УДК 338

Регулирование деятельности в сфере внутреннего контроля в отечественном бухгалтерском учете

Избасов Арман Тюлепергенович – студент магистратуры Оренбургского филиала Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова.

Аннотация: В статье раскрываются принципы нормативного регулирования внутреннего контроля в условиях применения нормативных актов, разработанных и утвержденных как государственным регулятором, так и негосударственным регулятором. Особое внимание уделяется вопросам нормативного регулирования внутреннего контроля на уровне компаний с участием различных специалистов, при условии их взаимодействия в интересах обеспечения интересов пользователей бухгалтерской отчетности в частности, информирования о существующих рисках.

Ключевые слова: экономическая безопасность, бухгалтерская отчетность, экономическое мошенничество, COSO, главный бухгалтер, внутренний контролер, внутренний аудитор.

Необходимость регулирования правовых, практических и теоретических аспектов внутреннего контроля (далее – ВК) в различных сферах определяется сложными экономическими отношениями, объективно существующими на уровне государств, регионов и непосредственно хозяйствующих субъектов,

Современная экономическая жизнь является сложным механизмом взаимодействия, который должен контролироваться на всех уровнях, так как наличие ресурсов может вызвать соблазн их незаконного присвоения, как отдельными физическими, так и юридическими лицами, способными осуществить мошеннические действия.

Одной из сфер экономического мошенничества выступает бухгалтерский учет, который одновременно является как функцией управления, так и информационной системой. Поэтому проблема обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета (далее – БУ) и бухгалтерской отчетности (далее – БО), активно изучается во всем мире. Единообразные требования к БУ связаны с тем, что формируемая на основе учетных данных информация поступает к заинтересованным пользователям в основном в виде БО. Именно указанная отчетность позволяет пользователям принимать различные решения финансово-экономического характера в отношении инвестиций, которые либо уже осуществлены, либо их предстоит осуществить.

Вопросы обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета во многом определяются тем, как организованы учетно-контрольные мероприятия, поэтому данный аспект подлежит регулированию на уровне страновом, государственном и внутри компаний. Основным инструментом, доказавшим на практике свою эффективность, является ВК, который противодействует потере ресурсов.

Под ВК в самом общем виде понимается система и процессы, созданные компанией для обеспечения эффективного управления и защиты активов, которые принадлежат ей на праве собственности или праве пользования.

В некоторой степени факт необходимости организации контроля нашел свое отражение в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Этот документ указывает, что в разрабатываемых на его основе правилах и нормах постановки и ведения БУ, хозяйствующими субъектами также должен организовываться и обеспечиваться соответствующий контроль за достоверностью и надежностью абсолютно всей финансовой информации [1]. В представленном документе еще не упоминается термин «внутренний контроль», но сама рассматриваемая Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России определяет контроль в качестве средства обеспечения достоверности данных БУ и БО. Как отмечают в своей статье Рожкова Н. К. и Блинова У. Ю., с началом рыночных преобразований в 1990-х годах, по причине изменений в социальных отношениях и социально-политической системе, возникла необходимость пересмотра как теоретических, так и методологических основ БУ [2]. Изменение социальных отношений на территории нашего государства привело к возникновению довольно разнообразных форм коллективной и частной собственности, что потребовало поиска наиболее адекватных форм контроля, как самой собственности, так и представления информации о ней в БО.

В России ВК получает законодательное закрепление лишь в 2011 году, когда принимается закон, регулирующий БУ. Так, ст. 19 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» обязывает всех экономических субъектов осуществлять ВК всех совершаемых фактов хозяйственной жизни. Причем стоит отметить, что в субъектах, подлежащих обязательному аудиту, ВК должен быть организован и осуществлен за ведением БУ и составлением БО (исключение – руководитель принял обязанность ведения БУ на себя) [3]. Организация ВК стала обязанностью экономических субъектов только с 1 января 2013 года, когда названный закон официально вступил в свое действие.

Для практической организации ВК на уровне хозяйствующих субъектов были разработаны рекомендательные документы, как самим Минфином России, так и негосударственным регулятором - Бухгалтерским методологическим центром (БМЦ). В первом случае - это Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» [4], а во втором - Рекомендация Р-44/2013-КпР «Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля» разработана Некоммерческой организацией ФОНД «НРБУ «БМЦ» [5].

В представленных выше документах идентично определены основные элементы ВК: контрольная среда, оценка рисков, процедуры ВК, информация и коммуникация, а помимо этого и оценка ВК. И это не случайное совпадение, поскольку в основу обоих рекомендаций положена модель COSO, разработанная изначально в 1992 году и впоследствии усовершенствованная Комитетом организаций спонсоров Тредвея, в оригинальном написании The Committee Of Sponsoring Organizations (COSO). Эта организация является разработчиком методов, инструментов, стандартов и мероприятий управления рисками и риск ориентированного регулирования финансовых организаций. Сама разработка называется COSO ERM «Enterprise Risk Management – Integrated Framework». Интегрированная модель управления рисками организации [6]. В целом ВК способствует на уровне компаний выработке стратегии и поиску методов повышения эффективности деятельности Комитетом организаций спонсоров Тредвея (COSO) внес изменения в систему ВК в ответ на возросшие организационные и глобальные бизнес-риски и организационные сложности, подрывающие эффективность работы компаний.

Следует подчеркнуть, что ВК позволяет организации идентифицировать, оценивать риски, а следовательно и управлять ими, что особенно важно в контексте предупреждения мошенничества, так как оно связано с финансовыми, операционными и репутационными рисками компаний. Если рассматривать ВК в качестве инструмента, который использует БУ, а точнее бухгалтеры компаний, то им следует использовать его для следования законам и нормативам, применимым к их деятельности. Это включает в себя соблюдение всех существующих бухгалтерских стандартов, налогового законодательства и других нормативных актов, включая локальный уровень.

По мнению Воюцкой И.В. и ее соавторов уровень системы ВК компании может быть признан надлежаще организованным, если в своих локальных документах она прописывает конкретные контрольные процедуры, обеспечивающие снижение уровня риска определенного объекта или процесса [7]. Однако в вопросах обеспечения снижения рисков нельзя полагаться исключительно на специалистов, осуществляющих ведение БУ и формирование БО.

 Если речь идет о крупных компаниях, располагающих достаточными ресурсами для осуществления контрольных мероприятий внутреннего характера, необходимо рассматривать ВК в качестве инструмента взаимодействия различных специалистов. Это подтверждают современные исследования трудовых функций различных специалистов, которые закреплены в действующих профессиональных стандартах. Так, группой исследователей было проведено ранжирование встречаемости таких дефиниций, как «риск» и «контроль» в текстах, которые официально утверждены Минтрудом России, профессиональных стандартах по укрупненной группе специальности 08 «Финансы и экономика». В результате было установлено, что на реализацию функций контроля и предотвращения рисков максимально ориентированы профессиональные стандарты «Специалист по управлению рисками», «Специалист по финансовому мониторингу (в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма)», «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» [8]. Всестороннее и детальное исследование трудовых функций и обязанностей включали такие элементы, как элементы управления рисками БО. Это обуславливается тем аспектом, что мы рассматриваем указанные выше элементы как фактор влияния на общий уровень экономической безопасности хозяйствующих субъектов.

Сущность ВК состоит в формировании соответствующей системы, которая осуществляет обеспечение достижения организацией своих собственных стратегических целей, максимально снижает риски, а помимо этого существенно повышает и улучшает эффективность и обеспечивает надежность финансовой отчетности. Это система, охватывающая все аспекты деятельности организации и взаимодействующая с ее внутренними и внешними процессами. При этом наличие контрольных трудовых функций у сотрудников, занимающих должности специалистов по ВК, риск-менеджменту и внутреннему аудиту существуют параллельно с контрольными функциями главных бухгалтеров [9].

Компании самостоятельно разрабатывает и документирует политику, процедуры и стандарты, которые регулируют ее деятельность, включая внутренний контроль. Эти документы определяют, какие действия, и процессы должны быть выполнены, чтобы достичь целей деятельности. Стоит отметить, что в качестве подобного локального нормативного акта может быть разработано Положение или регламент внутреннего контроля.

Наряду с ВК компании проводят внутренние аудиты, чтобы оценить соответствие ее хозяйственно-финансовых операций установленным политикам и процедурам, а помимо этого идентифицировать потенциальные проблемы и риски.

Внутренние аудиторы анализируют деятельность организации, выявляют слабые места и предлагают меры по их устранению. Организация устанавливает системы мониторинга и контроля, чтобы непрерывно оценивать свою деятельность и обеспечивать соблюдение политик и процедур. Это включает в себя регулярный мониторинг финансовой отчетности, оценку выполнения политик и процедур, а помимо этого и меры по устранению нарушений. Руководители современных компаний играют ключевую роль в установлении культуры ВК и внедрении его во все аспектах деятельности. Они создают стратегическое направление и обеспечивают адекватное финансовое и организационное обеспечение внутреннего контроля.

Сотрудники организации должны быть осведомлены о политиках и процедурах внутреннего контроля и пройти соответствующее обучение, чтобы соблюдать установленные правила. Обучение и развитие персонала являются важными аспектами успешного ВК.

Компании устанавливает способы выявления рисков, отражения их в отчетности и коммуникации, чтобы информировать все заинтересованные стороны, включая руководителей, сотрудников и стейкхолдеров, о состоянии внутреннего контроля и связанных с ним проблемах. Если в ходе внутреннего контроля выявляются нарушения, компания должна отладить механизмы для их устранения и расследования. Это включает в себя выявление корпоративных мошенничеств, незаконных действий и других нарушений.

Список литературы

  1. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.) | ГАРАНТ (garant.ru).
  2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855.
  3. Rozhkova, N. K. Conceptual problems of financial accounting in a digital economy / N. K. Rozhkova, U. Yu. Blinova // Upravlenie. – 2022. – Vol. 10, No. 4. – P. 78-83. – DOI 10.26425/2309-3633-2022-10-4-78-83. – EDN TRWYPB.
  4. Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156407.
  5. Рекомендация Р-44/2013-КпР «Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля» разработана Некоммерческой организацией ФОНД «НРБУ «БМЦ» URL: http://bmcenter.ru/ Files/mr_2013_KpT_CVKFO (дата обращения 15.12.2023).
  6. Кот, Е. М. Применение международных стандартов риск-менеджмента в современных реалиях / Е. М. Кот // Социально-экономический и гуманитарный журнал. – 2022. – № 2(24). – С. 51-72. – DOI 10.36718/2500-1825-2022-2-51-72. – EDN QBVHCK.
  7. Воюцкая, И. В. Внутренний контроль и его потенциал в выявлении рисков искажения бухгалтерской отчетности / И. В. Воюцкая, М. С. Коське, Ю. Г. Мишучкова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2022. – Т. 16, № 3. – С. 144-152. – DOI 10.14529/em220316. – EDN QQBEHE.
  8. Проблемы экономической безопасности: вызовы новой реальности / Е. В. Алексеева, В. В. Бехер, Т. А. Верезубова [и др.] ; Министерство науки и высшего образования Российской ФедерацииЮжно-Уральский государственный университетКафедра «Экономическая безопасность». – Челябинск : Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2023. – 732 с. – ISBN 978-5-696-05372-1. – EDN JGEVFM.
  9. Коське, М. С. Внутренний контроль как трудовая функция главного бухгалтера / М. С. Коське, Ю. Г. Мишучкова, И. В. Воюцкая // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. – 2015. – № 2(174). – С. 16-25. – EDN TUDPYD.

Интересная статья? Поделись ей с другими: