УДК 34

Порядок определения права на отдельные виды социального обеспечения при смерти новорождённого

Абдурахманов Денис Константинович – студент Западно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия.

Моросяк Дмитрий Владимирович – студент Западно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия.

Научный руководитель Назметдинов Рустем Рафисович – кандидат юридических наук, доцент кафедры Гражданского права Западно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия.

Аннотация: Данная статья рассматривает меры социального обеспечения в контексте смерти новорождённых в Российской Федерации, акцентируя внимание на ключевых механизмах поддержки, предусмотренных законодательством. В условиях, когда демографическая проблематика занимает важное место в российской политике, особое внимание уделяется комплексным социальным программам, нацеленным на поддержание численности населения. Авторы анализируют текущее законодательство, описывают процедуры и условия предоставления различных видов социального обеспечения, включая единовременное пособие при рождении ребенка, отпуск по беременности и родам, материнский капитал, а также социальное пособие на погребение.

Ключевые слова: социальное обеспечение при младенческой смертности, правовые аспекты мертворождения, единовременное пособие, материнский капитал, социальное пособие на погребение, социальная защита семей, государственная социальная поддержка.

В рамках российской внутригосударственной политики, проблема численности населения всегда занимала одно из центральных мест. В качестве ключевых методов для стимуляции роста населения и поддержания его численности, государство активно внедряет разнообразные социальные проекты, включая поддерживающие меры и финансовые пособия.

Опираясь на статистику младенческой смертности от Федеральной службы государственной статистики России, за период с начала января по конец августа 2023 года, в Российской Федерации зафиксировано 3507 случаев смерти детей, не достигших годовалого возраста [7]. Это является большим горем как для семей, так и для государства в целом. Поэтому, в случае потери ребенка, государство принимает на себя ответственность за социальную поддержку семей, стараясь не оставлять их в одиночестве с бедой. О.В. Автухова отмечала, что матери и дети – это категории населения, требующие особого внимания и поддержки со стороны государства, ведь от их благополучия напрямую зависит будущее нации, ее демографическое, экономическое, социальное и культурное процветание [5].

Согласно существующим законодательным нормам Российской Федерации, установлены следующие ключевые формы социальной поддержки для семей при рождении детей:

  1. Единовременное пособие при рождении ребенка – это финансовая помощь, предоставляемая семьям с новорожденными, направленная на возмещение увеличившихся расходов, связанных с появлением малыша в семье.
  2. Отпуск по беременности и родам – это законодательно установленный период, предоставляемый будущим матерям для подготовки к рождению ребенка, восстановления после родов и заботы о новорожденном.
  3. Предоставление материнского капитала – это одна из мер государственной поддержки семей с детьми, заключающаяся в выделении средств из бюджета Социального фонда России, которые в свою очередь выдаются безвозмездно на определённые семейные цели.
  4. Социальное пособие на погребение – это мера социальной поддержки, гарантированная государством, направленная на компенсирование похоронных расходов, в том числе и в случае смерти новорожденного ребенка.

Процедура государственной регистрации мертворожденного ребенка осуществляется на основе справки о перинатальной смерти, которая выдается медицинским учреждением или частным медицинским предпринимателем. Документация составляется в соответствии с формой № 106/у и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 апреля 2021 года № 352н "О подтверждении форм учета медицинских документов, свидетельствующих о случаях смерти и порядке их предоставления" [2]. В то же время определение "перинатальная смерть" носит исключительно медицинский характер, что обычно означает смерть незадолго до или после родов. Этот период ограничен периодом с 28-й недели беременности до первой недели послеродового периода (пренатального периода).

Кроме того, свидетельство о рождении мертворожденного ребенка не выдают, и официальная регистрация смерти также не осуществляется. Однако, в случае обращения одного из родителей, органы ЗАГС могут выдать документ, подтверждающий государственную регистрацию мертворожденного ребенка.

Руководитель медицинского учреждения, где были приняты роды или где произошла смерть ребенка, обязан сообщить в органы ЗАГС о случае мертворожденного младенца или о совмещенном факте рождения и последующей смерти ребенка. Эту же обязанность выполняет врач, который констатировал смерть или рождение мертвого ребенка, а также частный медицинский предприниматель в случае, если роды произошли вне стационара.

Необходимо подчеркнуть, что заявление о регистрации мертворожденного младенца или о регистрации рождения и смерти ребенка, который скончался в течение первой недели после рождения, должно быть представлено в установленный срок – не позднее чем, в течение трех дней после рождения мертворожденного или кончины новорожденного.

Следует описать процедуру назначения единовременной выплаты при рождении ребенка. В соответствии с законодательством [4], единовременное пособие не выплачивается при рождении ребенка, только в случае рождения мертворожденного ребенка. Если ребенок умер в первую неделю жизни, то в этом случае проводится государственная регистрация его рождения и смерти, и в таких обстоятельствах родители имеют полное право на получение упомянутого пособия. В то же время при рождении мертворожденного ребенка или умершего в первую неделю жизни не существует особых правил определения продолжительности отпуска по беременности и родам. Предоставление оплачиваемого отпуска не зависит от исхода родов. Мать имеет право на весь период отпуска, указанный в больничном листе, включая возможность прерывания отпуска и возвращения на работу в удобное время. Больничный лист по беременности и родам выдается на строго ограниченный срок - до 30 недель беременности, что составляет 140 дней (70 дней до и после родов). На основании этого, как отпуск, так и выплата соответствующего пособия, не прекращаются.

Особое внимание следует уделить выдаче материнского капитала при рождении мертворожденного ребенка или в случае смерти в течение первой недели жизни. По сути, механизм выдачи материнского капитала аналогичен процедуре выдачи единовременного пособия при рождении ребенка. Верховный Суд РФ в своем "Обзоре судебной практики, касающейся исполнения прав на материнский (семейный) капитал" [3], основываясь на положениях Федерального закона № 81-ФЗ от 19 мая 1995 года "О государственных пособиях для семей с детьми" и Федерального закона № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года, указал, что права на государственную поддержку и социальную защиту в области материнства, отцовства и детства, а также на соответствующие меры финансовой поддержки в связи с рождением и воспитанием детей возникают только при наличии ребенка, которому и предназначена эта поддержка и забота. Кроме того, согласно Федеральному закону № 81-ФЗ, единовременное пособие при рождении ребенка не предусмотрено в случае рождения мертворожденного младенца. Таким образом, при рождении мертвого первого или второго ребенка женщина не имеет права на дополнительную господдержку по Федеральному закону № 256-ФЗ. Ключевым моментом является наличие свидетельства о рождении ребенка. Исходя из вышеизложенного, делается вывод, что право на материнский капитал появляется лишь в случае, если ребенок скончался в первую неделю после рождения и было зарегистрировано его рождение.

Таже следует уделить внимание вопросу социального пособия на погребение в случае рождения мертворожденного ребенка или его смерти в первую неделю жизни. Е.Е. Мачульская указывала, что погребение (burial) означает выполнение ритуальных процедур по захоронению, включая предание останков земле, огню или воде в соответствии с принятыми традициями, обычаями и санитарными стандартами [6].

Государство обеспечивает бесплатное предоставление необходимых услуг для организации похорон умершего, оно включает в себя: оформление всех необходимых документов для погребения, предоставление и доставку гроба и других необходимых атрибутов, транспортировку тела на кладбище, а также сам процесс захоронения. Эти услуги предоставляются супругу, родственникам, законному представителю или любому другому лицу, взявшему на себя ответственность за проведение похорон [1].

В случаях, когда похороны осуществлялись за счет средств супруга, иждивенцев, других родственников, законного представителя или любого другого лица, взявшего на себя обязанности по организации погребения, государство выплачивает социальное пособие на погребение. Размер этого пособия выплачивается в размере стоимости услуг, предоставляемых гарантированным перечнем похоронных услуг, но не сверх установленного предела. В 2023 году максимальный размер социального пособия на погребение составляет 7793,48 рубля, однако в регионах с действующим районным коэффициентом этот лимит может быть скорректирован с учетом указанного коэффициента. Заявление на получение социального пособия должно быть подано в течение 6 месяцев с момента смерти.

Пособие на погребение выплачивается в день обращения на основании свидетельства о смерти. В случаях рождения мертворожденного ребенка после 154 дней беременности, выплата осуществляется органами социальной защиты по месту проживания. Если же смерть ребенка произошла в первую неделю после рождения, выплату производит организация, обеспечивающая покрытие рисков временной нетрудоспособности и связанных с материнством за умершего несовершеннолетнего.

Следует подчеркнуть, что социальное пособие на погребение предусмотрено как в случае рождения мертворожденного ребенка, так и при его смерти на первой неделе жизни, при этом различие заключается только в месте подачи заявления на такое пособие.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в Российской Федерации имеется достаточный перечень механизмов социального обеспечения семей, находящихся в этой сложной ситуации, такие как единовременное пособие при рождении ребенка, отпуск по беременности и родам, материнский капитал и социальное пособие на погребение, но, к сожалению, по большей части, эти механизмы доступны лишь для тех, чей ребенок умер после родов, а не во время них.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (ред. от 13.06.2023) // СЗ РФ от 15.01.1996 г., N 3 ст. 146.
  2. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2023) // СЗ РФ от 24.11.1997 г., N 47, ст. 5340.
  3. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, декабрь 2016 г., N 12.
  4. Приказ Минтруда от 29.09.2020 № 668н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (ред. от 11.01.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 23.12. 2020 г., N 0001202012230060.
  5. Автухова, О. В. "Актуальные проблемы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России" / О. В. Автухова // "Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина." – 2019. – № 2. – С. 250-254.
  6. Мачульская Е.Е. "Право социального обеспечения: учебник для СПО" / Е.Е. Мачульская. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 441 с.
  7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – http://rosstat.gov.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими: