УДК 34

Развод по инициативе жены в исламе теория и практика

Идрисов Ренат Исмагилович – магистрант Уральского государственного горного университета

Аннотация: В статье рассматривается довольно актуальная тема, связанная с разводом в Исламе по инициативе жены. Данный вопрос исследуется с теоретической и практической сторон. Автор подчеркивает, что женщина имеет право просить у мужа развод, однако для этого у нее должны быть весомые и обоснованные на это причины. В связи с этим, в статье приводятся основные причины для развода в Исламе по инициативе жены, а также рассматриваются различные точки зрения богословов правовой школы по данному вопросу, которые имеют определенное влияние в разных странах мира. В завершении автор приходит к выводу о том, что нормы религии Ислам призывают супругов жить согласно общепринятым нормам порядочности, не притесняя и не ограничивая права своих вторых половин, однако, если жена просит у своего супруга дать ей развод, имея на это весомые причины, то муж не может ущемлять ее законные права или ограничивать свободу путем затягивания (не предоставления) развода.

Ключевые слова: развод, расторжение брака, муж, жена, причины, право женщины.

Несмотря на ошибочно распространенное мнение в российском обществе об ограниченности мусульманских женщин в браке, мусульманка обладает огромным количеством прав, на порядок превосходящих ее обязанности, и одним из таких прав, я бы хотел выделить право требовать развод в определенных случаях.

Однако справедливости ради начать рассмотрение данного вопроса я начну с хадиса (изречения) пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), который сказал: «Если женщина попросит своего мужа о разводе без уважительной на то причины, она будет лишена возможности почувствовать благоухание рая». Помимо этого, причины, на основании которых женщина обладает правом просить у мужа развода, ни в коем случае не могут быть легкомысленными, безосновательными, эмоциональными, навеянными капризами, либо необоснованными.

При наличии таковых причин, каждая мусульманская женщина вправе требовать развода. Если при этом у нее возникают какие-либо проблемы и родные или члены семьи не в состоянии повлиять на супругов в целях сохранения их семьи или обеспечить спокойное и цивилизованное расторжение брака, то в такой ситуации женщина может сделать это, обратившись за помощью к руководителю местной религиозной общины или посредством подачи соответствующего заявления в отделение загса.

Далее рассмотрим основные причины, на основании которых женщина получает право по требованию развода у своего супруга. Данные причины должны носить весомый и обоснованный характер, дабы не навлечь на себя гнев Всевышнего.

Тщательно проанализировав тексты Священного Корана и сунны (высказываний) пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует), известный богослов Ибн Джибрин, который при жизни был членом Совета старших ученых и Постоянного комитета по исламским исследованиям и изданию фетв (богословских заключений) в Саудовской Аравии, выделил пять таких причин.

Во-первых. Если жене ненавистен, неприятен нрав ее мужа: его излишняя суровость, вспыльчивость, несдержанность, быстрый гнев, регулярное порицание ее даже за несущественное дело, либо упреки за незначительные недостатки, то она обладает правом, чтобы просить у мужа развод.

Во-вторых. Если жене неприятен внешний вид своего мужа: у него имеется определенный внешний недостаток, уродливость, изъяны во внутренних органах или органах чувств, то в такой ситуации женщина также имеет право просить у мужа расторжение брака.

В-третьих. Если у ее мужа имеются недостатки либо упущения в религиозной сфере: например муж оставляет молитву, либо пренебрегает ей в общине (коллективной молитвой), либо пренебрегает постом в месяц Рамадан (обязательный пост в Исламе), без уважительной причины, либо муж совершает различные действия (грехи), которые запрещены данной религией (например, употребление алкоголя, прелюбодеяние), то в такой ситуации женщина также имеет право просить у мужа развод.

В-четвёртых. Если муж не выполняет своих прямых супружеских обязанностей по отношению к жене: не обеспечивает пропитанием, либо одеждой, или другими важными для нее вещами, имеет на это все возможности, но умышленно не делает этого, то женщина вправе просить мужа расторгнуть их брачный союз.

В-пятых. Если ее муж не исполняет перед ней свои супружеские обязанности так, как это принято и достаточно для сохранения ею целомудрия, что обуславливается его половым бессилием или отсутствие какого-либо желания и (или) влечения к своей жене, а возможно и по причине его заинтересованности и увлечения другой женщиной, и если он не проявляет справедливость при распределении своего времени пребывания между своими жёнами, то женщина  вправе просить у мужа развод.

Кроме того, в обычной жизни, на практике бывают ситуации, когда жена подает иск в судебный орган либо обращается с соответствующим заявлением в загс, поскольку муж длительное время отсутствует, а его местонахождение не является известным. Касаемо рассматриваемой проблемной ситуации единогласного мнения исламских ученых не существует, поскольку имеются различные мнения. Так, богословы правовой школы, имеющей свое влияние преимущественно в России и странах СНГ (ханафитского и шафиитского мазхабов) придерживаются мнения о том, что в данной ситуации жена не имеет права подавать и получать развод с пропавшим супругом. А богословы правовых школ арабских стран и стран Африки (маликитского и ханбалитского мазхабов) считают, что в такой ситуации развод супругов является вполне возможным. Свою точку зрения они обуславливают тем, что в качестве одного из религиозных положений выступает обеспечение защиты человека от вреда, который ему наносится.

Во время своего правления халиф (правитель мусульман) Умар, один из сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), отправлял письма тем мусульманам, кто длительное время отсутствовал в семье, с приказом выбирать:  материальное обеспечение семьи или расторжение брака.

По этой причине существует мнение богословов одной из исламских правовых школ (маликитов), что если местонахождение супруга неизвестно, судья имеет право освободить жену от уз брака; если местонахождение супруга является известным и точно установленным обстоятельством, то его обязывают приехать и самолично расторгнуть брачный союз со своей женой, или на регулярной основе присылать своей супруге и семье соответствующее материальное обеспечение. 

Что касаемо мнений о сроках, по истечении которых жена обладает правом для того, чтобы обратиться к судье для получения решения о расторжении брака, теологи – маликиты придерживаются мнения, что этот период должен составлять один год (в исключительных случаях — три), а теологи – ханбалиты, придерживаются мнения, что этот период должен составлять шесть месяцев и более. На практике, как правило, судьи выносят решение, принимая во внимание конкретные и индивидуальные обстоятельства и ситуации, а помимо этого особо учитывая мнения авторитетных исследователей богословов прошлого и настоящего.

Наличие разных богословских мнений по исследуемому вопросу вытекает из самой сути проблемы, которая состоит в том, что этот вопрос никак не освещен ни в Коране, ни в Сунне, в связи, с чем дать ему какую-то конкретную, исчерпывающую, определенную каноническую формулировку на практике невозможно.

При возникновении в жизни подобного вопроса, женщине самой необходимо глубоко проанализировать происходящее, посоветоваться со знающими людьми, обладающими религиозными знаниями определенного уровня, позволяющими им выносить соответствующие решения. Думать о расторжении брака женщине возможно по прошествии 4–6 месяцев отсутствия мужа, если в течение всего этого периода от него нет вестей и его поиски не дали никаких результатов.

И завершая исследование, мы приходим к выводу, что нормы религии Ислам призывают супругов жить согласно общепринятым нормам порядочности, не притесняя при этом и не ограничивая права своих вторых половин. В случае если жена просит у своего супруга дать ей развод, имея на это обоснованные и весомые причины, то муж не может ущемлять ее законные права или ограничивать свободу путем затягивания (не предоставления) развода. Бракоразводный процесс должен происходить в рамках благоразумия и обоюдного согласия. Однако некоторые изменения в характере, поведении, отношении супругов друг к другу, не должны становиться причиной скоропалительного, невзвешенного разрушения семьи, ведь «в том или ином, порицаемом вами, Аллах (Бог, Господь) может заложить много блага». Муж и жена должны обсудить все разногласия, которые возникли между ними, проявив максимальное терпение и уважение, а в некоторых случаях и пожертвовав чем-либо для того, чтобы прийти к согласию, которое будет устраивать обе стороны.

Список литературы

  1. Агзамова Л.М. Философия мусульманской семьи / Л.М. Агзамова // Проблемы востоковедения. – 2010. – № 2. – С. 136–140.
  2. Адыгамов Р.К. Исламское вероучение: Учебное пособие / Р.К. Адыгамов. ─ Казань: Иман, 2010. ─ 231с.
  3. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь / А. Али-заде. – М.: Ансар, 2007. – 400 с.
  4. Аляутдинов Ш. Р. Ответы на ваши вопросы об Исламе. Т.2 / Ш. Р. Аляутдинов Ш. Р. – М.: Фонд «Мир образования», 2003. – 447 с.
  5. Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура / Е.Ю. Барковская. - М.: Изд-во РАГС, 2001. – 75 с.
  6. Белова М.К. Роль женщины в арабских странах / М.К. Белова, М.Н. Маиор // Colloquium-journal. – 2019. – № 24. – С. 119–120.
  7. Гаджиев М.П. Подарок новобрачным / М.П. Гаджиев, С.Н. Султанмагомедов. – Махачкала: Отдел исламского просвещения ДУМД, 2007. – 148 с.
  8. Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. Очерк истории (600–1258) / пер. с англ. И.М. Дижура. ─ М.: Наука, 1988. ─ 216 с.
  9. Ибн Каййим аль-Джаузийя. Фаваид Полезные наставления / пер. с араб. Е. Сорокоумовой. — М.: Умма, 2013. — 480 с.
  10. Кардави Ю. Дозволенное и запретное в исламе / Ю. Кардави. – М.: Андалус, 2004. – 335 с.
  11. Керимов Г.М. Ислам: семья и брак / Г.М. Керимов // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2010. – № 5. – С. 244–251.
  12. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман / Г. М. Керимов. - М.: Леном, 1999. – 304 с.
  13. Кочконян С.А. Исламское семейное право / С.А. Кочконян, К.Л. Кочконян, С.Н. Турк // Colloquium-journal. – 2019. – № 25. – С. 131–133.

Интересная статья? Поделись ей с другими: