УДК 341.461

Колумбия: от административной к уголовной ответственности

Тихомирова Елизавета Сергеевна – магистрант факультета права Московского финансово-юридического университета.

Аннотация: В статье рассматривается ситуация, что в последние годы заметно возросла значимость комплексных проверок и антикоррупционных мер в сфере частного бизнеса. Во всем мире как на национальном, так и на международном уровнях наблюдается преобладающий сдвиг в сторону нормативно-правовой базы, которая обязывает предприятия заниматься саморегулированием и самостоятельной отчетностью. В связи с этим компании все чаще вынуждены создавать внутренние системы, предназначенные для оценки и снижения рисков, связанных с участием в коррупции, отмывании денег, финансировании терроризма и другой незаконной деятельности.

В результате предприниматели и иностранные инвесторы сталкиваются с необходимостью адаптации к бизнес-среде, которая требует оценки уровня соответствия страны международным стандартам прозрачности, оценки нормативно-правовой базы страны в отношении предотвращения коррупции, отмывания денег и финансирования терроризма, а также оценки собственной способности придерживаться должной осмотрительности и антикоррупционных усилий в любом деловом взаимодействии.

Ключевые слова: юридические лица, правонарушения, административная ответственность, уголовная ответственность, Колумбия.

Во многих зарубежных странах, столкнувшихся со значительным ростом правонарушений, которые совершались юридическими лицами, пошли по пути освоения института уголовной ответственности юридических лиц, составами которой предусматривалась и административная ответственность.

Уголовная ответственность юридических лиц – тема глубокого теоретического значения, которая уже несколько лет широко обсуждается в Колумбии. Речь идет о возможности осуждения юридического лица любого характера за совершение преступления в уголовном порядке, независимо от того, вынесен ли обвинительный приговор отдельным сотрудникам или администраторам. Исторически сложилось так, что это было юридически невозможно, поскольку действительное желание совершить преступление не может быть отделено от индивидуальных волеизъявлений партнеров. Однако в силу включения в национальное законодательство уголовных режимов, вытекающих из международных договоров и соглашений, а также под влиянием американской и британской правовых систем, такая возможность была принята и стала реальностью в таких странах, как Испания и Италия.

Колумбийское законодательство неохотно включало эту цифру, отчасти из-за противодействия со стороны академического сектора, а отчасти из-за трудностей, связанных с систематическими реформами такого масштаба. Поэтому остается актуальным вопрос о необходимости данного вида ответственности.[5]

В настоящее время в Конгрессе Колумбии обсуждаются два законопроекта, в которых говорится об уголовной ответственности юридических лиц. Тем не менее, сфера этой ответственности в основном ограничивается экономическими преступлениями или преступлениями против государственного управления, за исключением, например, экологических преступлений.

Первый законопроект, 149 от 2020 года, предусматривает, что санкциями для юридических лиц являются: штраф; немедленное отстранение от должности администраторов, директоров и законных представителей; запрет на осуществление определенной экономической деятельности или на занятие определенными видами правовых актов или предпринимательской деятельности; запрет на заключение актов и договоров с государственными организациями или в случаях, когда государство имеет интерес; частичная или полная утрата налоговых льгот или абсолютный запрет на их получение в течение определенного срока; прекращение статуса юридического лица и его немедленная регистрация. [3]

Однако уголовная ответственность юридических лиц независима от административной ответственности и от ответственности физических лиц. Кроме того, данный проект приводит в качестве причины отсутствия ответственности принятие и реализацию до совершения преступления программы деловой этики, по предупреждению и управлению криминальными рисками. Необходимое дополнение, которое было опущено в предыдущих и неудачных проектах, и которое разделяет второй законопроект, 178 от 2020 года.

С другой стороны, этот второй законопроект предусматривает очень похожие санкции, но не позволяет отстранять администраторов. Со своей стороны, он добавляет, что штрафы будут составлять от пяти (5%) до двадцати (20%) процентов от валового годового дохода организации, устанавливает в качестве максимального срока ликвидацию юридического лица в течение двадцати (20) лет, а невозможность найма - четыре (4) года. Эта неспособность и ее взаимосвязь с другими невозможностями, вытекающими из других нормативных актов, должны быть глубоко и конкретно проанализированы, если этот проект станет законом Республики. Кроме того, он предусматривает в качестве санкции закрытие своих помещений и учреждений на срок, который не может превышать 8 (восемь) лет, и судебное вмешательство для защиты, ремонта и исправления прав работников и/или кредиторов, которое не может превышать 8 (восьми) лет.

Эти проекты являются двумя из нескольких, которые были предприняты в последние годы для создания такой формы ответственности. Они не разрешают сути вопроса о необходимости этой меры, что вызывает серьезные сомнения, например, у Управления промышленности и торговли, которое уже может в некоторых случаях налагать эти санкции, не прибегая к системе уголовного правосудия. Оба проекта предполагают существенное изменение концепции уголовного права и порождают вариации в способах предупреждения рисков со стороны предпринимателей. Очевидно, что в этих законопроектах прослеживается заметная тенденция, направленная на то, чтобы сделать обязательным для юридических лиц внедрение системы управления рисками и комплаенса в уголовных делах, а также руководств по этичному поведению для предотвращения рисков, и эта тенденция, будь то по этому пути или альтернативно, сохранится в повестке дня законодателя. Теперь нужно дождаться результатов законодательного процесса, чтобы понять, как будет работать инкорпорация этих элементов в правовую систему.

18 января 2022 года в Колумбии был принят Закон No 2195 "О прозрачности, предотвращении и борьбе с коррупцией и других положениях". [1] Вводятся более жесткие меры ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения, дополнительные требования к организациям по реализации антикоррупционных мер, должной осмотрительности и финансовой отчетности, изменяется система антикоррупционных органов, предлагаются новые подходы к выявлению незаконного обогащения и возмещению ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями.

Закон расширяет перечень правонарушений, за совершение которых юридические лица могут быть привлечены к ответственности. Ранее в него входили только преступления против государственного управления и незаконное присвоение государственной собственности. Отныне организации могут быть подвергнуты санкциям при следующих условиях:

Если старший сотрудник был осужден за преступления против государственного управления, окружающей среды, экономического и социального порядка, финансирование терроризма и организованной преступности, управление ресурсами, связанными с терроризмом и организованной преступностью, или любую деятельность, связанную с незаконным присвоением государственной собственности, или достиг досудебного урегулирования на основе «принципа возможности» в ходе расследования вышеупомянутых правонарушений или соответствующего судебного разбирательства;

В этом контексте организация прямо или косвенно извлекла выгоду или попыталась извлечь неправомерную выгоду из преступления, совершенного ее старшим сотрудником, допустив или позволив совершить его своими действиями или бездействием;

Если организация была признана виновной в иностранном подкупе путем предоставления, прямо или косвенно, предложения или обещания неправомерного преимущества иностранному публичному должностному лицу в обмен на определенные действия или бездействие.

Положения Закона также уточняют категории юридических лиц, к которым применяются санкции за указанные правонарушения. Такими юридическими лицами являются:

  • организации, члены временных совместных предприятий или консорциумов;
  • Государственные корпорации;
  • Государственные предприятия;
  • некоммерческая организация, зарегистрированная в Колумбии;
  • и зарубежные филиалы. [2]

Кроме того, Закон расширяет перечень мер ответственности за указанные правонарушения. Теперь потенциальные штрафы включают:[4] штраф в размере до 200 000 долларов США в месяц (200 миллиардов COP или примерно 50 500 000 долларов США) и обязательная конфискация предполагаемой выгоды или выгоды, полученной в результате правонарушения; по решению компетентного органа до десяти процентов штрафа может быть использовано для внедрения, улучшения или обновления программ прозрачности и деловой этики в организации, которая была привлечена к ответственности; публикация выписки из решения об ответственности организации в средствах массовой информации и на ее корпоративном сайте; запрет на получение какой-либо материальной помощи или субсидий от государства в течение десяти лет (ранее максимальный срок составлял пять лет); запрет на участие в государственных закупках и заключении контрактов в течение 20 лет; увольнение работников, занимающих руководящие должности, которые были признаны виновными, и отстранение от работы лиц, потворствовавших противоправным действиям. Кроме того, сведения об организации, привлекаемой к ответственности, вносятся в специальный публичный реестр. В то же время Закон устанавливает смягчающие и отягчающие обстоятельства, влияющие на санкции, наложенные на организации.

Список литературы

  1. Колумбия укрепляет систему корпоративной ответственности и вносит другие существенные поправки в антикоррупционное законодательство. URL: https://anticor.hse.ru/en/main/news_page/colombia_strengthens_the_corporate_liability_framework_and_makes_other_substantial_amendments_to_its_anti-corruption_legislation
  2. Law 2195 of 2022: Colombia’s new corruption and transnational bribery regulation. URL: https://www.dlapiper.com/en/insights/publications/global-anti-corruption-perspective/law-2195-of-2022-colombias-new-corruption-and-transnational-bribery-regulation
  3. Baker McKenzie In review: criminal and regulatory enforcement against companies in Colombia. URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=5d9cc43f-c000-446c-b296
  4. New Anti-Corruption Law 2195 of 2022 in Colombia: Challenges and Implementation Confusion URL: https://eightify.app/summary/politics-and-government/new-anti-corruption-law-2195-of-2022-in-colombia-challenges-and-implementation-confusion
  5. COVID-19 business criminal law and other issues in Colombia. URL: https://cms.law/en/int/expert-guides/cms-expert-guide-to-covid-19-corporate-crime-regulatory-issues/colombia

Интересная статья? Поделись ей с другими: