УДК 657.6

Ретроспективный взгляд на тенденции развития аудита в России: проблемы и перспективы

Мамедов Рамиз Эльдарович – студент Российской государственной академии интеллектуальной собственности.

Чибисова Елена Ивановна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Истории права и публично-правовых дисциплин Российской государственной академии интеллектуальной собственности.

Аннотация: Необходимость исследования перспектив развития аудита в России обусловлена трудностями в данной области, связанными с недоверием к профессии аудитор, стагнации интереса молодежи к данной сфере, низкое качество предоставляемых аудиторских услуг и ограниченное взаимодействие российских аудиторских организаций с мировым аудиторским сообществом. Совокупное разрешение данных проблем может послужить ориентиром для дальнейшего эволюционного пути российской аудиторской практики, что на наш взгляд повысит не только качество предоставляемых аудитом услуг, но и уровень формирования отчётности аудируемых организаций, основанную на практике аудиторов-консалдеров-экспертов, повысив их выживаемость в условиях рыночной экономики.

Ключевые слова: аудит, качество, проблемы развития, направления развития, стандарты.

Ретроспективный взгляд на проблему проследим с периода формирования рыночной экономики в Российской Федерации, где аудиторская деятельность закрепилась как независимая профессиональная сфера, осуществляемая аудиторами и аудиторскими организациями. В соответствии с основными принципами, регулирующими проведение аудита, важными являются установленные этические и профессиональные нормы, включающие в себя требования к независимости, честности и объективности аудитора, его высокому профессионализму, компетентности и добросовестности, а также обязательство соблюдения конфиденциальности информации и принятия ответственности. Кроме основополагающих в аудите присутствуют принципы, в соответствии с которыми проводится аудит финансовой отчётности, ими являются: существенность, разумная уверенность, разграничение ответственности, документирование, доказательность, выборочные проверки, понимание специфики деятельности аудируемого лица, профессиональный скептицизм, унифицированность. Характерной особенностью аудиторской деятельности является ее роль в общенациональной системе финансового контроля [4], а также ее предпринимательский характер в предоставлении определенного спектра аудиторских услуг [5], что подчеркивает важность обеспечения высокого качества этой деятельности.

Аудит в Российской Федерации строиться на ряде принципов, основной из них «независимость» в выражении мнения (профессионального суждения), регулируется законодательно-нормативными документами, таким как: Федеральный закон «О бухгалтерском учете» [6], Федеральный закон «О аудиторской деятельности», а также стандартами аудита ФСАД, МСА и качества проведения аудиторской проверки в соответствии с которыми оценивается по критериям качество их работы. Оценка качества аудита представляет собой гарантию соблюдения аудиторскими практиками установленных нормативов и этических норм и правил профессионального поведения [1]. Аудиторская деятельность в РФ соответствует Международным стандартам аудита (ISA), которые служат основой для профессионального ориентира в их работе. В России принята смешанная модель регулирования аудиторской деятельности, объединяющая государственное и саморегулирование. Такой подход направлен на эффективное управление и контроль аудиторской сферы, обеспечивая соответствие законодательству, профессиональным стандартам и этическим нормам, что способствует укреплению доверия к профессии аудитор и, гарантирует надежность прошедших аудиторскую проверку финансовых отчётов.

Последнее десятилетние осуществления аудиторской деятельности выявило ряд проблем, которые требуют немедленного внимания и разрешения. Одной из наиболее актуальных проблем остаются вопросы качества аудиторской деятельности, особенно в свете прекращения деятельности общественно значимых предприятий из-за банкротства. Парадоксально, несмотря на полученные положительные аудиторские заключения, относительно достоверности аудитированных отчётностей, возникает проблема доверия. Причиной недоверия может быть сложность понимания аудиторских процессов или сомнения в объективности и беспристрастности оценки аудиторов.

Важно обращать внимание на эти аспекты и работать над улучшением качества и доверия в аудиторской сфере для обеспечения более эффективной и надежной практики. Обеспечение стандартов качества аудиторских услуг требует эффективного контроля, осуществляемого уполномоченным федеральным органом, Банком России и саморегулируемой организацией аудиторов. Несмотря на внешний контроль, имеются недостатки, которые не обеспечивают защиту рынка от недобросовестных аудиторов. Так, одним из недостатков является формальный подход к контролю, второй связан с недостаточной эффективностью системы наказаний за недобросовестный аудит. Дополнительно, на рынке аудиторских услуг существуют проблемы, связанные с неравномерным распределением клиентов и доходов между крупными, средними и малыми аудиторскими организациями, что создает трудности в обеспечении контроля за соблюдением международных стандартов аудита [3] в условиях диспропорций.

Недостаточная интеграция в мировое сообщество представляет собой еще одну проблему в осуществлении и развитии аудиторской деятельности, что влечет за собой низкую конкурентоспособность российских аудиторских организаций. Несмотря на усиление активности в области международного сотрудничества в сфере аудиторских услуг, вовлеченность российских аудиторских организаций в международную деятельность остается невысокой. Отсутствие представителей России в ключевых органах IFAC и их непринятие участия в работе по улучшению Международных стандартов аудита являются актуальными проблемами.

Решить данные проблемы по нашему мнению возможно, если определить несколько направлений для дальнейшего развития аудиторской деятельности.

  1. Для укрепления доверия к аудиторской профессии необходимо внести коррективы в механизм контроля за повышением квалификации и качеством обучения аудиторов. Первостепенной мерой является совершенствование системы непрерывного повышения профессиональной квалификации. Структурированная подготовка к квалификационному экзамену и переход на обновленный формат его проведения способствуют объективной оценке знаний и их применимости в сфере аудиторской деятельности. Использование современных методов обучения с использованием IT-технологий также является важным аспектом в системе повышения профессиональной квалификации.
  2. Повышения качества аудиторской деятельности возможно добиться через пересмотр системы внутреннего контроля. Основой для усовершенствования данной системы должен стать единый подход с общими принципами, требованиями к ее организации, а также методами выявления нарушений и предпринимаемых мер ответственности. Построение системы внутреннего контроля должно быть направлено на выявление и оценку рисков в ходе аудиторской деятельности с целью минимизации и предотвращения возможных нарушений.
  3. Улучшения профессионального климата на рынке и создания эффективной системы мотивации, направленной на привлечение молодых специалистов и удержание опытных работников в аудиторской профессии, необходимы соответствующие усилия.
  4. Необходимо активизировать участие российских аудиторов в международном взаимодействии с целью укрепления статуса аудиторской профессии и повышения конкурентоспособности отечественных аудиторских организаций. В контексте Евразийского экономического союза необходимо сформировать предпосылки для беспрепятственного доступа к рынкам аудиторских услуг и обеспечить эффективный обмен информацией между регулирующими органами участвующих государств.

В ходе аудиторской деятельности возникло ряд проблем, среди которых выделяются уменьшение привлекательности для молодежи, низкое качество предоставляемых аудиторских услуг, недостаточная конкурентоспособность российских аудиторских организаций и слабая вовлеченность в международное сотрудничество. Для решения вышеперечисленных проблем необходимо следующее:

  • организация эффективного контроля над повышением квалификации и качеством обучения аудиторов;
  • улучшение системы надзора за аудиторской деятельностью с использованием единого методологического подхода;
  • Разработка эффективной мотивационной системы, направленной на привлечение молодежи и удержание опытных кадров в сфере аудита.;
  • Расширение участия российского аудиторского сообщества в международном взаимодействии.

В целях укрепления позиции аудита в системе финансового контроля на национальном уровне следует активно взаимодействовать с государственными органами путем улучшения законодательства и оптимизации как внешних, так и внутренних механизмов контроля. Сегодня усилия при разработке стратегий финансового контроля и внедрение инноваций в систему аудита сделают контроль над финансами национального уровня более эффективным и надежным. Основная задача заключается в увеличении доверия к выводам, предоставляемым аудиторскими услугами, улучшении их качества, повышении престижа аудиторской деятельности и расширении конкурентоспособности российских аудиторских организаций. Для достижения этой цели требуется:

  1. Использование технологий - внедрение современных технологий для анализа данных и автоматизации процессов аудита повышает эффективность и точность работы.
  2. Прозрачность в процессах - объяснение методологии, используемой в аудите, и процессов сбора и анализа данных помогает клиентам и заинтересованным сторонам лучше понимать, как формируются результаты.
  3. Обратная связь и улучшение – собирание обратной связи от клиентов после завершения аудита и использование этой информации для постоянного улучшения процессов и качества услуг.
  4. Страхование ответственности аудиторов может быть еще одним фактором, подтверждающим их профессиональную надежность.

Список литературы

  1. Кодекс профессиональной этики аудиторов от 22.11.2021.
  2. Международный стандарт аудита 220 «Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности» от 16.10.2023.
  3. Международный стандарт аудита 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита» от 09.01.2019.
  4. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. №307-ФЗ.
  5. Федеральный закон от 26.07.2019 N 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита».
  6. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  7. Нестерова М.Ю. Современные проблемы аудита эффективности и пути их решения // Вестник магистратуры. –2022. – №4-2 (127).
  8. Огородникова Е.П., Кузьмичева А.В. История и будущее аудита в России // Естественно-гуманитарные исследования. –2022. – №40 (2).
  9. Мишич И., Чибисова Е.И. УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ОРГАНИЗАЦИИ Электронный научный журнал. 2017. № 5-2 (20). С. 165-168.
  10. Чибисова Е.И. СИНОПСИС НА ВНУТРИФИРМЕННЫЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АУДИТ В РОССИИ В сборнике: Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. ООО "АР-Консалт". 2015. С. 152-153.
  11. Чибисова Е.И., Чибисов О.В. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА КОНТРОЛЯ НАД ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, Интеграл. 2013. № 6. С. 91.