УДК 371

Превенция противоправного поведения обучающихся в вузах Министерства обороны РФ

Картамышев Денис Алексеевич – курсовой офицер-преподаватель Филиала Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого Министерства обороны Российской Федерации в г. Серпухов.

Аннотация: В статье предпринята попытка раскрыть причины, факторы и условия, приводящие курсантов вузов Министерства обороны Российской Федерации к противоправному поведению. Дано понятие исследуемого феномена, представлена типология курсантов, проявляющих противоправную поведенческую стратегию, выявлены группы курсантов, имеющих различную природу ненормативного поведения. Обоснована первичная профилактика противоправного поведения обучающихся в вузах Министерства Обороны российской Федерации. Раскрыты уровни превенции: общесоциальный, социально-педагогический, индивидуальный. Констатировано, что формирование социальной зрелости обучающихся, устойчивого нравственного-психологического иммунитета, высокого уровня правового сознания, правовой воспитанности, общей и правовой культуры будет способствовать формированию просоциальной поведенческой стратегии и правомерному поведению. Постулировано, что для эффективной превенции противоправного поведения обучающихся в вузах Министерства обороны Российской Федерации необходимо дифференцировать докриминальный и криминогенный уровни педагогической профилактики.

Ключевые слова: курсанты, вуз Министерства обороны Российской Федерации, противоправное поведение, девиация, предупреждение, профилактика образовательные организации институты воспитания и социализации.

Изменения в социально-политической жизни российского общества, инициировали ряд явлений, как позитивного, так и негативного характера. Деструктивные трансформации обусловлены девальвацией ценностных ориентаций в молодежной среде, а также социальной незрелостью и виктимностью. Усугубляет исследуемую проблему употребление молодыми людьми спиртных напитков, наркотических веществ и других ПАВ (психоактивных веществ), а также решение социальных проблем, не в реальном, а в виртуальном мире. Нам представляется, что при достаточно большом массиве исследований профилактики противоправного поведения обучающихся в образовательных организациях, вопросы превенции ненормативного поведения у курсантов вузов Министерства обороны российской Федерации остаются недостаточно разработанными.

О.М. Овчинников рассматривает противоправное поведение курсантов как стратегию деятельности, противоречащую нормам права и морали, принятым в обществе, и характеризующуюся отклонениями в личностной сфере, деформирующей позитивную социализацию и ориентированную на делинквентную самореализацию [1].

Противоправное поведение характеризуется такими деструктивными поступками, как хулиганство, драки, кражи, хищения. Нельзя не согласиться с исследователем А. М. Юдиной, что квинтэссенция этого явления выступает деформация системы внутренней регуляции поведения [5].

Мы разделяем мнение специалиста в области превентивной психологии и педагогики С.А. Беличевой в том, что необходимо дифференцировать докриминальный уровень, проявляющийся в мелких проступках, и криминогенный уровень, когда преступления представляют серьезную общественную опасность [2].

Любое отклонение от общепринятых ном называется девиацией, которая может быть, как конструктивной (гениальность), так и деструктивной.

Противоправное поведение обучающихся в среде в военного вуза проявляется у разных обучающихся по-разному. В первой группе курсантов можно наблюдать индифферентность, неподготовленность к военно-служебной деятельности, ни физически, ни психологически.

Вторая группа обучающихся активно сопротивляется педагогическому влиянию командиров, проявляя агрессивность и конфликтогенность.

Третья группы курсантов сознательно нарушает воинский устав и основные пункты военной присяги.

По мнению исследователя Л.К. Фортовой осознание офицерским составом типологии курсантов, проявляющих противоправную поведенческую стратегию, помогает организовать грамотную превентивную деятельность – профилактику [4].

Таким образом, мы рассматриваем первичную профилактику как деятельность преподавательского корпуса, направленную на предотвращение противоправных поступков обучающихся, ориентированную на предупреждение их ненормативного поведения.

Педагогическая профилактика противоправного поведения курсантов в вузах Министерства обороны РФ направлена на формирование у них устойчивого социального и психологического иммунитета к деструктивным влияниям социума. Кадровый состав военных вузов необходимо готовить к превентивной работе с курсантами, учить их конструктивному взаимодействию, толерантности к характеру другого, саморегуляции в трудных ситуациях. Мы убеждены, что только совместная деятельность семьи, вуза и самого индивида могут выступить значимыми составляющими формирования правомерного поведения обучающихся в военному вузе.

Список литературы

  1. Овчинников О. М. Совершенствование профессионального образования курсантов вузов ФСИН России как ответ на вызовы современных реалий // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 10. С. 56-59.
  2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. Москва: Консорциум «Социал. здоровье России», 1993. 198 с.
  3. Овчинников О. М., Фортова Л. К. К вопросу о содержательном наполнении коммуникативной культуры обучающихся высшей школы // Глобальный научный потенциал. 2020. № 8(113). С. 77-79.
  4. Фортова Л. К., Юдина А. М. Воспитание в XXI веке: проблемы и решения // Начальная школа. 2021. № 8. С. 3-6.
  5. Юдина А. М. Ответственность как структурная составляющая культуры личности // Перспективы науки. 2023. № 7(166). С. 237-239.

Интересная статья? Поделись ей с другими: