенка; о порядке общения с ребенком.

Процессуальный порядок исполнения документов, касающихся отобрания и передачи детей примерно одинаков и состоит всего из двух действий: изъятие ребенка у должника и непосредственная передача ребенка взыскателю [3]. Если говорить о сторонах исполнительного производства, то ими являются родители, бабушки, дедушки или другие близкие родственники.

Сразу же следует обратить внимание на то, что в законодательстве не определен статус несовершеннолетних. Ведь в некоторых спорах они не являются ни должниками, ни взыскателями. Именно поэтому зачастую в исполнительных документах они обозначаются как «предмет исполнения», что представляется ошибочным. Ведь стоит помнить, что исполняемым юрисдикционным актом затрагиваются их права.

С.А. Затонский, рассматривая данный аспект, отмечает, что из-за отсутствия определенного статуса несовершеннолетние в рамках исполнительного производства не имеют прав и не могут защищать их в случае нарушения. Представляется целесообразным ввести для несовершеннолетних особый процессуальный статус и наделить их определенными правами и гарантиями.

Так же необходимо упомянуть, что при реализации требования об отобрании или передачи несовершеннолетних судебные приставы-исполнители сталкиваются с противодействием близких родственников ребенка. В этом случае важно минимизировать ситуации, которые усугубят психотравмирующее воздействие на несовершеннолетнего. Помимо представителя УФССП важно присутствие представителя органов опеки и попечительства, детского психолога, при необходимости врача, педагога, представителя органов внутренних дел. Предполагается, что совместными усилиями удастся оказать влияние на близких ребенка и добиться исполнения решения суда. А при эффективной беседе с психологами и правоохранительными органами ситуация разрешится мирно и без негативных эмоций.

Нередки ситуации, когда один из родителей, который не желает передавать ребенка, скрывает его. В результате чего у приставов-исполнителей возникают трудности с принудительным изъятием ребенка. Весьма интересное предложение выразили Т. М. Цепкова и О. А. Бахарева, которые считают, что решение об отобрании или передаче ребенка должно немедленно исполняться, поскольку замедление может привести к значительному ущербу для физического и психического здоровья ребенка и вызвать трудности для судебных приставов-исполнителей.

Особенность исполнения требований, связанных с определением порядка общения с детьми, заключается в том, что суд, опираясь на обстоятельства дела, известные ему, должен определить порядок общения ребенка с родителем, который непосредственно проживает отдельно.

Опираясь на судебную практику, можно заметить, что большинство встреч назначается судом на выходные и праздничные дни. Возникает вопрос: имеет ли право пристав в эти дни совершать исполнительные действия и применять меры принуждения [4]. Законодательно это не определено, что и вызывает некоторые трудности. И если представители УФССП всё же не будут исполнять судебные акты в этой части, то правомерно ли это будет с их стороны, остается неясным. Именно поэтому приставы-исполнители вынуждены в свой выходной день заниматься работой, что является крайне неверным.

Судам предлагается более детально рассматривать графики работы родителей и выбирать наиболее оптимальные варианты для встреч. Существует вероятность, что некоторым родителям будут удобны и другие дни, кроме выходных и праздников. А судебным приставам-исполнителям необходимо обозначить эти встречи, как сверхурочную работу, которая будет оплачиваться в соответствии с трудовым законодательством.

В число обязанностей судебного пристава-исполнителя, вытекающим из исполнительного документа о порядке общения с ребенком, входит обеспечение беспрепятственного общения взыскателя с ребенком в соответствии с порядком, установленным судом. В частности, судебный пристав-исполнитель обязан убедиться, что должник не препятствует общению взыскателя с ребенком. После установления данного факта судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство.

Однако стоит разобраться, с какими трудностями судебный пристав-исполнитель сталкивается на практике. В частности, периодически возникают ситуации, при которой родитель, с которым находится ребенок, не открывает дверь в установленное для общения с ребенком время. И тут возникает вопрос, каким именно образом возможно передать несовершеннолетнего для общения другому родителю? Ведь предполагается, что ребенку нужны эти встречи. А родительские обиды только усугубляют его психологическое состояние. И вместо того, чтобы ждать встречи с другим родителем, он старается их избегать, чтобы больше не было конфликта. В избежание таких ситуаций предлагается ужесточить санкции для родителя, препятствующего исполнению судебного решения.

На сегодняшний день ответственность для родителей в таких случаях предусмотрена ч. 2 ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которая предполагает штраф в размере от двух до трех тысяч рублей. Если размер санкции будет увеличен в несколько раз, а при повторном нарушении будет применяться административный арест, то таких ситуаций будет гораздо меньше.

Таким образом, исполнение решений по спорам, связанным с защитой прав несовершеннолетних имеет некоторые особенности, которые вызваны спецификой семейных правоотношений и сложностью их правового регулирования. Для разрешения некоторых трудностей были предложены пути решения наиболее видимых проблем, которые основаны на судебной практике.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.010.2023) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - ст. 3301
  2. Закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007 г. - № 41. - Ст. 4849
  3. Исполнительное производство: Учебник / Отв. ред. В. В. Ярков. М., 2020. 345 С.
  4. Исполнительное производство: Учебник / К. Л. Брановицкий, Д. В. Бурачевский, В. В. Долганичев и др.; под общ. ред. В. В. Яркова. М.: Статут, 2020. 576 с. // http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/ispolnitelnoe_proizvodstvo_uchebnik/ (дата обращения: 12.12.2023)
  5. Сахнова Т. В. Курс гражданского процесса / Т. В. Сахнова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014. 763 С.
  6. Цепкова Татьяна Митрофановна, Бахарева Ольга Александровна Исполнение решения по делам о лишении родительских прав и его правовые последствия // Вестник СГЮА. 2018. №2 (121). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolnenie-resheniya-po-delam-o-lishenii-roditelskih-prav-i-ego-pravovye-posledstviya (дата обращения: 26.12.2023).